Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическое значение человеческого фактора в управлении организацией
Модель взаимодействия человека и организационного окружения
Роль человеческого фактора в управлении организацией
Анализ влияния человеческого фактора на управление организацией ООО НИКОС
Совершенствование системы управления персоналом на предприятии ООО НИКОС
Введение
Еще несколько десятков лет назад человеческому фактору в управлении организацией не отводилась столь значительная роль. Ценность представлял собой труд, в результате которого создаются предметы производства, то есть определенные товары и услуги.
Однако современный мир диктует свои правила. Если их не выполнять, то можно оказаться за бортом течения современной динамичной жизни. Роль человеческого фактора в управлении производством чрезвычайно велика. Причем данная роль определяется не только качественным и количественным воплощением труда. Речь идет о так называемых нематериальных ценностях. Это профессионализм, трудолюбие, способности, талант, умственные возможности. Благодаря этим качествам современная концепция управления персоналом утверждает переход от трудовых ресурсов к человеческим ресурсам. Человеческие ресурсы – это понятие более широкое, которое включает в себя и трудовые ресурсы, и способности и возможности, талант каждого из сотрудников.
Мировой опыт показывает, что даже при условии полного технического перевооружения производства самыми передовыми информационными технологиями, если человеческому фактору не отводится соответствующая значимая роль, то все усилия напрасны и не приведут к желаемому росту эффективности и производительности труда.
Поэтому современные предприятия должны осознанно и осмысленно менять кардинальным образом политику управления человеческими ресурсами.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Человеческий фактор в управлении организацией».
Объектом курсового исследования является человеческий фактор в управлении организацией.
Предметом курсового исследования это сущность и значение человеческого фактора в управлении организацией.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны значения человеческого фактора не только в управлении, но и в деятельности организации в целом.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе планируется рассмотреть теоретическую сущность и значение человеческого фактора в управлении организацией. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть определение человеческого фактора;
- рассмотреть модель взаимодействия человека и организационного окружения;
- изучить роль человеческого фактора в управлении организацией.
Во второй главе планируется дать анализ влияния человеческого фактора на управление организации ООО НИКОМ. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- проанализировать организационно-экономическую характеристику предприятия ООО НИКОС;
- дать оценку проблемам в управлении персоналом на предприятии ООО НИКОС;
- предложить совершенствование системы управления персоналом на предприятии ООО НИКОС.
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.
Проблеме корпоративной культуры на предприятии посвящено множество работ. Это работы Кибанова, Дворской, Ивановской и др.
Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическое значение человеческого фактора в управлении организацией», «Анализ влияния человеческого фактора на управление организацией ООО НИКОС»), заключения, библиографии, приложений.
Теоретическое значение человеческого фактора в управлении организацией
Определение человеческого фактора
Управление в самом широком смысле подразумевает координацию действий. Стержневая идея управления состоит в том, что о каком бы виде управления ни шла речь, всегда подразумевается управление поведением людей. Основным фактором в системе управления является человек и его жизнедеятельность[1].
Поэтому старое разделение принятое научной организацией труда и управления на микроанализ (изучение производственных операций) и микроанализ (изучение целостного производственного процесса, его организации и методов регулирования) теряет смысл с точки зрения современных представлений о руководстве экономической деятельностью[2].
Человеческий фактор в теории управления представляет собой реальные и потенциальные способности и возможности людей, которые реализовываются в отношении общественного воспроизводства. Задачами управления человеческого фактора в таком случае входят все условия организационного характера, при которых вышеупомянутые возможности и способности человека могут быть реализованы с наивысшей рациональностью и эффективностью[3].
В современную эпоху в зарубежной практике человеческий фактор рассматривается наряду с другими факторами общественного воспроизводства - экономическим, машинным, природным, информационным. Смысл человеческого фактора заключается в том, что, несмотря на достижения в развитии сверхсложной техники и тончайшей технологии, роль человека-работника не уменьшилась, а растет.
При рассмотрении и определения человеческого фактора необходимо различать некоторые структурные категории, которые присущи данному человеческому фактору в ходе реализации общественного воспроизводства.
Первая категория – это социально активная часть населения. То есть, это то население, которое работает, активно ищет работу, подрабатывает, учится и получает от государства пособие по безработице[4].
Вторая категория в данном отношении представляет собой человеческие ресурсы, которые уже активно трудятся на предприятиях. Персонал - это совокупность работающих, каждый из которых рассматривается как личность. Понятие «человеческие ресурсы» распространяется на персонал, чтобы подчеркнуть его значимость как единого целого. В свою очередь, «персонал» противопоставляется «кадрам», как чему-то абстрактному, разобщенному и устаревшему[5].
Управление человеческим фактором - социальная активизация населения, направленная на возрастание их вклада в решение семейных, производственных, социальных, профессиональных проблем. Управление человеческим фактором следует рассматривать на двух уровнях. На макро уровне (уровне всей общественной системы) управление человеческим фактором подразумевает организацию и развитие человеческих ресурсов и трудовых ресурсов. На микро уровне (уровне отдельной хозяйственной единицы) - организацию и развитие трудовых ресурсов и персонала.
Управление человеческими ресурсами в государственном масштабе возлагается на службы обеспечения занятости населения. Управление человеческими ресурсами в масштабе предприятия возлагается на отдел управления персоналом или отдел кадров.
Если говорить об управлении персонала на уровне государства, то здесь подразумевается анализ культурных традиций данного государства, исторических и религиозных особенностей. Все это необходимо для того, чтобы построить модель взаимоотношений между государством и человеческими ресурсами с учетом особенностей каждого государства и в интересах своих граждан.
А сфера управления человеческим фактором на уровне одного предприятия, в рамках хозяйственной единицы берется в качестве модели, где наиболее ярко и отчетливо проявляются все особенности и закономерности развития отношений по поводу общественного воспроизводства. Выявленные на уровне хозяйственных единиц закономерности, в свою очередь, легко переносятся на отношения общественные[6].
Разработка современной стратегии управления в России связана с тем, что многие положения отечественной теории управления оказались неприменимы к рыночным отношениям в условиях перехода. А интеграция экономики России с мировой экономикой непременно обусловливает сращивание и взаимообогащение отечественной теории управления с концепцией менеджмента развитых стран. Такой симбиоз научных теорий непременно должен учитывать специфику и тенденции социально- экономического развития России[7].
Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующему выводу:
- было дано определение человеческого фактора. Человеческий фактор представляет собой потенциальные и реальные возможности человека, его знания, умения, талант, способности, в результате которых может осуществиться расширенное воспроизводство.
- управления состоит в том, что о каком бы виде управления ни шла речь, всегда подразумевается управление поведением людей. Основным фактором в системе управления является человек и его жизнедеятельность.
- концепция управления человеческими ресурсами рассматривается в двух аспектах: с точки зрения макроуровня и сточки зрения микроуровня.
Модель взаимодействия человека и организационного окружения
В настоящее время работник организации рассматривается как важный фактор развития любого бизнеса. Именно человек, с его привычками, желанием или нежеланием работать на достижение своих или корпоративных целей формирует организацию как единый организм[8].
Система отношений человек-организация представляет совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих порядок взаимодействия человека и организации. В процессе деятельности организация предоставляет работнику определенные ресурсы (материальные, денежные и др.) с целью получить продукт, который в последствие приносит организации прибыль и способствует достижению организационных целей.
Рассмотрим типы организаций, которые существуют по принципу взаимодействия организация и индивидуум[9].
1) корпоративная организация представляет собой некую группу людей, которые объединены одной общей целью. Стиль управления в данной организации авторитарный, интересы организации стоят выше интересов каждого сотрудника, то есть отдельного индивидуума. Корпоративная культура данной организации состоит в полном повиновении и послушании руководству организации, безоговорочной исполнительности. Недостатком данного типа организации ведет к тому, что в ней возникают недовольства и жесткая бюрократическая система.
2) индивидуалистская организация - как социальный тип представляет собой группу людей, объединенных единой целью и осуществляющих совместную деятельность; в отличие от корпоративной организации объединение проходит на добровольной и открытой основе.
Конечно, если говорить о практическом применении, то можно отметить, что лучше использовать нечто среднее между данными организациями, найти «золотую середину». Это приведет к более эффективным результатам.
Можно выделять пять качественно разных уровней в отношениях человека как субъекта деятельности и организации[10]:
1) Человек - профессия (рабочее место, трудовой пост, подразделение);
2) Человек - человек (как субъекты совместной деятельности);
3) Человек - социальная группа (профессиональные и межличностные взаимоотношения в трудовом коллективе);
4) Человек - организация;
5) Человек - социум (как совокупность политических, социально-экономических условий исторической эпохи) [11].
В каждом из этих уровней, очевидно, можно различать два подуровня: