Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
– промысловые морские и речные суда, а также пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;
– тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, скота, автомобили ветеринарной помощи, технического обслуживания и др.), если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. К этой же категории относятся самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
– транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
– транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона или кражи документом, выдаваемым уполномоченным на то органом.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ[9].
Таким образом, в данном разделе были рассмотрены объекты и субъекты налогообложения транспортным налогом. Было выяснено, что состав налогоплательщиков претерпевал некоторые изменения, пока принял первоначальный вид. Также широк состав объектов налогообложения транспортным налогом, среди которых также существуют и налоговые послабления для сельскохозяйственных производителей, а также для людей с ограниченными возможностями.
Льготы по уплате транспортного налога в России
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие Налоговым кодексом, законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации[10].
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ)[11].
Законом Красноярского края от 11.11.2010 г. №11-5149 «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона края «О транспортном налоге» изменен срок уплаты транспортного налога. Срок уплаты транспортного налога физическими лицами за 2010 год, в том числе по перерасчетам, производимым в 2011 году на уплату налога за предыдущие налоговые периоды, не позднее 10 ноября 2011 года.
Кроме этого, вышеназванным Законом с налогового периода 2011 года дополнены льготы по транспортному налогу[12]:
— установлена льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога для «одного из родителей (усыновителей), опекунов, попечителей ребенка-инвалида» на одно транспортное средство до 100 л.с. (пп. «л» п. 1 ст. 3)
— увеличена мощность льготируемого транспортного средства для инвалидов с 33 л.с. до 100 л.с. включительно (пп. 2 ст. 3 Закона)
— установлена льгота для одного из родителей многодетной семьи, имеющих трех и более детей (усыновленных, пасынков, падчериц, приемных, находящихся под опекой (попечительством), не достигших восемнадцатилетнего возраста, проживающих совместно, которые с 2011 года уплачивают транспортный налог в размере 10 процентов по отдельным транспортным средствам при соблюдении условий, установленных Законом края (п. 2 ст. 4 Закона).
В качестве примера рассмотрим налоговые льготы по транспортному налогу в Москве. Они установлены статьей 4 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге». Согласно данному закону в Москве от уплаты транспортного налога освобождаются:
-Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, которое на них зарегистрировано (с 1 января 2013 года льгота распространяется только на машины с мощностью двигателя не более 200 л.с. включительно)[13];
Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33. «О транспортном налоге».
-ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны - за одно транспортное средство, которое на них зарегистрировано (с 1 января 2013 года льгота распространяется только на машины с мощностью двигателя не более 200 л.с. включительно);
-ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий - за одно транспортное средство, которое на них зарегистрировано (с 1 января 2013 года льгота распространяется только на машины с мощностью двигателя не более 200 л.с. включительно);
-инвалиды I и II групп - за одно транспортное средство, которое на них зарегистрировано (с 1 января 2013 года льгота распространяется только на машины с мощностью двигателя не более 200 л.с. включительно);
-бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
-один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида
-владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, - за одно транспортное средство, которое на них зарегистрировано;
-один из родителей (усыновителей) в многодетной семье - за одно транспортное средство, которое на него зарегистрировано[14];
- лица, которые подверглись воздействию аварии на Чернобыльской АЭС.
- лица, которые принимали участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, а также которые участвовали в ликвидации ядерных установок на военных объектах.
- лица, которые вынужденно перенесли лучевую болезнь.
Следует отметить один общий факт по данному вопросу: все льготы предоставляются только на те транспортные средства, мощность которых не превышает 200 лошадиных сил.
Поэтому, если возникает такая ситуация, когда у объекта налогообложения существует два автомобиля, то льготам подвергается только одно транспортное средство[15]. А по второму транспортному средству транспортный налог придется заплатить. Причем транспортное средство, которое подлежит льготному налогообложению, налогоплательщик выбирает самостоятельно. Также интересен такой факт. К примеру, если один налогоплательщик имеет право на две льготы. К примеру, если он является участником боевых действий и одновременно родителем в многодетной семье. Тогда он вправе получить лишь одну льготу, которая выбирается им самостоятельно. Если налогоплательщик стал льготником в середине года, то до середины года налог необходимо заплатить в полном размере, а уже на вторую половину года льгота по транспортному налогу будет распространяться.
Таким образом, в данной главе была рассмотрена история развития транспортного налога, льготы по данному налогу. Также были рассмотрены объекты и субъекты налогообложения транспортным налогом. Было выяснено, что состав налогоплательщиков претерпевал некоторые изменения, пока принял первоначальный вид. Также широк состав объектов налогообложения транспортным налогом, среди которых также существуют и налоговые послабления для сельскохозяйственных производителей, а также для людей с ограниченными возможностями.
Глава 2. Порядок исчисления суммы налога
Порядок и сроки уплаты налога
Федеральным законом №110 от 24 июля 2002 г. в раздел IX "Региональные налоги и сборы" Налогового кодекса РФ была введена новая глава 28 "Транспортный налог". Она вступила в силу с 1 января 2003 г. Транспортный налог заменил часть доходов от уплаты налогов: так из объекта обложения налогом на имущество физических лиц были исключены транспортные средства, а налоги на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств отменены.
В транспортном налоге две составляющих. Во-первых, за счет него в идеальном варианте должны решаться проблемы с автодорогами, но они не решаются, что подтверждает тот факт, что уже четвертый год подряд суммарная протяженность автодорог России неуклонно сокращается, а качество дорог оставляет желать лучшего. И вторая составляющая транспортного налога – это налог на роскошь.
Для всех автомобилей независимо от марки, страны изготовления и года выпуска налоговая база по транспортному налогу определяется в виде мощности двигателя в лошадиных силах. Не совсем понятно, почему берется именно этот показатель, ведь лошадиные силы напрямую не связаны ни с габаритами, ни с массой, ни с токсичностью автомобиля, ни с его ценой, т.е. не определяют его экологичность, вред, наносимый дорожному покрытию и т.д.
В других государствах налоговая база по транспортному налогу определяется из иных критериев. Например, транспортный налог в Латвии рассчитывается исходя из полной массы транспортного средства; в Германии он привязан к габаритам автомобиля; в Белоруссии - входит в стоимость бензина, то есть чем больше километраж поездок, тем большая сумма налога уплачивается. Во Франции налог исчисляется также с лошадиных сил, только не с максимальной мощности двигателя по паспорту, а с номинальной.
Возможно, причиной того, что в России в качестве налоговой базы установлена именно мощность двигателя, является то, что с автотраспорта уже взимается плата со многих показателей. Например, с массы (владельцы грузовых автомобилей платят с нагрузки на ось), с объема ДВС платятся таможенные сборы, с объема потребляемого бензина платят на АЗС, которые в свою очередь перечисляют часть средств в виде акцизов государству.
Существующая тарифная сетка по транспортному налогу неадекватна. Градация автомобилей по мощности с разницей в 50 лошадиных сил устарела и нуждается в доработке.
Необходимо введение прогрессивной шкалы. За основу берутся постоянные величины 125, 150, 200 л.с. и т.п. За автомобиль мощностью, например, 154 лошадиные силы будет взиматься налог как за 150-сильный автомобиль плюс добавка за дополнительные силы. Таким образом, будет осуществляться плавный переход от одной категории к другой, что позволит избежать пограничных ситуаций.
Также правительство России планирует снизить транспортный налог для владельцев автомобилей с высокими экологическими характеристиками, то есть для автомобилей, соответствующих требованиям стандартов "Евро-4" и выше.
В Республике Башкортостан установлены максимально возможные ставки транспортного налога. Высокие налоговые ставки касаются каждого. Причем не только из числа автовладельцев, но и простых граждан. Увеличение ставок налога для большегрузного транспорта всегда приводит к увеличению стоимости предметов первой необходимости, в частности продуктов питания, поставки и перевозки которых осуществляют из этих субъектов КАМАЗы и другие большегрузные машины.
Увеличение налоговой планки должно было бы решить проблему экологии и проблему пробок в крупных городах. Оно будет стимулировать людей покупать более компактные автомобили, которые, меньше загрязняют атмосферу. Проблема экологии никак не зависит от объемов двигателей. Основное загрязнение происходит за счет старых автомобилей, вне зависимости от их литража. Только убрав эти машины с улицы и заменив их на новые автомобили с системами очистки выбросов, работающих на экологически чистом топливе, можно решить проблему. Более того, высокий транспортный налог сегодня касается новых мощных автомобилей, а именно они в основном работают на экологически чистом топливе.
Что касается пробок и дефицита парковок, то транспортный налог и здесь не способен решить проблему. Налог, зависящий от мощности двигателя, не увеличит количество компактных машин. На улицах много крупных автомобилей с небольшой мощностью двигателя, а те, кто может позволить себе новый Porsche Carrera GT с двигателем мощностью 550 лошадиных сил, заплатят налог без труда. Эти люди не откажутся от своих автомобилей, и их не станет в городе меньше. Транспортный налог не только не сократит количество крупногабаритных автомобилей на улицах, но и потребует больших затрат, кто ездит на «Волгах» и старых иномарках с большим объемом двигателя. Эти автомобили тоже часто обладают большой мощностью. Компактные малолитражки действительно могут решить проблему города. Однако меры, которые предлагает правительство, неэффективны из-за неверного расчета суммы налога. Западный опыт показывает, что наиболее рациональным способом расчета суммы транспортного налога является ее привязка к габаритам и массе автомобиля.