Файл: Транспортный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Российская Федерация, являясь ассиметричной федерацией, состоит из 83 субъектов РФ. Данные особенности российского государства обуславливают наличие двух уровней организации государственной власти – федеральной и региональной.

Согласно статье 73 Основного закона страны вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают все полнотой государственной власти. Это предполагает наделение региональных властей необходимыми финансовыми ресурсами.

Налоговая система РФ, отражая федеративный характер российского государства, имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Выделение региональных налогов, наделение субъектов РФ определенными самостоятельными полномочиями в части их правового регулирования позволяют частично обеспечить региональные власти необходимыми денежными средствами.

Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог имеет статус регионального налога. В настоящее время его роль в пополнении доходной части региональных бюджетов невелика. Сложившаяся судебная практика свидетельствует о применении весьма сложной, противоречивой и несовершенной модели транспортного налога. Отсутствуют четкие критерии определения объектов налогообложения, возникают сложности с применением налоговых льгот.

Значимость темы курсовой работы определяется тем, что В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Транспортный налог».

Объектом курсового исследования является транспортный налог.

Предметом курсового исследования это теоретические аспекты и практические применения транспортного налога в системе налогообложения России.

В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов механизма взимания и расчета транспортного налога для субъектов налогообложения.

Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

- рассмотреть историю развития транспортного налога в России;

- рассмотреть объекты и субъекты налогообложения транспортным налогом;


- изучить льготы по уплате транспортного налога в России.

- рассмотреть проблемы налогообложения транспортного налога;

- рассмотреть примеры расчета транспортного налога;

- рассмотреть и дать анализ особенностям расчета транспортного налога на дорогие автомобили;

- сделать соответствующие выводы по результатам исследований.

Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Налоги и налогообложение», а также при написании выпускной квалификационной работы.

Теоретическую основу исследования составили научные труды представителей науки финансового права, таких как: Е.М. Ашмариной, К.С. Бельского, М.Ю. Березина, А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, Т.А. Гусевой, Л.Н. Древаль, С.В. Запольского, В.М. Зарипова, М.В. Карасевой, А.Н. Козырина, Ю.А. Крохиной, Н.П. Кучерявенко, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, Е.В. Покачаловой, И.В. Рукавишниковой, Э.Д. Соколовой, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой, Э.А. Цыганкова и других.

Проблеме видов налогов и его классификации посвящено множество работ. Это работы Евстигнеева, Молчанова, Колчина, Заяц и т.д. Немаловажную роль в написании данной работы сыграли научные статьи из периодической литературы «Налоги и налогообложение», а также «Финансы и управление». Авторами тема исследования рассматривается полно и с новой точки зрения.

Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Таким образом, отсутствие системного подхода к вопросам правового регулирования транспортного налога, непонимание его экономической и правовой сущности негативно сказывается в практике государственного строительства Российской Федерации.

Глава 1. Основные элементы налога в России

Общие положения налоговой системы в России

НК РФ состоит из двух частей. Первая часть НК РФ была введена в действие 1 января 1999 года. Она содержит основополагающие нормы действующего в России налогового законодательства, включая понятия, которые используются в налоговом праве, принципы налогообложения, систему налогов, статус налогоплательщиков и органов власти, которые участвуют в налоговых отношениях, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, нормы об ответственности за нарушение налоговых законов, а также нормы о защите прав налогоплательщиков.


Вторая часть НК РФ была введена в действие 1 января 2001 года. Данная часть устанавливает правила, которые касаются конкретных налогов.

По территориальному признаку в России действует трехуровневая система налогов: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

Основу налоговой системы составляют федеральные налоги, к которым относятся[1]:

— налог на добавленную стоимость (НДС);

— акцизы;

— налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль организаций;

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

— водный налог;

— государственная пошлина;

— налог на добычу полезных ископаемых.

Для федеральных налогов все элементы налогообложения, к которым относятся: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, определяются федеральным налоговым законодательством.

Со многими государствами Россия заключила соглашения об устранении двойного налогообложения, которые позволяют получать освобождение от уплаты налога в России, если он был уплачен в другом государстве.

Российские региональные налоги включают:

— транспортный налог;

— налог на игорный бизнес;

— налог на имущество организаций.

Региональные налоги устанавливаются совместно федеральным законодателем и законодательными органами регионов России. Региональный налог обязателен к уплате на территории соответствующего региона России[2].

В отношении региональных налогов НК РФ определяет принципы их установления, введения в действие и прекращения действия. Кроме того, НК РФ определяет объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления налога.

Регионы устанавливают налоговые ставки в тех пределах, которые предусматриваются НК РФ. Кроме того, для транспортного налога и налога на имущество организаций регионы определяют порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы.

Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.


Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 Налогового кодекса, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности[3].

Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства[4].

Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса.

Налоговая база определяется в зависимости от типа транспортного средства (табл. 1).

Таблица 1

Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу

Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в ст. 361 Налогового кодекса[5]. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз[6].

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.


Порядок, сроки уплаты налога и налоговая отчетность. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налогоплательщики и объекты налогообложения

Плательщиками налога являются физические лица и организации, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. При этом имеется определенная особенность установления налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения другим лицам до момента официального опубликования закона о транспортном налоге. В этом случае налогоплательщиком выступает лицо, указанное в данной доверенности. При этом физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту жительства о передаче их на основании доверенности другим лицам[7].

Объектом налогообложения Налоговый кодекс установил автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном российским законодательством порядке.

Вместе с тем Налоговым кодексом установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не относятся к объектам налогообложения.

В частности, не облагаются налогом[8]:

– весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;

– полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., или 73,55 кВт, а также автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;