Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации (Анализ валютного регулирования в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день лишь 10 стран используют режим инфляционного таргетирования в чистом виде. К их числу принадлежат 8 развитых и всего 2 развивающихся страны. Данные страны практически не осуществляют валютные интервенции, а вмешательство в финансовый рынок с помощью них считается экстраординарной мерой. Однако применение режима инфляционного таргетирования приводит к увеличению волатильности на валютных рынках, повышаются валютные риски из-за появления неопределенности относительно изменения валютных курсов. Так произошло и в России.

Например, компания Apple при ценообразовании использует курс, при кото- ром доллар стоит гораздо дороже официального курса рубля, что, несомненно, гораздо выше фактического обменного курса. Также в развивающихся странах может по- явиться такой феномен, как «страх укрепления национальной валюты», при котором происходит удорожание экспорта и возможная потеря конкурентоспособности продукции данной страны на мировом рынке. Поэтому на данный момент большинство стран, использующих режим инфляционного таргетирования, не исключает возможности присутствия на валютном рынке. Это практикуется в таких странах, как Армения, Бразилия, Колумбия, Венгрия, Турция, Филиппины и т. д. Так, в Бразилии в 2011 из-за большого наплыва капитала в страну и роста инфляционных ожиданий, связанных с повышением цен на мировых рынках, произошло существенное укрепление бразильского реала. Так, средний чистый приток капитала (суммарная величина прямых иностранных и портфельных инвестиций) в период 1995– 2008 гг. составлял около 2,7% ВВП в год, тогда как за 12 месяцев, предшествовавших августу 2011 г., соответствующий показатель достиг 6,1% ВВП Бразилии. Поэтому правительство приняло ряд мер, за- медливших рост национальной валюты для того, чтобы избежать резкого падения курса после его устойчивого подъема. Во-первых, была проведена более активная валютная интервенция для снижения уровня волатильности. Во-вторых, был ужесточен контроль за движением капитала. Сна- чала был введен налог на финансовые операции, проводившиеся с использованием иностранного капитала. Затем был введен налог на прибыль с депозитов, созданных для проведения сделок с валютными деривативами.

Для развивающихся стран использование данного режима означает попытку стабилизации экономической ситуации с использованием процентной политики. В краткосрочной перспективе это замедляет темп роста экономики. С одной стороны, кредиты на внутреннем рынке становятся дороже, вследствие чего могут снизиться инвестиции и потребление. Но с другой стороны, для данных стран открыты внешние финансовые рынки и в долгосрочной перспективе ситуации имеют возможность стабилизироваться. Рассматривая российскую ситуацию, следует сказать, что применение режима инфляционного таргетирования ограничено тем, что в условиях санкций внешние рынки капитала для нашей страны закрыты и ситуация, связанная с падением темпов роста экономики, может не стабилизироваться. Осложняет ситуацию то, что запреты распространяются не только на финансовый сектор. Как никогда раньше стране следует увеличивать инвестиции в реальный сектор, но из-за высокой учетной ставки деньги на внутреннем рынке становятся дорогими, инвестиции в экономику не увеличиваются, а темп роста ВВП падает.


Все это может привести к многочисленным проблемам не только в экономическом, но и социальном плане. Поэтому на данный момент, по прошествии двух лет, об эффективности режима инфляционного таргетирования в России говорить нельзя. А опыт зарубежных стран показывает, что переход к режиму инфляционного таргетирования не должен осуществляться в период рецессии.

Дальнейшее влияние курса реала на экспорт побудило правительство ввести дополнительные меры по ограничению притока иностранного капитала в страну. Стал применяться налог на финансовые сделки на все кредиты со сроком погашения 3 года, а затем и 5 лет. До этого данным налогом облагались кредиты со сроком погашения 2 года. Несмотря на это, мировой опыт показывает, что режим таргетирования инфляции является достаточно эффективным, даже в странах, зависящих от экспорта энергоресурсов. В Канаде лишь в 21% случаев инфляция отклонялась не менее чем на 1 п.п. от целевого значения.

В Швейцарии, не являющейся экспортером сырья, это происходило лишь в 3% случаев. Однако следует отметить, что успех использования политики инфляционного таргетирования во многом зависит от степени развития финансового рынка и финансового сектора, которые способны определить скорость реакции экономики на изменения в проводимой политике. Слабость финансового сектора существенно ограничивает эффективность проводимой монетарными властяполитики. В России финансовый сектор на данный момент составляет чуть более 6% ВВП. Также для успешного применения политики инфляционного таргетирования нужно на начальном этапе развивать институциональную среду и финансовый сектор экономики, повышать открытость органов денежно-кредитного регулирования в условиях рыночного механизма ценообразования. Тем не менее на данном этапе использование режима инфляционного таргетирования в российской экономике приводит к ряду противоречий

2.3. Основные направления валютной политики РФ на 2016-2017 гг. 

Поддержание устойчивости рубля относится к базовым функциям Банка России. Непростая экономическая ситуация в 2014 году привела к девальвации национальной валюты на 70%. Это было вызвано резким падением цены на нефть, необходимостью погашения внешних долговых обязательств, наличием финансовых санкций. Необходимость обуздания темпов инфляции привела к повышению ключевой ставки до 17,00% в конце 2014 года, увеличению   продажи   валютной   выручки экспортерами.


В 2015 ситуация ухудшилась, однако произошло замедление инфляции, обусловленное применением инструментов рефинансирования  в иностранной валюте. В 2015 году активно проводились операции по покупке иностранной  валюты  в целях пополнения   международных резервов.  В соответствии с высокими рисками и непредсказуемостью дальнейшей ситуации на мировом рынке, разработаны три сценария  на 2016-2018  годы.  Базовый   сценарий рассматривает цену за баррель нефти в размере 50 долларов США на весь трехлетний период. Усредненный сценарий предполагает постепенный рост до 70-80 долларов США за баррель в 2018 году. Стрессовый сценарий рассчитан на падение стоимости нефти за баррель ниже 40   долларов США. Сценарии учитывают также  динамику внешнего спроса, внешние инфляционные тенденции и финансовые условия, сохранение всех существующих внешних санкций в том же объеме. Рассматривается возможность роста процентных ставок на мировых финансовых рынках в связи с ужесточением денежно-кредитной политики большинства государств. Возможным является  сохранение ограничений на ввоз импорта. Сохраняются неблагоприятные демографические тенденции  и малая мобильность трудовых ресурсов.

Усиление конкуренции на мировом рынке нефти, обусловленное развитием сланцевых технологий и снятием санкций с Ирана, носит долговременный характер, что в сочетании с закреплением цен на нефть на уровнях ниже 50 долл./барр. создаёт условия для сохранения цен на нефть на низких уровнях в среднесрочной перспективе. В рамках данного прогноза мы рассматриваем два сценария, отличающихся динамикой цен на нефть. Первый сценарий – "35" (базовый) – предусматривает среднегодовую цену нефти Urals на уровне 35 долл./барр. (Brent – 37) с 2016 по 2020 г.. Второй сценарий – "50" – исходит из того, что в 2016 г. нефть стоит в среднем 45 долл./барр., а в 2017-2020 гг. стабилизируется на уровне 50 долл./барр.

.

Источник: Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ, Reuters.

Рисунок 2.3 - Динамика среднегодовой цены на нефть марки Urals в сценариях прогноза, долл./барр

К планируемым позитивным изменениям следует отнести восстановление роста кредитной активности в 2017-2018 гг., увеличение в общем объеме заимствований  доли внутренних кредитов, повышение доверия к рублю, рост сбережений, снижение уровня долларизации активов и обязательств субъектов рынка.

Поддержание устойчивости рубля достигается путем обеспечения ценовой стабильности и сохранения покупательной способности. 


Обеспечение  ценовой  стабильности  есть поддержание низких темпов инфляции, целевые ориентиры  по инфляции определены на уровне  4%  в 2017 году. Воздействие будет осуществлено через  ключевую  ставку, влияющую на валютный курс, цены финансовых активов, цены на недвижимость. Сохранится действие режима плавающего валютного курса.

Будут продолжены  мероприятия по развитию  и модернизации платежной    системы, укреплению  банковской системы и финансового рынка, по обеспечению  финансовой стабильности в целом, что  напрямую связано с основными стратегическими направлениями прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г.  

Несомненна четкая взаимосвязь  механизма денежно-кредитной политики с бюджетной, антимонопольной, внешнеэкономической, тарифной, структурной  политикой государства.

 Необходимость   координации  действий  существует также  и  на   операционном уровне, с четким контролем существующих бюджетных потоков, систематизацией объектов, методов и способов осуществления данных операций в целях роста их эффективноcти. поскольку  операции Федерального казначейства по размещению бюджетных  средств  на  банковские депозиты оказывают серьезное влияние на совокупную банковскую ликвидность.

Одним из критериев успешности либо неуспешности управления денежно-кредитной составляющей страны, является сравнение результативности осуществляемых мероприятий в данной сфере по государствам. Журнал GlobalFinance  ежегодно публикует рейтинг эффективности деятельности глав 75 центральных банков, исходя из критериев стабильности курса национальной валюты, показателей роста национальной экономики, контроля за уровнем инфляции, эффективности управления процентной ставкой.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ 

Среди многочисленных общеэкономических проблем, полученных в ходе выполнения финансовой стабилизации в России, а также большое внимание уделяется вопросам макроэкономической политики. Валютная политика государства является важной частью экономической политики, так как от ее производительности зависит устойчивость валюты, рост и развитие экономики в целом.

В широком смысле валютная политика включает в себя валютное регулирование, контроль и международное валютно-финансовое сотрудничество. Все перечисленное выше направлено на повышение роли валютного фактора инновационного развития Российской Федерации. В связи с этим, необходимо усовершенствование валютной политики как составной части экономической политики. К сожалению, в государственных управляющих документах валютной политике особого внимания не уделяется, а рассматривается лишь одна из ее составляющих – курсовая политика и состояние международных резервов.


Поэтому основным и наиболее важным моментом в модернизации валютной политики является разработка ее концепции, которая до сих пор в нашей стране не разработана. Наряду с концепцией при модернизации валютной политики необходимо также брать во внимание направление к обновлению теоретической основы экономической политики. В целом модернизация валютной политики должна быть комплексной и включать основные направления: курсовую политику, управление официальными международными резервами, валютное регулирование и контроль. Но, на пути модернизации валютной политики существует ряд проблем. Во-первых, для обеспечения стабильного курса рубля в первую очередь следует повысить качество курсовой политики, которое можно достигнуть с помощью отказа от оценки тенденций и перспектив развития динамики курса рубля, основанной на влиянии на него лишь мировых цен на нефть. Благодаря этому, методы определения курса национальной валюты должны быть улучшены. При оценке реального курса рубля номинальный курс изменяется на соотношение темпов инфляции в двух странах, валюты которых котируются. Связь между динамикой курса рубля и межстрановой разницей темпа инфляции проявляется в снижении его реального курса, так как в России темп инфляции в 2–3 раза выше, чем в США, рис. 3.1.

Рисунок 3.1. Уровень инфляции по годам, %

Это касается определения курсовых соотношений на базе не только экспортных, но и импортных цен. Ко всему этому, на курс рубля влияет также определение эффективного курса по отношению к корзине иностранных валют. Стоит отметить, что доля доллара преобладает в корзине иностранных валют, используемых в международных расчетах. В связи с этим следует изменить корзину иностранных валют, используемую для определения эффективного курса рубля. Кроме паритета покупательной способности (ППС) – абсолютной или относительной – используется метод определения курса рубля на основе сопоставления спроса и предложения валют, исходя из состояния платежного баланса. За последние несколько лет наблюдается увеличение международного движения капиталов и финансовых инструментов на курсовые соотношения валют. Так нестабильность оттока (притока) капитала из России приводит к изменению рыночного спроса и предложения валют. Рекомендации по разработке показателей устойчивых глобальных не равновесий, в том числе в валютных отношениях, акцентируют внимание лишь на состоянии счета текущих операций платежного баланса, а именно торгового баланса, на притоке доходов от зарубежных инвестиций. При увеличении активной разницы между приходом и расходом счёта (сальдо) платежного баланса страна будет обязана повышать курс своей валюты, а при его дефиците принимать меры по его снижению. Учитывая важность взаимодействия стран в сфере экономической политики для обеспечения относительной стабильности курсов валют, снижения рисков потерь и межстрановых валютных противоречий. Рекомендация изменять курс валюты в зависимости от состояния торгового баланса страны отражает интересы развитых стран – экспортеров товаров и услуг, которые добиваются повышения курса валют развивающихся стран с активным торговым балансом. Возьмем в пример, США заинтересованы в снижении курса доллара к юаню и настаивают на повышении курса китайской валюты, чтобы стимулировать свой экспорт в Китай. Повышение курса валюты зависит не только от активного сальдо счета текущих операций платежного баланса, но и от ряда других факторов: увеличения притока иностранных капиталов, межстрановой разницы темпов инфляции и уровня процентных ставок, игры на повышение курса, степени доверия к национальной валюте.