Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность, функции, задачи, типы и правовые особенности налоговой политики Российской Федерации
1.1 Сущность, основные функции, задачи и типы налоговой политики РФ
1.2 Правовые особенности налоговой политики Российской Федерации
2 Особенности текущей налоговой политики Российской Федерации и ее основные пути улучшения
2.1 Правовые особенности текущей налоговой политики РФ
2.2 Основные пути улучшения налоговой политики Российской Федерации в настоящее время
2 Особенности текущей налоговой политики Российской Федерации и ее основные пути улучшения
2.1 Правовые особенности текущей налоговой политики РФ
В настоящее время, как юристы, так и экономисты едины в том, что основным фактором стабильного функционирования экономики предназначается налоговая политика государства. При этом исследования института экономического анализа дали возможность сформулировать вывод о том, с целью, чтобы добиться предельных темпов роста, нужно в современных условиях рыночной экономической системы располагать низкими параметрами государственной фискальной нагрузки на экономику.
Так, в положении текущей налоговой политики содержатся в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию о бюджетной политики, которые предлагается исследовать как единую программу действий в среднесрочной перспективе. При этом можно выделить такие основополагающие положения налоговой политики как:[20]
1. Вывести из тени существенную часть оплаты труда, защитить социальные права работников, а также стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении, понизив нагрузку на бизнес.
2. Вместе с изменением процедур взимания НДС необходимо пойти на последующее понижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспертным операциям и при реализации капитальных вложений, и исключить налогообложение авансовых платежей.
3. Разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов. Условия налогообложения должны быть четкими, а также не допускать произвольной интерпретации.
4. Система ресурсных платежей должна предоставить равные условия конкуренции как внутри добывающего сектора, так и между добывающими перерабатывающими отраслями, и обеспечить целесообразное применение природных ресурсов.
5. Приоритетом в их деятельности должна стать проверка выполнения как налогового, так и таможенного законодательства, а не исполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин.
6. Нужно простимулировать приход капиталов, которые накоплены гражданами в национальную экономику РФ.
В данных Посланиях Президента Российской Федерации указаны главные проблемы, которые требуют решения:[21]
1. Функционирующие законодательство о налогах и сборах тем временем не в полной мере обеспечивает благоприятные условия с целью эффективного развития отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
2. В налоговой системе все еще сохраняются элементы, которые искажают экономически предпринимательскую мотивацию и препятствуют выводу хозяйственной деятельности из тени.
3. Налоговый учет и отчетность остаются неоправданно усложненными, что в особенности чувствительно как для малого, так и для среднего бизнеса.
4. Налоговая реформа пока в малой степени затрагивает вопросы налогового администрирования. Не произошло значительных сдвигов в упрощении налогового учета, совершенствовании взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.
Определенные меры по осуществлению налоговой политики находят собственное выражение в изменении законодательства о налогах и сборах. Таким образом, вступило в силу огромное количество поправок в часть первую Налогового Кодекса РФ, а также в отношении определенных налогов. На основании Федерального Закона от 30,12,2006 №269-ФЗ. “Об упрощенном порядке декларирования доходов физических лиц” лицам, в отношении которых не осуществлялось уголовное расследование, было разрешено порядке легализовать ранее накопленный капитал, при этом уплатив лишь декларационный платеж в размере 13%. При этом был осуществлен давно декларировавшийся, порой и рискованный и неоднозначный по собственным последствиям шаг.[22]
Значимое место наряду с этим занимает бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию о бюджетной политики, в котором не только подведены главные результаты деятельности государства в налоговой сфере за предыдущий период, однако и определяются задачи в налоговой политике наряду с переходом на трехлетний бюджетный цикл. На основании с ним главными направленностями налоговой политики на этот трехлетний цикл выступают:[23]
1. Налоговая политика должна быть направлена на формирование предельно комфортных условий с целью расширения экономической деятельности, а также перехода экономики на инновационные направление развития, и на последующее понижение масштабов уклонения от налогообложения.
2. Исследование возможности последующего понижения налогового бремени, и исключения весьма обременительных процедур зачета соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость.
3. Не изменять значительно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, при этом сохранив единую ставку налога.
4. Нужно принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, которая регулирует взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев тем самым данную систему вычетов с целью, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на имеющемся уровне.
5. Нужно принять закон об освобождении от налогообложения дивидендов, которые получаются российскими юридическими лицами от стратегических инвестиций в дочерние общества.
6. Необходимо урегулировать в Налоговом кодексе Российской Федерации вопросы налогообложения некоммерческих организаций для их наиболее активного включения в реализации социальной деятельности, и принять федеральный закон, который ориентирован на налоговое стимулирование как научной, так и инновационной деятельности.
7. Нужно внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, которые ориентированы на улучшение налогового контроля за применением трансфертных цен с целью минимизации налогов. Процедуры данного контроля должны быть предельно как простыми, так и понятными как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Особенное внимание необходимо обратить на то, что новые правила не должны вести к дополнительным сложностям в отраслях, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью, где сегодня формируются вертикально интегрированные структуры.
8. Необходимо продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов с целью стимулирования потребления наиболее качественных товаров. В частности, нужно дифференцировать ставки акциза на бензин, исходя из его качества, при этом имея в виду определение наиболее низкой ставки на высококачественный бензин и наиболее высокой ставки на бензин низкого качества.
2.2 Основные пути улучшения налоговой политики Российской Федерации в настоящее время
Главные приоритеты на среднесрочную перспективу сохраняются — формирование как эффективной, так и стабильной налоговой системы, которая обеспечивает бюджетную устойчивость в среднесрочной, а также в долгосрочной перспективе. Главнейшими целями налоговой политики остаются поиск инвестиций, развитие человеческого капитала, а также поддержка всех форм бизнеса, при этом включая малое предпринимательство. Тем самым баланс бюджетной системы также должен сохраняться, потому, как этот фактор выступает одним из главенствующих, особенно в результате возможного падения спроса на энергоносители, что главным образом, связано с неблагоприятной ситуацией на внешнем рынке.
Объединение налоговых мероприятий сосредоточено в двух основных группах, а именно:[24]
— меры налогового стимулирования;
— меры, которые ориентированы на рост доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Сегодня не ожидается внесения корректировок в состав и структуру налоговой системы.
Так, в планируемом периоде государство планирует внести изменения в налоговое законодательство, а именно:[25]
— поддержать инвестиции и развивать человеческий капитал;
— модернизировать налогообложение финансовых инструментов;
— упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом;
— сформировать благоприятные налоговые условия с целью ведения инвестиционной деятельности на некоторых территориях;
— улучшить налогообложение торговли;
— улучшить налогообложение добычи полезных ископаемых;
— рационализировать страховые взносы на ОПС и ОМС.
Отметим, что в долгосрочном периоде планируется сохранить ставку налога на доходы физических лиц для большого числа видов доходов в размере 13%. Сегодня о введении прогрессивной шкалы налогообложения, доходов физических лиц направленности умалчивают.
Так, полагается систематизация целого ряда предоставляемых сегодня освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов), а именно:[26]
— компенсация выплат, которые связаны с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока либо соответствующих выплат в денежной форме, и бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;
— грантов Президента РФ, которые выделяются с целью осуществления научных разработок, и грантов, предоставляемых с целью поддержки, как науки, так и образования, культуры и искусства в РФ.
Тем самым существующее налоговое законодательство полагает освобождение от налогообложения гонораров, которые получены налогоплательщиками и выдаются с целью поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями согласно перечням данных организаций, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, и суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных либо российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и в виде премий, которые присуждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. (пп.6-7 НК РФ).[27]
Отметим, что перечень международных, иностранных, а также российских премий за выдающиеся достижения в рамках как науки, так и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, которые получаются налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 N 89:[28]
— материальная помощь, которая выплачивается органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, и гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и роста квалификации по направленности органов службы занятости.
Помимо этого, имеющийся порядок налогообложения (п.1 ст. 217 НК РФ) не полагает взимания налогов с государственных пособий за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), и другие, как выплаты, так и компенсации, которые выплачиваются на основании действующего законодательства. Наряду с этим к пособиям, которые не подлежат налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.[29]
Также, Министерство финансов РФ в Письме от 29.04.2013 № 03-04-05/14992 обратил внимание на тот факт, что пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособия, которые назначаются по уходу за больным ребенком, должны облагаться налогом на доходы физических лиц в определенном порядке.