Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство, определяя налоги, в первую очередь, стремится, обеспечить себе надобную материальную основу с целью реализации возложенных на него задач, реализующие путем налоговой политики, которая выступает частью финансовой политики государства.

Актуальность этой темы очевидна, потому как сегодня налоговая политика выступает одним из приоритетов, который нужно учитывать в ходе бюджетного проектирования, как в результате планирования федерального бюджета, так и в результате подготовки проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме решения задач в рамках бюджетного планирования налоговая политика дает возможность экономическим агентам установить направления в налоговой сфере на обусловленный период времени, что предназначает как стабильность, так и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Так, главным фактором осуществляемой налоговой политики выступает надобность поддержания сбалансированности бюджетной системы РФ. Вместе с тем нужно сохранять неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее наилучший уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Степень разработанности темы курсовой работы подтверждается О.В. Агабекян, Е.Ю. Жидкова, О.В. Качур, М.В. Романовский, В.Ф. Тарасова и др., которые раскрывают в своих работах сущность, характеристики и особенности налоговой политики Российской Федерации.

Цель работы – изучить особенности налоговой политики Российской Федерации.

Объектом курсовой работы является налоговая политика.

Предметом работы является ее особенности на территории РФ.

Для осуществления в полной мере вышестоящей главной цели обязательно нужно выполнить такие задачи как:

  • рассмотреть сущность, основные функции, задачи и типы налоговой политики РФ;
  • раскрыть правовые особенности налоговой политики Российской Федерации;
  • исследовать правовые особенности текущей налоговой политики РФ;
  • выявить основные пути улучшения налоговой политики Российской Федерации в настоящее время.

Методологической основой курсовой работы выступают методы аналитический, сравнительный методы, метод изучения нормативно-правовой базы, библиографических источников, метод обобщения.

Практическая значимость курсовой работы состоит в детальном и подробном изучении темы, которая посвящена налоговой политики Российской Федерации.


1 Сущность, функции, задачи, типы и правовые особенности налоговой политики Российской Федерации

1.1 Сущность, основные функции, задачи и типы налоговой политики РФ

Прежде всего, необходимо перед раскрытием налоговой политики сказать немного о «финансовой политики», где составным элементом выступает налоговая политика.

Так, под финансовой политикой разумеют, целый комплекс мер государства по применению финансовых отношений, а также мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и применению на основании финансового законодательства. При этом финансовая политика государства только средством реализации его социально-экономической политики и исполняет вспомогательную роль. Собственно в области социально-экономической политики может, как разрабатываться, так и осуществляться в жизнь эффективная финансовая политика.[1]

Итак, финансовая политика включает в себя такие важные компоненты как:[2]

- налоговую политику;

- бюджетную политику;

- денежно-кредитную политику;

- ценовую политику;

- таможенную политику;

- социальную политику;

- инвестиционную политику;

- политику в области международных финансов.

Главную часть финансовой политики занимает налоговая политика, которая должна основываться на компромиссе, как интересов государства, так и налогоплательщиков, то есть физических и юридических лиц. При этом интересы государства основываются на принципе достаточности налогообложения.[3]

Отметим, что положение налогового права предназначаются отправным моментом в реализации налоговой политики. Итак, налоговая политика представляет собой совокупность реализовываемых государством мер, которые ориентированы на обеспечение как своевременной, так и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, которые дают ему возможность доставить надобное финансирование. Тем самым как содержание, так и цели налоговой политики определены социально-экономическим строем общества, а также социальными группами, которые находятся у власти. Но взвешенная налоговая политика должна осуществляться с учетом финансовых интересов не только государства, однако, и налогоплательщиков. Помимо этого, налоговая политика должна быть полностью подчинена общепринятым принципам налогообложения.


Стоит сказать, что задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; формированию условий с целью регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию который возникает в ходе современных рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Итак, можно выделить три основных типа налоговой политики.[4]

Первый тип представляет политику максимальных налогов, которая характеризуется принципом “взять все, что можно”. Тем самым государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда рост налогов не сопровождается приростом государственных доходов. При этом предельная граница ставок назначена и главным образом зависит от большого числа факторов в любом определенном случае. Зарубежные ученые именуют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она содействует развитию предпринимательства, при этом обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Так, предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, однако это приводит к ограничению социальных программ, потому как государственные поступления существенно сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, которая предусматривает достаточно высокий уровень обложения, однако в результате существенной социальной защите. Налоговые доходы ориентируются на рост самых разнообразных социальных фондов. Данная политика приводит к раскручиванию инфляционной спирали.

Тем не менее, при сильной экономике все перечисленные выше типы налоговой политики успешно сочетаются. Для Российской Федерации свойственен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим типом.[5]

Отметим, что налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который выступает весьма достаточным с целью исполнения принятых на себя государством обязанностей. Вместе с тем налогообложение не должно подрывать мотивацию, как к эффективной, так и к легитимной деятельности участников материального производства.[6]

Вместе с тем налоговые отношения, как и любые иные общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство при этом не должно угнетать как источники, так и мотивы данного воспроизводства. При этом налогообложение не должно носить конфискационного характера. Лишь повышение национального богатства, который выражен, в том числе и в росте индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное повышение налогооблагаемой базы.


Тем не менее, одной из важных целей налоговой политики выступает рост эффективности налогообложения. Главные цели налоговой политики РФ показаны более подробно на рисунке 1 в Приложении курсовой работы.

Ознакомление с главными международными как налоговыми нормами, так и стандартами также подтверждает приоритет выше назначенной цели. Таким образом, Комитет ОЭСР по вопросам налогообложения назначил главной целью налогообложения мобилизацию средств, которые необходимы с целью функционирования государства, более эффективным возможным способом. При осуществлении данной цели должна быть обеспечена:[7]

-минимизация помех и препятствий в частной деятельности;

-сокращение административных расходов и расходов на соблюдение налоговых законов;

- поддержка экономических и социальных целей правительства.

Основополагающие задачи налоговой политики Российской Федерации заключаются в следующем:[8]

- последующее улучшение отечественного налогового законодательства с целью оптимизации налоговой базы и понижения уровня неплатежей;

- оптимизация налоговых льгот и преференций;

- наиболее жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;

- рационализация налогового администрирования;

- реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Так, обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества вызывают от государства применять весь арсенал существующих у него методов влияния на экономику.

Современная рыночная экономика вовсе не обозначает, что государство устраняется как от процессов управления, так и от регулирования. Наоборот, в период формирования баз механизма современных рыночных отношений усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Стоит отметить, что первым, кто заметил, а также осуществил соответствующий прогноз, был А. Вагнер. При этом его как расчеты, так и теоретические выкладки были поистине революционны, потому как он один из самых первых понял ограниченность рынка, а также разделил экономику на два главных сектора, а именно государственный и частный и выразил закон возрастающей государственной активности. Согласно последнему во всех странах, где быстро развиваются нынешние рыночные отношения, государственные расходы должны повышаться. Помимо этого, в современных условиях рынка собственно государственная финансовая политика назначает как социальный, так и научно-технический прогресс. Наряду с этим данные процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.[9] Также государство должно сформировать надобные условия с целью функционирования рыночных механизмов и при помощи них регулировать процессы экономики. Главнейшим инструментом государства в реализации назначенных целей выступает налоговая политика. [10]


Налоговая политика воздействует практически на все социально-экономические сферы страны, а также неразрывно связана с множеством элементами государственного управления, а именно: кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др. Тем самым манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие либо сдерживает его. Но основной направленностью налоговой политики, в конечном счете, выступает обеспечение экономического роста. Собственно с экономическим ростом связываются показатели развития производства, а также его эффективности, возможности роста материального как уровня, так и качества жизнедеятельности.

Отметим, что налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, потому как она только обеспечивает условия экономической заинтересованности либо незаинтересованности в деятельности как юридических, так и физических лиц и не базируется на основании властно-распорядительных отношений. Вместе с тем налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования наиболее гибко воспринимается экономикой и таким образом, наиболее широко используется в современных рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.[11]

В любой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу улучшения, при этом проявляя воздействие, как на экономические, так и социальные условия развития, а также адаптируясь к ним. Формируя налоговую систему страны, государство стремится применять ее с целью назначенной финансовой политики. Наряду с этим она становится относительно самостоятельной направленностью - налоговой политикой.

В большом количестве случаев, как формы, так и методы налоговой политики назначаются в зависимости от сформировавшегося в этом государстве административно-территориального устройства, политического строя, наличия либо отсутствия, и характера взаимодействия различных форм собственности национальных интересов, а также целей и некоторыми иными положениями.

Следовательно, налоговая политика - это совокупность как экономических, финансовых, так и правовых мероприятий государства по созданию налоговой системы страны с целью обеспечения финансовых нужд государства, некоторых социальных групп общества, и развития экономики страны посредством перераспределения финансовых ресурсов. Осуществляя налоговую политику, государство основывается на налоговых функциях и применяет их с целью проведения активной налоговой политики.[12]