Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
Введение
Российская Федерация, являясь ассиметричной федерацией, состоит из 83 субъектов РФ. Данные особенности российского государства обуславливают наличие двух уровней организации государственной власти – федеральной и региональной.
Согласно статье 73 Основного закона страны вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают все полнотой государственной власти. Это предполагает наделение региональных властей необходимыми финансовыми ресурсами.
Налоговая система РФ, отражая федеративный характер российского государства, имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Выделение региональных налогов, наделение субъектов РФ определенными самостоятельными полномочиями в части их правового регулирования позволяют частично обеспечить региональные власти необходимыми денежными средствами.
Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог имеет статус регионального налога. В настоящее время его роль в пополнении доходной части региональных бюджетов невелика. Сложившаяся судебная практика свидетельствует о применении весьма сложной, противоречивой и несовершенной модели транспортного налога. Отсутствуют четкие критерии определения объектов налогообложения, возникают сложности с применением налоговых льгот.
Значимость темы курсовой работы определяется тем, что В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Транспортный налог».
Объектом курсового исследования является транспортный налог.
Предметом курсового исследования это теоретические аспекты и практические применения транспортного налога в системе налогообложения России.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов механизма взимания и расчета транспортного налога для субъектов налогообложения.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю развития транспортного налога в России;
- рассмотреть объекты и субъекты налогообложения транспортным налогом;
- изучить льготы по уплате транспортного налога в России.
- рассмотреть проблемы налогообложения транспортного налога;
- рассмотреть примеры расчета транспортного налога;
- рассмотреть и дать анализ особенностям расчета транспортного налога на дорогие автомобили;
- сделать соответствующие выводы по результатам исследований.
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Налоги и налогообложение», а также при написании выпускной квалификационной работы.
Теоретическую основу исследования составили научные труды представителей науки финансового права, таких как: Е.М. Ашмариной, К.С. Бельского, М.Ю. Березина, А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, Т.А. Гусевой, Л.Н. Древаль, С.В. Запольского, В.М. Зарипова, М.В. Карасевой, А.Н. Козырина, Ю.А. Крохиной, Н.П. Кучерявенко, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, Е.В. Покачаловой, И.В. Рукавишниковой, Э.Д. Соколовой, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой, Э.А. Цыганкова и других.
Проблеме видов налогов и его классификации посвящено множество работ. Это работы Евстигнеева, Молчанова, Колчина, Заяц и т.д. Немаловажную роль в написании данной работы сыграли научные статьи из периодической литературы «Налоги и налогообложение», а также «Финансы и управление». Авторами тема исследования рассматривается полно и с новой точки зрения.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Таким образом, отсутствие системного подхода к вопросам правового регулирования транспортного налога, непонимание его экономической и правовой сущности негативно сказывается в практике государственного строительства Российской Федерации.
Глава 1. Основные элементы налога в России
Общие положения налоговой системы в России
НК РФ состоит из двух частей. Первая часть НК РФ была введена в действие 1 января 1999 года. Она содержит основополагающие нормы действующего в России налогового законодательства, включая понятия, которые используются в налоговом праве, принципы налогообложения, систему налогов, статус налогоплательщиков и органов власти, которые участвуют в налоговых отношениях, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, нормы об ответственности за нарушение налоговых законов, а также нормы о защите прав налогоплательщиков.
Вторая часть НК РФ была введена в действие 1 января 2001 года. Данная часть устанавливает правила, которые касаются конкретных налогов.
По территориальному признаку в России действует трехуровневая система налогов: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.
Основу налоговой системы составляют федеральные налоги, к которым относятся[1]:
— налог на добавленную стоимость (НДС);
— акцизы;
— налог на доходы физических лиц;
— налог на прибыль организаций;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— водный налог;
— государственная пошлина;
— налог на добычу полезных ископаемых.
Для федеральных налогов все элементы налогообложения, к которым относятся: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, определяются федеральным налоговым законодательством.
Со многими государствами Россия заключила соглашения об устранении двойного налогообложения, которые позволяют получать освобождение от уплаты налога в России, если он был уплачен в другом государстве.
Российские региональные налоги включают:
— транспортный налог;
— налог на игорный бизнес;
— налог на имущество организаций.
Региональные налоги устанавливаются совместно федеральным законодателем и законодательными органами регионов России. Региональный налог обязателен к уплате на территории соответствующего региона России[2].
В отношении региональных налогов НК РФ определяет принципы их установления, введения в действие и прекращения действия. Кроме того, НК РФ определяет объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления налога.
Регионы устанавливают налоговые ставки в тех пределах, которые предусматриваются НК РФ. Кроме того, для транспортного налога и налога на имущество организаций регионы определяют порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы.
Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 Налогового кодекса, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности[3].
Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства[4].
Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса.
Налоговая база определяется в зависимости от типа транспортного средства (табл. 1).
Таблица 1
Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу
Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в ст. 361 Налогового кодекса[5]. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз[6].
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Порядок, сроки уплаты налога и налоговая отчетность. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налогоплательщики и объекты налогообложения
Плательщиками налога являются физические лица и организации, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. При этом имеется определенная особенность установления налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения другим лицам до момента официального опубликования закона о транспортном налоге. В этом случае налогоплательщиком выступает лицо, указанное в данной доверенности. При этом физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту жительства о передаче их на основании доверенности другим лицам[7].
Объектом налогообложения Налоговый кодекс установил автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном российским законодательством порядке.
Вместе с тем Налоговым кодексом установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не относятся к объектам налогообложения.
В частности, не облагаются налогом[8]:
– весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
– полученные или приобретенные через органы социальной защиты населения автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., или 73,55 кВт, а также автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;