Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия АО «ЦДК»).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
1.2 Понятие и составление ассортиментной матрицы на торговом предприятии
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия АО «ЦДК»
2.2 Анализ ассортимента и ценовой политики торгового предприятия
2.3 Анализ и оценка хозяйственной деятельности предприятия на основе матрицы БКГ
Таблица 2
Динамика финансовых показателей Орловского филиала
АО «ЦДК» за 2016-2018 годы
Темп роста |
|||||
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||
2017 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2017 г. |
||||
Выручка от реализации товаров, работ и услуг, тыс. руб. |
131470 |
136083 |
126067 |
3,5 |
-7,4 |
Себестоимость реализованных товаров, работ и услуг, тыс. руб |
126590 |
135931 |
123394 |
7,4 |
-9,2 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
4880 |
152 |
2673 |
-96,9 |
1658,6 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
25 |
0 |
0 |
-100 |
- |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
4855 |
152 |
2673 |
-96,9 |
1658,6 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1756 |
-1261 |
679 |
-171,8 |
-46,2 |
Затраты на 1 рубль выручки от продажи, коп. |
96,31 |
99,9 |
97,88 |
3,7 |
-2,0 |
Рентабельность продаж, % |
3,8 |
0,11 |
2,17 |
-97,1 |
1872,7 |
Поскольку темпы роста себестоимости реализованных товаров, работ и услуг растут более быстрыми темпами чем выручка от ее реализации, уровень затрат на 1 рубль выручки в 2017 году резко увеличился на 3,59 коп.
Данное изменение привело к существенному снижению размера прибыли от продаж на 4703,0 тыс. руб. или 96,9%. При этом чистая прибыль сократилась на 171,8%. Об ухудшении деятельности Орловского филиала АО «ЦДК» свидетельствует также показатель рентабельности продаж, значение которого составило 0,11% в 2017 году против 3,8% в 2016 году.
Финансовое состояние предприятия зависит не только от финансовых результатов, но и от структуры имущества и источников их формирования. В этих целях в таблице 6 будет проведен анализ имущества Орловского филиала АО «ЦДК» и источников его формирования.
Таблица 3
Динамика состава и структуры баланса Орловского филиала
АО «ЦДК» за 2016 - 2018 годы
Продолжение таблицы 3
Как видно из таблицы имущество АО «ЦДК» в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилось на сумму 19806 тыс. руб. или 31,1%. Это произошло главным образом за счет увеличения величины внеоборотных активов, в частности основных средств, которые выросли с 2016 года 2017 года на 18000 тыс. руб.
Анализируя пассив баланса предприятия, можно сказать следующее. Имущество АО «ЦДК» на протяжении анализируемого периода сформировано в основном (более чем на 70,23%) за счет заемного капитала, а именно долгосрочных обязательств.
Динамику состава и структуры актива баланса предприятия АО «ЦДК» представим в виде рисунка 3.
Рисунок 3. Динамика состава и структуры имущества Орловского филиала АО «ЦДК» за 2016-2018 годы
Из рисунка 3 наглядно видно, что имущество АО «ЦДК» ежегодно увеличивается. Так за три года рост имущества предприятия составил 1553 тыс. руб. Это произошло главным образом за счет увеличения тарифов за услуги предприятия. На протяжении анализируемого периода в составе имущества предприятия наибольший удельный вес приходится на внеоборотные активы, а именно основные средства, доля которых в 2016 году составляет 78 %.
Далее на рисунке 4 представлена динамика состава и структуры пассива АО «ЦДК».
Рисунок 4. Динамика состава и структуры источников формирования имущества АО «ЦДК» за 2016-2018 годы
Как видно из рисунка имущество АО «ЦДК» на протяжении 2016-2018 годов в основном формируется в основном за счет долгосрочных обязательств, доля которых колеблется от 66% в 2017 году до 70% в 2018 году, то есть абсолютная величина краткосрочных обязательств увеличилась на 16174 тыс. руб.
Увеличение доли заемного капитала в свою очередь негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия, ухудшая ее финансовую устойчивость.
Изучив характеристику производственно - финансовой деятельности предприятия, а также проанализировав его основные финансовые показатели, перейдем к анализу его финансовой устойчивости и платежеспособности.
На основе данных бухгалтерской отчетности для АО «ЦДК» рассчитаем показатели рентабельности за период с 2016-2018 годы.
- Рентабельность продаж (Rрп) отражает доходность вложений в основное производство, то есть долю прибыли в рубле продаж. Предприятие считается низкорентабельным, если Rрп находится в пределах 1÷5%, среднерентабельным при Rрп 5÷20% и высокорентабельным при Rрп 20÷30% (формула 1)
Rрп = Прп / В×100% (1)
где: Прп – прибыль от продаж;
В – выручка от оказанных услуг.
- Рентабельность капитала (Rк) характеризует эффективность использования активов предприятия для инвесторов и находится по формуле 2:
RОА = ЧП / Б×100% (2)
где: ЧП – чистая прибыль предприятия;
Б – валюта или итог баланса.
- Рентабельность собственного капитала (Rск) показывает количество единиц прибыли, приходящихся на единицу собственного капитала предприятия (формула 3).
Rск = ЧП / СК×100% (3)
где: СК – собственный капитал предприятия.
Проведенный анализ показателей рентабельности на предприятии АО «ЦДК» показал, что фактическое значение анализируемого показателя на протяжении пяти лет колеблется с 3,84 % в 2016 году до 2,17% в 2018 году.
Наиболее оптимальное значение данного показателя приходится на 2016 год. Увеличение показателя к 2018 году до 2,17% свидетельствует о резком снижении роста затрат на продукцию и услуги при росте цен, то есть об увеличении спроса на продукцию. Снижение рентабельности капитала в 2017 году по сравнению с 2016 годом свидетельствует о снижении эффективной деятельности предприятия, указанной в таблице 4.
Таблица 4
Показатели рентабельности АО «ЦДК» за 2016-2018 годы
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Рентабельность продаж, % |
3,84 |
0,11 |
2,17 |
Рентабельность капитала, % |
8,4 |
-5,9 |
2,7 |
Рентабельность собственного |
48,4 |
-53,4 |
22,6 |
2.2 Анализ ассортимента и ценовой политики торгового предприятия
АО «ЦДК» является дистрибьютером таких компаний как Procter&Gamble, Nestle, Hoff, Bagi, Hershey’s, Metsa Tissue, 3М Россия, Cotton Club, а также других российских и международных поставщиков.
Орловский филиал АО «ЦДК» - это, прежде всего две серии - чистота и красота.
Чистота:
1) Стиральный порошок «Ariel»: Ariel для стирки цветных вещей (Ariel Color de Luxe), Ariel Lenor effect, Ariel Gel.
2) Стиральный порошок «Tide»: Tide для ручной стирки, Tide для машинной (автоматической) стирки, Tide для стирки цветных вещей (Tide Color), Tide для стирки детской одежды (TideДетский +).
3) Кондиционер для белья Lenor. Был представлен в России в 1997 году. Это средство придает белью свежесть, мягкость, дольше сохраняет ткань новой и облегчает глажение, является антистатиком. Lenor можно использовать как при ручной стирке, так и в стиральных машинах любого типа. После стирки стиральным порошком надо добавить Lenor в воду для последнего полоскания белья.
4) Средство для деликатной стирки Dreft. Средства для деликатной стирки специально разработаны для ухода за деликатными вещами. Они не содержат агрессивных компонентов универсальных стиральных порошков и бережно относятся к волокнам и цвету ткани. Средства для деликатной стирки – правильный выбор при уходе за деликатными вещами.
5) Чистящее средство Comet. Comet 24/7 Уход содержит специальные компоненты, которые не только разрушают въевшуюся грязь и известковые отложения, но и сохраняют чистоту надолго.
6) Моющие средство Fairy. Моющее средство Fairy OXI - лучший за всю историю Fairy в России. Новая формула работает по принципу образования миллионов микропузырьков, которые глубоко проникают в жир и расщепляют его изнутри, поэтому всего несколько капель Fairy OXI справятся с жиром поразительно легко и быстро.
7) Стиральный порошок «МИФ»: МИФ для ручной стирки, МИФ для машинной (автоматической) стирки, МИФ для стирки цветных вещей (МИФ Свежий Цвет), МИФ 2-в-1 с кондиционером (автомат), МИФ для детской одежды (МИФ Детский - Нежная Свежесть, автомат).
8) Детские подгузники: Детские подгузники Pampers ACTIVE BABY, Детские подгузники Pampers LET'S GO, Детские подгузники Pampers Sleep&Play.
9) Средства женской гигиены: Прокладки Always, Тампоны Tampax.
Красота:
1) Средства ухода за волосами: Head&Shoulders, Herbal&Essensens, Pantene.
2) Средства ухода за телом: Camay, Safeguard, Old Spice, Secret.
3) Средства ухода за полостью рта: Oral-B, Blend-a-mend.
4) Косметические средства: Max Factor, Olay.
5) Элементы питания Duracell.
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д.
Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.
Сущность метода прямых затрат, который используется в Орловском филиале АО «ЦДК» состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки - прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».
Формирование торгового ассортимента – это одна из основных функций организации торговли, определяющая его конкурентоспособность.
Далее рассмотрим структуру ассортимента АО «ЦДК». Исследование показало, что основную часть ассортимента составляют: моющие и чистящие средства; детские подгузники; средства женской гигиены; средства ухода за волосами; средства ухода за телом; средства ухода за полостью рта; косметические средства; элементы питания (таблица 5).
Далее необходимо выделить группы классификации по принципу Парето, где 20% качественного критерия определяет 80% количества выбранной совокупности объектов (группа А); группа В - до 15% в объеме прибыли и оставшаяся часть – блок С. Деление может быть и другим в зависимости от потребностей анализа.
Из таблицы видно, что наибольшую долю в реализации и доходах имеют товары из блока А: стиральный порошок, косметические средства, средства по уходу за волосами - 80%. Во вторую группу входят 5 товарных подгрупп: средства женской гигиены, моющие средства, средства для деликатной стирки, чистящие средства, средства по уходу за телом.
Таблица 5
Структура ассортимента товара за период 2017 – 2018 гг.
№ |
Номенклатура |
Товарооборот, тыс. руб. |
Уд. вес (%) |
Группа |
|||
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
||||
1 |
Стиральный порошок |
79241,1 |
69841,1 |
58,23 |
55,40 |
А |
|
2 |
Средства по уходу за волосами |
15581,5 |
17939,3 |
11,45 |
14,23 |
А |
|
3 |
Косметические средства |
14315,9 |
14964,2 |
10,52 |
11,87 |
А |
|
4 |
Средства женской гигиены |
6858,6 |
6895,9 |
5,04 |
5,47 |
В |
|
5 |
Моющие средства |
4164,1 |
3920,7 |
3,06 |
3,11 |
В |
|
6 |
Средства по уходу за телом |
4722,1 |
3832,4 |
3,47 |
3,04 |
В |
|
7 |
Средства для деликатной стирки |
2544,8 |
655,6 |
1,87 |
0,52 |
В |
|
8 |
Чистящие средства |
2463,1 |
1815,4 |
1,81 |
1,44 |
В |
|
9 |
Средства детской гигиены |
1687,4 |
1386,7 |
1,24 |
1,10 |
С |
|
10 |
Средства ухода за полостью рта |
1510,5 |
1399,3 |
1,11 |
1,11 |
С |
|
11 |
Детские подгузники |
1496,9 |
1563,2 |
1,10 |
1,24 |
С |
|
12 |
Кондиционер для белья |
898,2 |
832,0 |
0,66 |
0,66 |
С |