Файл: Налоговые отношения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоговые отношения возникли в тот момент, когда появились налоги. То есть, налоговые отношения всегда сопровождают налоговую политику государства. Развитие налоговой системы и экономики страны в целом нельзя осуществить без налоговых отношений. Ведь налоговые отношения – это взаимодействие между государством и налогоплательщиком, взаимодействие между объектом и субъектом налогообложения.

В налоговых отношениях центральное место занимает категория «налог». Налог – это платеж безвозмездного, обязательного характера, который не вызывает у государства ответных обязательств перед налогоплательщиком за выплату того или иного вида налогов.

Налоговые отношения будут актуальны всегда, начиная со времен своего возникновения и формирования. Конечно, с течением времени налоговые отношения изменяются, принимают разную форму.

Значимость темы курсовой работы определяется тем, что от того, каким образом построены налоговые отношения между государством и налогоплательщиком зависит во многом система налогообложения в государстве, а также ее эффективность.

Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Налоговые отношения».

Объектом курсового исследования является налоговые отношения.

Предметом курсового исследования это теоретическая сущность и специфика налоговых отношений, а также анализ видов налоговых отношений.

В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов налоговых отношений.

Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

В первой главе планируется рассмотреть теоретическую характеристику налоговых отношений. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть признаки и классификация налоговых отношений;

- рассмотреть субъекты и объекты налоговых отношений;

- изучить понятие добросовестности в сфере налоговых отношений.

Во второй главе планируется дать практический анализ видов налоговых правоотношений. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- дать анализ формированию оптимальной налоговой базы налогоплательщика;

- рассмотреть использование налоговых льгот налогоплательщиком;

- рассмотреть аккумулирование доходной части государственного бюджета;


- сделать соответствующие выводы по результатам исследований.

Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Налоги и налогообложение», а также при написании выпускной квалификационной работы.

При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе главный налоговый документ страны – Налоговый Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Также был использован Документ Министерства Финансов Российской Федерации от 27.07.2015 г. «Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов». Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.

Проблеме видов налогов и его классификации посвящено множество работ. Это работы Евстигнеева, Молчанова, Колчина, Заяц и т.д. Немаловажную роль в написании данной работы сыграли научные статьи из периодической литературы «Налоги и налогообложение». Авторами тема исследования рассматривается полно и с новой точки зрения.

Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая характеристика налоговых отношений», «Практический анализ видов налоговых отношений»), заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Теоретическая характеристика налоговых отношений

Признаки и классификация налоговых отношений

Налоговые отношения представляют собой взаимосвязь между субъектами и объектами налогообложения[1].

Для налоговых отношений характерны следующие признаки: 

1) Налоговые отношения формируются при реализации процесса воспроизводства товаров и услуг. Налоговые отношения в данном случае складываются в процессе формирования денежных фондов централизованного характера. Признак налогового отношения в данном случае носит распределительный характер.

2) Налоговые отношения имеют властный (императивный) характер, исходя из чего государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной этих отношений;


3) Возникновение, изменение и прекращение налоговых отношений непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты налогового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения[2].

Таким образом, налоговые отношения представляют собой общественные отношения, которые ограничены различной системой налогообложения, а также имеют под собой финансово – экономический фундамент[3].

В составе налоговых отношений можно выделить следующие их виды возникающие:

- в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации;

- в процессе исполнения соответствующими обязанными лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

- в процессе того, как были заполнены и исполнены налоговые договора;

- в процессе налогового контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах[4];

- в связи защитой прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

- в связи с привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений[5].

Далее проанализируем более подробно признаки налоговых отношений.

1) Распределительный характер налоговых отношений проявляется в том, что налоговые отношения проявляются при процессе обмена общественного продукта при формировании финансовых ресурсов в экономике государства.

2) Властный (императивный) характер налоговых отношений. Государство является обязательным участником таких отношений.

3) Нормативно-правовое регулирование. Любое изменение налоговых отношений регламентируется законодательством[6].

Налоговые отношения – это составная часть экономических отношений, которые возникают в процессе финансово – хозяйственной деятельности предпринимателей и населения. Особенностью налоговых отношений выступает тот факт, что они полностью контролируются государственными органами.

Налоговые отношения можно классифицировать по различным признакам, среди которых выделяют следующие.

1) Регулятивные налоговые отношения формируются на основании регулятивных правовых норм, с помощью которых определяются права и обязанности субъектов таких отношений. Регулятивные налоговые отношения регламентируют поведение субъектов налоговых отношений. Например, установление и введение налогов, их исчисление и уплата, получение инвестиционного налогового кредита и т.д.


2) Охранительные налоговые отношения формируются на основании налоговых правонарушений, а также определенных событий и нормативно-правовых актов. С помощью охранительных налоговых отношений реализуются на практике налоговые предупреждения, ответственность и другие методы правовой защиты. Охранительными налоговыми отношениями утверждаются юридические обязанности их субъектов, неисполнение которых влечет за собой установленные санкции[7].

Участники налоговых отношений выделены в статье 9 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями данного нормативно-правового акта участниками, отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются[8]:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами[9];

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы).

Таким образом, в завершении раздела можно прийти к следующему выводу:

- было рассмотрено понятие налоговых отношений, которые формируются в процессе формирования общественного продукта при финансировании экономических процессов в государстве.

- были рассмотрены признаки налоговых отношений, которые включают в себя распределительный, властный характер и признак налогового правового регулирования.

- налоговые отношения подразделяются на регулятивные и охранительные отношения.

Субъекты и объекты налоговых отношений

Налоговые отношения возникают и проявляются в том случае, когда определены субъекты и объекты отношений и установлено содержание правоотношений между субъектами по поводу объектов[10].

Субъектами налогового правоотношения являются лица, между которыми возникают отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. С одной стороны, это государство, а с другой – это налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и иные обязанные лица[11].


Объект налогового отношения представляет собой такое правоотношение, в результате чего образовывается налог или сбор. Условия формирования объекта налогового отношения регламентируется законодательством о налогах и сборах[12].

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

-  Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

-  Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

-  Налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контроля и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы) [13];

-  Таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ) [14].

Участники налоговых правоотношений можно условно подразделить на три группы:

1) Орган налогового администрирования включают в себя налоговые, таможенные и финансовые органы, а также органы внутренних органы.

2) Органы и организации, которые осуществляют различные процессуальные процедуры информационного характера. Они включают в себя кредитные организации, регистраторы и прочее.

3) Налогоплательщики, органы налогового контроля и плательщики налогов и сборов[15].

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ налогов.

Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов), определенных законодательством о налогах и сборах, но и иных лиц.

В экономической и финансовой науке налоговые отношения представляют собой экономические явления общественного характера, которые имеют под собой определенную структуру и состав[16].

Состав налогового отношения представляет собой совокупность участников налогового отношения[17].

Структура налоговых отношений представляет собой внутренне строение и взаимосвязь элементов такого экономико-правового отношения.