Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия АО «ЦДК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование ассортимента - это деятельность, направленная на подбор групп, видов и разновидностей товаров соответственно спросу потребителей, с целью наиболее полного его удовлетворения. Ассортимент представляет собой набор товаров, способный удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности населения и обеспечить высокую прибыль организации.

Формирование ассортимента товаров осуществляется непрерывно, начиная от производства и заканчивая потреблением, оно связано с определенным предприятием и обуславливается ассортиментной политикой этого предприятия.

Ассортиментная политика предполагает определение руководством компании целей, задач и основных направлений формирования ассортимента товара.

Основные направления формирования ассортимента:

  1. Сокращение ассортимента применяется при снижении спроса, низкая прибыльность или убыточность при реализации товара. В основном проводится качественное и количественное изменение набора товаров, т.е. уменьшается его широта и полнота.
  2. Расширение ассортимента применяется при увеличении спроса или высокой прибыльности при реализации товара. В основном проводится качественное и количественное изменение набора товаров, т.е. увеличивается его широта, полнота и новизна.
  3. Стабилизация ассортимента применяется при устойчивом спросе товаров, в основном повседневного потребления.
  4. Обновление ассортимента применяется при изменившемся спросе, появлении новых товаров, потребностей. Проводится количественное и качественное изменение набора товаров, а также замена морально устаревшего товара, стимулирования спроса.
  5. Совершенствование ассортимента применяется для удовлетворения потребностей разных групп потребителей, проводится качественное и количественное изменение набора товаров для повышения его рациональности.
  6. Гармонизация ассортимента применяется для специализированных магазинов и отдельных секций, проводится качественное и количественное изменение набора товаров, которое отражает приближенность реального ассортимента к оптимальному.

Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента:

1. Спрос определяется потребностью, которая подкреплена платежеспособностью потребителей, напрямую зависящей от их доходов, демографических и прочих особенностей.

2. Рентабельность обусловливается себестоимостью, затратами производства и обращения, на которые влияют различные факторы.

Товарный ассортимент розничного торгового предприятия тесно связан с его ассортиментным профилем. Поэтому при формировании ассортимента розничного торгового предприятия необходимо учитывать вид и тип розничного предприятия.


Товарный ассортимент предприятия состоит из:

- основной группы товаров - она направлена приносить основную прибыль организации;

- поддерживающей группы товаров - она направлена стабилизировать доходы от реализации;

- уходящей группы товаров - характеризуется низкой степенью прибыльности или убыточностью;

- стратегической группы товаров - она направлена на обеспечение в будущем основной прибыли;

- тактической группы товаров - она направлена на стимулирование продажи основных групп товаров.

Ассортимент товара розничного торгового предприятия должен не только соответствовать виду торгового предприятия, но и особенностям покупательского спроса потребителей. Рынок для АО «ЦДК» представляет собой основную внешнюю среду. Она состоит из конкурентов и клиентов, продукции. Анализ хозяйственной деятельности предприятия на основе матрицы БКГ показал, что «Собак» и «Диких кошек» в АО «ЦДК» нет.

Для формирования ассортимента и повышению эффективности сбытовой деятельности предприятия в работе предложены следующие направления:

1. Разработка «Положения об ассортиментной политике». Ассортиментная политика - это мероприятия компании, направленные на формирование ассортимента и управление им.

  1. Формирование ассортимента АО «ЦДК» - разработка стратегии продукта, основная цель которой выбор оптимального ассортимента, удовлетворяющего потребности покупателей и дающего прибыль.
  2. Организация мерчендайзинга торгового предприятия. Мерчандайзинг – востребованное и достаточно перспективное направление для бизнеса, ориентированное на построение маркетинговых коммуникаций с целью роста сбыта, с привлечением потребителей в места продаж, без необходимости активного участия продавцов и персонала торговых точек.

Рост товарооборота предприятия приведет к значительному увеличению прибыли, что свидетельствует об эффективности мероприятий.

Список использованных источников

  1. Алексеев А.В. Развитие оптового и розничного рынка в России / А.В. Алексеев. - М.: Спарк, 2016. – 312 с.
  2. Балакирев С.А. Управление товарным ассортиментом / С.А. Балакирев. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2018. - 270 с.
  3. Беспалюк К.М. Научных подходов к управлению бизнес-портфелем предприятия / К.М. Беспалюк. // Экономика, 2016. - №10. – С. 411-416.
  4. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли: учебник для вузов / К.М. Виноградова. - Мн.: Высшая школа, 2017. – 223 с.
  5. Гарифулин А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации / А.Ф. Гарифулин. - М.: Альпина-Букс, 2016. - 544 c.
  6. Гордеев Д.И. Управление ассортиментом в современных экономических условиях / Д.И. Гордеев. // Молодой ученый, 2017. - №4. - С. 413-415.
  7. Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом / С.Е. Елкин. - М.: Сфера, 2018. - 302 с.
  8. Капнин Г.М. Оптимальное управление ассортиментным портфелем / Г.М. Капнин. - Спб.: Питер, 2016. - 366 с.
  9. Козлова О.А. Анализ эффективности товарного ассортимента предприятия с помощью двухфакторной модели / О.А. Козлова. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2016. - 211 с.
  10. Лавренко А.С. Организационно-экономические механизмы и инструменты принятия решений при ассортиментном планировании в магазинах / А.С. Лавренко. // Молодой ученый, 2017. - №14. - С. 167-170.
  11. Линдерс М. Управление снабжением и запасами / М. Линдерс. // Экономика, 2017. - №7. – С. 105-109.
  12. Лисовский П.В. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети / П.В. Лисовский. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 316 c.
  13. Новикова Н.Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия торговой организации / Н.Г. Новикова. - М.: ЛИБРОКОМ, 2018. - 384 c.
  14. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие / Т.Н. Парамонова. - М.: КНОРУС, 2016. - 420 с