Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия АО «ЦДК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) смешанный ассортимент является набором разных видов, групп, наименований, которые отличаются большим разнообразием функционального назначения.

3) по степени удовлетворения потребностей:

а) рациональный ассортимент является набором товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, обеспечивающие максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки и техники; [21, с.213]

б) оптимальный ассортимент является набором товаров, удовлетворяющих реальные потребности с получением максимально полезного эффекта для потребителя при минимальных затратах на разработку производства, проектирование и доведение до потребителя.

4) по состоянию в конкретный момент времени:

а) реальный ассортимент является набором товаров, имеющихся в конкретной фирме продавца либо производителя;

б) прогнозируемый ассортимент является набором товаров, которому будет необходимо удовлетворять предполагаемые потребности. [11, с.107]

5) по характеру удовлетворяемых потребностей:

а) основной ассортимент является набором товаров, ориентированных на обычные потребности основных групп потребителей;

б) сопутствующий ассортимент является набором товаров, выполняющий вспомогательные функции и не относящийся к основным для данного предприятия.

6) по структуре ассортимента:

а) групповой ассортимент товаров состоит из перечня товарных групп, которые сформулированы по признаку однородности сырья, из которого они были изготовлены, также по способу производства и потребительскому назначению; [16, с.138]

б) групповой ассортимент состоит из перечня отдельных крупноагрегированных видов услуг: здравоохранения, образования, услуги жилищно-коммунального хозяйства, дошкольных учреждений, связи, транспорта, бытовые услуги и так далее;

в) внутри групповой ассортимент - это набор однородных товаров, которые объединены общностью признаков и удовлетворяют аналогичные потребности. Это детализация группового ассортимента;

г) видовой ассортимент товаров является набором товаров различных наименований и видов, удовлетворяющих аналогичные потребности;

д) видовой ассортимент услуг является детализацией крупноагрегированных видов услуг; [1, с.182]

е) внутривидовой ассортимент товаров является ассортиментом, в который входят разновидности товаров внутри отдельных видов;

ж) внутривидовой ассортимент услуг состоит из перечня конкретных работ, выполняющихся в рамках определенного вида услуг.


На показатели, характеризующие ассортимент определенного предприятия либо магазина оказывают влияние множество факторов.

Изучение влияния вышеперечисленных факторов осуществляется в процессе исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой фирмы. Все факторы принято разделять на общие специфические. [23, с.174]

Попов Н.Л. считает, что общие факторы не зависят от определенных условий деятельности фирмы. Общие факторы делятся на:

  1. социальные. В их число входят социальный состав населения, уровень культуры, социальное обеспечение населения, характер трудовой деятельности;
  2. экономические. В их число входят развитие производства товаров, уровень доходов населения и источники их образования, развитие экономики района деятельности, цена на товары и другое;
  3. демографический. В их число входят половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения и другое;

4) национально-бытовые. В их число входят национальный состав населения, традиции, нравы и обычаи;

  1. природно-климатические. В их число входят географическое расположение (города, села), климат, природные ресурсы и другое. [2, с.117]

Специфические факторы отражают конкретные условия работы фирмы.

Учитываемые при определении широты ассортимента:

  1. роль данного магазина в системе торгового обслуживания;
  2. наличие других магазинов в зоне деятельности и их специализация;
  3. тип и мощность фирмы;
  4. характеристика сегментов;
  5. транспортные связи.

Учитываемые при определении глубины ассортимента:

  1. уровень доходов по сегментам;
  2. специфика спроса внутри сегментов;
  3. размер торговой площади и характеристики, параметры оборудования

Также проявляет свое влияние и такой аспект, как спрос. Но для начала, коммерческому аппарату необходимо определить, на каких кластерах будет работать эта организация торговли. Такая работа проводится специалистами маркетингового отдела, а также экспертами коммерсантами в процессе маркетингового исследования на основе итогов комплексного исследования торговых фирм разных регионов. Именно поэтому нужно при формировании товара на рынке обладать правдивой информацией о структуре спроса, его объёме, динамике его становления, особенностях и характере спроса на различные товары и у разных контингентов потребителей. Также нужен периодический анализ среды деятельности фирмы, а также его организации торговли. Это необходимо для того, чтобы вовремя можно было внести изменения либо какие-то коррективы в процесс формирования товара определенной фирмы, либо розничного, либо оптового магазина. [19, с.132]


1.2 Понятие и составление ассортиментной матрицы на торговом предприятии

Сформированный оптимально ассортимент повышает доходность торговой организации, влияет на ее дальнейшее развитие, определяет приверженность и лояльность со стороны покупателей. К тому же оптимальный товарный ассортимент является одной из основных составляющих маркетинга, которая прямо воздействует на сбытовую деятельность, что важно для достижения конкурентоспособности на рынке.

Ассортимент даже самой маленькой торгово-промышленной сети выключает более 2 тыс. названий товаров. При этом за предпоследние десять лет номенклатура товара сильно увеличилась, образовались новые варианты. Быстро развитые большие торгово-промышленные сети, имеющие денежные ресурсы, могут позволить себе проводить различные нововведения по ассортиментному модулю: вводить в ассортимент новые товары в огромном объеме, работать с производителями продуктов на закупки «лишнего» ассортимента и, руководствуясь собственной сетевой статистикой продаж, формировать торговые матрицы для новейших открывающихся торгово-промышленных точек. При этом даже мелкие торговые сети используют лишь всеобщие принципы при модернизации стратегии в торговой политике.

На данный момент встречается много разных концепций, применяющихся в той или иной степени при формировании товара. Но ни одна из них не имеет определенной и многофункциональной методики по модернизации ассортиментной проекции, которая бы подходила к любой открываемой торговой фирме. Исходя из этого, товарная матрица представляет собой своеобразный список ассортимента товара, реализовываемых фирмой в супермаркете или розничной сети, который был составлен с мониторингом нюансов этой сети и политикой предприятия.

В начале модернизации товарной проекции надо знать, что данный процесс состоит из большого ряда этапов, после завершения которых директор будет располагать составленной диаграммой, полностью отображающей суть произошедшего. Чтобы профессионально составить ассортимент товара на фирме необходимо, для начала определить этапы работ. С объективной точечки зрения, главными общими этапами при разработке товарной матрицы являются: [6, с.114]


I. Типизация торгового предприятия: определение типа торгового предприятия по выделенным параметрам.

  1. Определение портрета покупателя, соответствующего данному типу магазина.

III. Определение набора товарных категорий будущего ассортимента.

IV. Определение суммы товарного запаса.

V. Наполнение ассортиментной матрицы.

Рассмотрим основные этапы создания ассортиментной матрицы.

Первый этап. Перед тем как сформировать торговую матрицу нужно четко определить не только формат и размеры, но и прочие мелкие особенности помещения, где будет происходить продажа продукта. Во время вышеуказанного этапа непременно обязаны быть просчитаны все факторы избранного помещения, а именно:

- этажность помещения и общая площадь торгово-промышленной фирмы;

- местоположение магазина, а также наличие в близкой доступности прямых соперников;

- особенности района в социально-экономическом плане;

- приблизительный ассортимент продуктов и нужное для его актуализации оборудование. [22, с.328]

Именно на обосновании таких данных и происходит определение контекста точки перепродаж и вырабатывается ее конструирование.

Второй этап. Сегментирование покупателей, проводимое на основании анализа актуального рынка. На данном этапе необходимо получить данные об особенностях целевой аудитории точки продаж. Также при этом происходит понятие способов, которые будут использоваться для влияния на гипотетических клиентов, а также концепции маркетинга и рекламы.

Основной задачей этого этапа работы с торговой матрицей является смысл того, кто является целевой аудиторией предприятия, и какие ее будущие ожидания, и предписания, предъявляемые к продукту. Самым значимым показателем, вычисляющим портрет потребителя торговой фирмы, является его местоположение. Выделяют 3 главных вида магазинов по местоположению: [18, с.116]

  1. Магазины в торгово-промышленных центрах.
  2. Магазины на проходной улице.
  3. Магазины в спальных районах города.

Магазин в торгово-промышленном центре. В соответствии с проходимыми соцопросами сотрудников торгово-промышленных предприятий и анализом, портрет потребителя в торговом центре - это люди в возрасте от 20 до 45 лет с зарплатой выше среднего уровня. Исходя из социологических данных, большой объем продаж в супермаркетах, расположенных в торговых центрах, по сравнению с супермаркетами других типажей отмечается по «ассортименту свойства жизни». То есть, потребители в торговых центрах обладают большим доходом, чтобы позволить себе дорогостоящие товары, но при этом (в силу возраста), как правило, ещё не имеют каких-то существенных пожеланий. Равно стоит отметить, что для магазинов в торгово-промышленных центрах характерен большой уровень продаж всей группы продуктов. Это связано с тем, что огромное количество постояльцев магазина забегают туда не за определённым ассортиментом, а просто в рамках посещения разных отделов торгово-промышленного центра. [13, с.160]


Магазины на проходной улице. Такие супермаркеты расположены на улицах с огромным пешеходным потоком. Обычно, это наиболее проходимые улицы района или города, улицы с высокой интенсивностью офисных зданий, муниципальных и госучреждений. Портрет потребителя магазина на проходной улице: достаток от среднего и больше. Более точно уровень достатка можно вычислить по району, в котором расположен супермаркет. Например, в престижнейшем офисном районе либо в районе месторасположения новомодных дорогущих бутиков достаток потребителей будет выше. Возрастной спектр потребителей довольно обширен, впрочем, молодых людей до двадцати лет и стариков там, как правило, очень мало. Различие в объёме продаж в большую сторону, по сопоставлению с магазинами иных типов, отмечаются по всей группе продуктов. Это связано с тем, что большинство потребителей совершают целевые закупки, т.е. приходят за каким-то определённым продуктом. [17, с.183]

Магазин в спальном районе города. Такие супермаркеты расположены как правило напрямую внутри спального района, либо на проходе в спальный район, либо рядом с другими супермаркетами и рынками, ориентированными на вышеуказанный спальный район. Портрет потребителя торгово-промышленного предприятия в спальном районе: достаток ниже среднего за счет огромной доли бюджетников среди потребителей. Возрастной диапазон разный - от детей детсадовского возраста до стариков и инвалидов. Различие в объёме продаж в большую сторону, по сопоставлению с магазинами иных типов, отмечается на дешевые продукты, который связан с огромным числом пожилых потребителей. Большой спрос на продукты для малышей определяется тем, что молодые мамочки обычно делают покупки в своем спальном районе, прогуливаясь с малышами. Изложенная выше специфика спроса необходима для того чтобы четко учитывать при формировании продуктов торговой фирмы. [18, с.199]

Третий этап. Сравнение товара с ассортиментом, представленным конкурентами. На этом этапе главным вопросом, который нужно выяснить является осознание того, что собой представляют гипотетические конкуренты фирмы, и на какой позиции следует сосредоточиться. При этом достаточно выбрать несколько самых очевидных и четко определить все их плюсы и минусы. На этом же этапе проводится анализ расценок всех совпадающих товарных групп. На основе получаемых данных в результате можно будет выработать действенную концепцию и определить, какие изменения необходимо внести в перечень товаров. [4, с.125]