Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность, функции, задачи, типы и правовые особенности налоговой политики Российской Федерации
1.1 Сущность, основные функции, задачи и типы налоговой политики РФ
1.2 Правовые особенности налоговой политики Российской Федерации
2 Особенности текущей налоговой политики Российской Федерации и ее основные пути улучшения
2.1 Правовые особенности текущей налоговой политики РФ
2.2 Основные пути улучшения налоговой политики Российской Федерации в настоящее время
Тем самым налоговая политика располагает собственным содержанием, которое характеризует назначенными действиями государства по выработке научно-обоснованной концепции развития налоговой системы, по установлению главнейших направленностей применения налогового механизма, как по практическому внедрению налоговой системы, так и контролю за ее результативностью.
Полагается, что налоговая политика содержит в себе три основных звена:[13]
1) выработку научно аргументированных концепций развития налогов, формирующиеся с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития стран исходя из надобностей населения;
2) установление главных направленностей применения налогов, как на перспективу, так и на текущий период с учетом направлений, как достижения, так и постановленных финансовой политикой целей, международных факторов, а также возможностей увеличения финансовых ресурсов;
3) реализация практических действий, которые ориентированы на достижение назначенных целей.
Стоит отметить, еще более завуалировано восприятие того, какую именно налоговую политику необходимо полагать эффективной. Уже в самом подходе значимостью данной политики не имеется научного единообразия. Ее часто именуют также здоровой, справедливой, целесообразной либо наилучшей налоговой политикой. Однако в случае, если бы вся сложность ограничивалась, лишь терминологическими разъяснениями, это было бы решаемой проблемой. В данном случае следовало бы определиться лишь с ее обозначением. Так на самом деле проблема довольно глубже.[14] Сущность ее выражается не только в разнообразных подходах к осмыслению эффективности в налогообложении, однако и в наиболее сложной дилемме - реализации в налоговой политике приоритета, как эффективности, так и справедливости. Собственно в непонимании либо в игнорировании данной дилеммы, в нежелании поиска компромисса между эффективностью, а также справедливостью кроется несостоятельность множества подходов к обоснованию того, какая же налоговая политика может быть признана результативной.
Тем самым функции налоговой политики выступают функциями налога, а именно: фискальная функция, регулирующая (содержит в себе стимулирующую функцию, дестимулирующую функцию и воспроизводственного назначения), распределительная (социальная) а так же контрольная функции.
В случае если исходить из выше указанного определения функций, то заметно, что субъектный состав налогового механизма довольно велик. При этом к субъектам налогового механизма необходимо относить не только налоговые органы, но и финансовые, правоохранительные, таможенные органы, и самих налогоплательщиков, всех тех, кто законодательно наделен как правами, так и обязанностями в сфере налогов и налогообложения.
Таким образом, эффективная налоговая политика представляет собой налоговую политику, которая направлена на максимизацию общественного благосостояния и тем самым должным образом отображающая интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов, как эффективности, так и справедливости в налогообложении.
1.2 Правовые особенности налоговой политики Российской Федерации
Прежде всего, отметим, что налоговую политику реализовывают органы государственной власти на основании своей компетенцией. В случае если говорить о федеральном уровне власти, то вместе с высшими органами власти, в этом случае располагающими общей компетенцией, такими, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ и Правительство Российской Федерации, налоговую политику реализовывают, а также органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией.
Важность высших органов государственной власти в деле выработки стратегических позиций налоговой политики, необходимо признать, что непосредственно ее осуществляют и реализуют собственно органы специальной компетенции, реализовывающие управление в сфере как налогов, так и сборов. В этом случае управление как метод реализации налоговой политики состоит как в организующей, так и распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, которая направлена на формирование совершенной системы налогообложения и базируется как на познании, так и на применении объективных закономерностей ее развития.[15]
На основании этого необходимо принять во внимание, что управлением налогообложением на федеральном уровне непосредственно реализовывается органом исполнительной власти, который исполняет функции по выработке как государственной политики, так и нормативно-правовому регулированию в рамках налоговой деятельности на территории Российской Федерации. На основании п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» выступает Министерство финансов РФ. Данный федеральный орган исполнительной власти принимает соответствующие нормативные правовые акты, в том числе утверждающие формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, а также порядок заполнения налоговых деклараций, реализовывает организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.
Министерство финансов РФ реализовывает как координацию, так и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы (ФНС России). На основании п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» этот федеральный орган исполнительной власти реализовывает функции как по контролю, так и по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, как полнотой, так и своевременностью внесения в соответствующий бюджет других обязательных платежей.
Тем самым в пределах предоставленных полномочий ФНС Российской Федерации:[16]
- реализовывает государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- регистрирует: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую технику, применяемую как организациями, так и индивидуальными предпринимателями на основании с законодательством Российской Федерации;
- ведет в определенном порядке учет всех налогоплательщиков;
- реализовывает в определенном законодательством Российской Федерации порядке возврат либо зачет излишне уплаченных, либо излишне взысканных сумм, как налогов, так и сборов, и пеней и штрафов;
- принимает в определенном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
- определяет (утверждает) формы: налогового уведомления; требования об уплате налога; заявления о постановке на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе; свидетельства о постановке учет в налоговом органе; решения руководителя налогового органа об осуществлении выездной налоговой проверки; требования к составлению акта налоговой проверки; акта об обнаружении фактов, которые свидетельствуют о нарушении лицами, не выступают налогоплательщиками, плательщиками сборов либо налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах, и требования к его составлению и др.;
- разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и другие документы в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, и ориентирует их с целью утверждения в Министерство финансов Российской Федерации.
С целью реализации управления налогообложением в структуре центрального аппарата ФНС России сформированы: управление анализа и планирования налоговых поступлений, управление организации налогового контроля, управление крупнейших налогоплательщиков, управление налогообложения прибыли (дохода), управление косвенных налогов, управление налогообложения доходов физических лиц, как исчисления, так и уплаты государственной пошлины, управление единого социального налога, управление ресурсных и имущественных налогов, управление налогообложения малого бизнеса, управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции, управление кредитных организаций и другие структурные подразделения.[17]
Таким образом, управление налогообложением, согласно структуре центрального аппарата ФНС Российской Федерации, организационно направлено на виды налогов либо на сферы деятельности налогоплательщиков. Но некоторые подразделения исполняют управленческие функции общего характера. К примеру, на основании приказа ФНС от 14 октября 2004 г. № САЭ-3-15/Ш «О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу» на управление как анализа, так и планирования налоговых поступлений возложена организация осуществления экономического анализа поступлений, а также задолженности по налогам и сборам, как планирования, так и разработки прогнозных оценок поступлений налогов и сборов в федеральный и консолидированный бюджет.
Воздействие государственных институтов на регулирование экономики в результате осуществления налоговой политики происходит при помощи налоговых ставок, льгот, санкций и др.
Налоговая ставка дает возможность назначить налоговую базу либо ее часть, при помощи которой можно назначить величину налога. Следовательно, Правительством Российской Федерации реализовывается налоговое регулирование без изменения самого налогового законодательства. Довольно больным вопросом в этой ситуации оказалось повышение тарифа страховых взносов до 30% для самозанятого населения. Большое число мелких предпринимателей «ушли в тень», при этом снизив собираемость налогов. Итак, преследование благой цели по увеличению тарифов страховых взносов с целью повышения будущей пенсии этой категории работников имело совершенно обратный эффект.
При помощи налоговых ставок можно регулировать не только доходы, однако и формировать бюджеты различных уровней.
Помимо налоговых ставок, эффективным средством реализации налоговой политики выступают налоговые льготы, что главным образом связано с представлением полного либо частичного освобождения от налогообложения некоторых категорий как юридических, так и физических лиц.
Так, предоставление налогоплательщикам тех либо иных налоговых льгот, вызывает влияние государства на разнообразные экономические процессы. Тем самым необходимо сказать, что с улучшением налоговых механизмов, а также формы и способы предоставления льгот во всяком государстве постоянно развиваются.[18]
Формирование малых предприятий, а также привлечение как иностранного, так и инвестиционного капитала стимулирует формирование высокотехнологичных производств, эта продукция выступает довольно конкурентоспособной не только для регионального и российского рынка, но и для всего мирового рынка в целом.
Некоторые налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий как экономических, так и финансовых кризисов. С целью поощрения концентрации капитала, как обновления фондов производства, так и стимулирования внешнеэкономической деятельности государство применяет данный вид налоговой льготы, как отсрочка платежа либо как освобождение от уплаты налога.[19]
Помимо этого, льготное регулирование нарушает главный принцип равенства обложения всех налогоплательщиков, независимо как от вида их деятельности, так и формирует неравные условия для предприятий в разнообразных сферах экономики.
Следовательно, рассмотрев теоретические аспекты налоговой политики можно сформулировать такие выводы как:
1) Не имеется единственного для всех понятия, сущности, функции, а также классификации налогов, любой экономист-финансист как выделяет, так и объединяет это по-своему, при этом основываясь на Налоговом Кодексе РФ.
2) Управление налогообложением - главный метод налоговой политики. Итак, посредством этого влияния, государственные органы власти, а также управления путем налогового механизма влияют на совокупность налоговых отношений, результатом чего выступает налоговая политика.
3) Налоговая политика должна состоять в компромиссе, как между интересами государства, так и между налогоплательщиками. При этом предназначение налоговой политики состоит в содержании самого государства, и экономико-политическое развитие самой страны. А именно, должна разрабатываться эффективная налоговая политика, которая выполняет все главные функции налога.