Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Теоретические основы учетной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- при выдаче заработной платы – Д-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

- при выдаче денежных средств на командировочные расходы и хозяйственные нужды – Д-т счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

Проверку кассовой дисциплины уполномочены в обязательном порядке осуществлять кредитные организации. Банки проверяют кассовую дисциплину на предприятии: хранение денежных средств в пределах установленных лимитов, целевое использование денежной наличности в соответствии с указанными в чеках целях.


1.3. Методика анализа учетной политики

Основным документом регулирующим учётный процесс является учётная политика любого предприятия, которая бывает для целей бухгалтерского учёта и целей налогообложения. Данный документ – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета и регулируется (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998г. № 60н)

Учетная политика с одной стороны – законодательно установленный набор альтернатив по отражению в всех хозяйственных операций.

Учетная политика с другой стороны – методология ведения как бухгалтерского, так и оперативного учета для целей:

- планирования в системе управления финансами;

- для нужд внешних пользователей информации[15, c. 97].

Учётная политика для целей налогообложения в Налоговом кодексе как понятие отсутствует. Налоговый кодекс определяет только подходы к формированию учётной политики предприятия для целей налогообложения в ст. 167, 313 и 314 НК РФ, при этом данные понятия достаточно разрознены.

Данный документ должен обеспечивать получение информации по налоговому учёту, согласно ст. 313 НК РФ:

Как на предприятии формируются доходы и расходы;

Как определяются доли расходов для целей налогообложения;

Как определяется сумма остатка убытков, подлежащую отнесению на расходы следующих периодов;

Как формируются резервы на предприятии;

Как определяется сумма задолженности по расчетам с бюджетом.

Учётная политика любого предприятия позволяет:

-выявить отличительные черты организации;

-информировать третьи лица об устойчивом финансовом положении компании;

-планировать бухгалтерский учёт на год [16, c.54].


В условиях рынка содержание учётной политики должно отражать специфику деятельности предприятия, так как экономическому анализу и прогнозированию финансового состояния предприятия придается большое значение, в следствии того, что для каждого предприятия должен составляться индивидуальный план на следующий финансовый год.

Учётная политика на предприятии формируется на год, в течении которого она не может быть изменена. В учётной политики раскрываются особенности хозяйствования организации путем определения специфики видов имущества и обязательств, а также отражения их по счетам актива и пассива.

Формы учета:

журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, метод девяти ведомостей, компьютерная.

Техника учета:

при средних и больших объемах хозяйственных операций бухгалтерский учет может вести штатный бухгалтер;

при необходимости бухгалтерские функции организации может взять на себя (на основании договора) специализированная организация профессиональных бухгалтеров, как правило, это аудиторская фирма;

бухгалтер может быть внешним или внутренним совместителем.

Ответственность распределяется следующим образом: бухгалтерская служба отвечает за общую методологию учета (правильность отражения на счетах учета хозяйственных операций); руководитель - за организацию учета, обеспечение возможности правильного его ведения, соблюдение информационной подчиненности бухгалтерской службе всех подразделений организации[16, c.104].

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ООО «АБАЖУР»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Абажур»

ООО «Абажур» является сельскохозяйственным предприятием, специализируется на выращивании племенных кроликов, а так же продуктивных кроликов, выращивании сахарной свеклы и зерновых культур.

ООО «Абажур» создано в 2004 г.

Основным видом деятельности ООО «Абажур» является:

  • выращивание, производство и реализация сельскохозяйственной продукции, в т.ч. продукции животноводства, растениеводства;
  • оптовая торговля и розничная торговля продовольственными товарами;

Средняя численность работающих составляет 250 человек.

Для осуществления основного вида имеются земельные участки в размере 18766 га.

Хозяйство имеет: 3 – фермы и 1 – товарные фермы, 2 – машинно-тракторных парка, 5 – автогаражей, 5 – ремонтных мастерских, 4 – столовых. Складские помещения: зерносклады (11 шт), 1 – товарный склад, 4 – склада ГСМ, 1 – центральный склад ГСМ.

Проводится работа по обновлению стада: 100 голов приобретенных племкроликов переведены в основное стадо в Казанковской МТФ и 50 голов – в Отрадовской МТФ. В 2017 году эта работа будет продолжена. Обновление основного стада дает положительные результаты, так производство мяса кроликов за 2017 год составило 135% к уровню 2016 года, а его реализация за 2017 год составила 130% к уровню 2016 года.

Хозяйство занимает устойчивую позицию в районе, является одним из ведущих в республике по выращиванию кроликов. Занимает 2-е место в республике по итогам работы за 2017 год по производству мяса кролика, зерна, сахарной свеклы.

Производство оснащено развитой инфраструктурой: подъездными путями, электроснабжением, водоснабжением, телефонной связью.

Основным поставщиком сырья, материалов и комплектующих являются предприятия г.Уфы, Республики Башкортостан, России. Крупными поставщиками сырья и материалов являются: ветеринарных препаратов ООО «Уралбиовет», ООО «Башзооветснаб», поставщиками средств защиты растений и минеральных удобрений является ГУП «Башплодородие», ООО «Агрозащита», запасных частей ООО «Башсельхозтехника», ООО «Автозапчасть», ГСМ приобретается у ОАО «Башкирнефтепродукт»,

Следует отметить, что с вышеперечисленными поставщиками ООО «Абажур» действует на долгосрочной основе и, являясь постоянным клиентом, пользуется скидками и рассрочкой платежа. В связи с тем, что рынок ГСМ, средств защиты растений, минеральных удобрений хорошо развит и на нем действует большое количество субъектов, риск потери поставщика минимальный, кроме того эти затраты ежегодно дотируются из бюджета РБ и РФ.

В данный момент ООО «Абажур»» самостоятельно реализует произведенную продукцию. Мясо кролика реализуется на ОАО «Раевский мясокомбинат», сетевые магазины «Магнит», «Полушка», «Монетка», зерновые культуры на ОАО «Уфимский комбинат хлебопродуктов», семена подсолнечника на ОАО «Чишминская», сахарную свеклу ООО «Раевсахар», также происходит реализация продукции населению, колхозам района, на ярмарках, работникам предприятия в счет заработной платы.

Организационная структура ООО «Абажур» представлена на рисунке 1.


По данным таблицы 1 видно, что практически все показатели деятельности ООО «Абажур» имеют тенденцию к увеличению, что с положительной стороны характеризует предприятие.

Руководитель

Склады

Зерноток

Автогараж

Ремонтная мастерская

Инженерный отдел

Зооинженерный отдел

Агрономический отдел

Ветеринарный

отдел

Планово-экономическая служба

Тракторно – полеводческая бригада

Бригада выращивания кроликов

Стройцех

Дробилка

Пилорама

Рис. 1. Структура организации ООО «Абажур»

Бухгалтерия ООО «Абажур», являясь самостоятельным структурным подразделением, непосредственно подчиняется директору. Организация ведения бухгалтерского учета предприятия возложено на главного бухгалтера, решающего все вопросы, связанные с учетом, последующим контролем, своевременностью оформления документов и сдачей их в архив. Ведение бухгалтерского учета по направлениям возложено на бухгалтеров по участкам.

ООО «Абажур» находится на общей системе налогообложения, налоговый учёт ведётся паралельно бухгалтерскому.

При осуществлении разных видов деятельности в ООО «Абажур» различными структурными подразделениями (отделами) первичные документы по каждому подразделению формируются отдельно.

На рисунке 2 представлена структура бухгалтерии ООО «Абажур».

Главный бухгалтер

Бухгалтер по расчётным операциям

Бухгалтер по заработной плате

Бухгалтер материального стола

Бухгалтер по налогам и налоговому учёту

Бухгалтерия

Рис. 2. Организационная структура бухгалтерии ООО «Абажур»

Бухгалтерский учет в ООО «Абажур» автоматизирован, используются программы «1С: Предприятие» версии 7.7. Первичные документы по учёту средств предприятия и источников их формирования разработаны и утверждёны предприятием.

Динамика основных экономических показателей ООО «Абажур» рассмотрена в таблице 1.

Таблица 1- Основные показатели деятельности ООО «Абажур»

Показатели

2015

2016

2017

Отклонение,

2016г. от 2015г.,

(+/-)

Отклоне-ние,

2017г. от 2016г.,

(+/-)

Темп роста 2017г. к 2016г., %

1

2

3

4

5

6

7

1.Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

196350

206629

288583

+10279

+81954

140

2.Себестоимость продукции, тыс. руб.

184512

189851

265177

+5339

+75326

140

1

2

3

4

5

6

7

3.Прибыль от продаж, тыс. руб.

10014

14599

18076

+4585

+3477

124

4. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

36780

39792

37494

+3012

-2298

94

5. Фондоотдача, руб.

5,3

5,2

7,7

-0,1

+2,5

1,48

6. Среднесписочная численность персонала, чел

213

216

229

+3

+13

106

7. Среднемесячная з/п, руб.

7950

8560

9320

+610

+760

109

8. Среднегодовая выработка 1 раб., тыс. руб.

921,8

956,6

1260,2

+34,8

+303,6

132

9. Рентабельность продаж, %

5,1

7,1

6,3

+2

-0,8

89


Выручка от реализации продукции предприятия увеличилась на 81954 тыс.руб. в 2017 году по сравнению с 2016 годом, темп роста составил 140 %, что свидетельствует о росте деловой активности предприятия, выходе на новые рынки сбыта продукции и расширении ассортимента. Себестоимость в 2016 году по сравнению с 2015 годов увеличилась на 5339 тыс.руб. и составила 189851 тыс.руб., в 2017 году себестоимость также возросла на 75326 тыс. руб., в то время как темп роста составил 140 %, что соответствует темпу роста выручки от реализации, что отрицательно характеризует политику предприятия в области расширения производства, так как роста эффективности темп роста выручки должен превышать темп роста себестоимости продаж.

Стоимость основных производственных фондов в 2016 году увеличилась по сравнению с 2015 годом на 3012тыс.руб. (39792 – 36780), в 2017 году произошло снижение на 2298 тыс.руб. При этом рост выручки и снижение стоимости основных производственных фондов привело к росту фондоотдачи за период с 5,3 руб. в 2015году до 7,7 руб. в 2017 году, что положительно характеризует деятельность предприятия.

В связи с ростом объёмов производства на предприятии увеличивается среднесписочная численность работников, в 2015 году она составляла 213 человек, в 2017 году увеличилась до 229 человек, что на 13 человек больше уровня 2016 года, темп роста составил 106%.

К положительным моментам следует отнести рост среднемесячной заработной платы персонала с 7950 руб. в 2015 году до 9320 руб. в 2017 году, темп роста по сравнению с 2016 годом составил 109%, что приближается к средним показателям по республике.

Выработка на 1 работника увеличилась на 303,6 тыс.руб. в 2017 году по сравнению с 2016 годом, что связано с повышением мотивации и механизации труда на предприятии.

В целом деятельность ООО «Абажур» следует оценивать c одной стороны положительно, так как наблюдается рост выручки от реализации продукции, в то же время в 2017 году наблюдается снижение рентабельности продаж на 0,8%, что негативно характеризует деятельность предприятия. Далее проведём более подробный анализ финансовой устойчивости предприятия на основе отчётных данных.

2.2 Организация учётного процесса на предприятии ООО «Абажур»

Для ведения бухгалтерского учёта в организационной структуре ООО «Абажур» выделено отдельное подразделение – бухгалтерия, которое непосредственно подчиняется директору предприятия.