Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования налога на прибыль
1.1 Основные правила расчёта налога на прибыль организаций
1.2 Характеристика плательщиков налога на прибыль
1.3 Налогоплательщики, объект налогообложения и налоговая база
Глава 2. Практика реализации норм, регулирующих исчисление и уплату налога
2.1 Практические аспекты исчисления и уплаты налога на прибыль
2.2 Расчет налога на прибыль в торговле
Таким образом, в заключении данного раздела можно прийти к следующим выводам:
- определены основные плательщики налога на прибыль предприятий и организаций.
- плательщики по данному виду налога регламентируются в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.
- до 2002 года налог на прибыль организаций именовался налог на прибыль предприятий. С 2002 года меняются принципиальные основы признания прибыли именно в налоговых целях. В налоговых целях по-другому признаются доходы и расходы, необходимые для расчета прибыли, как объекта обложения налогом на прибыль организаций.
1.3 Налогоплательщики, объект налогообложения и налоговая база
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
1) российские организации;
2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков. Участники консолидированной группы налогоплательщиков исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций но консолидированной группе налогоплательщиков в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы.
Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся:
• иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи;
• официальными вещательными компаниями в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. МЬ 310-ФЗ, в отношении доходов от следующих операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией[9]:
1) производство продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи;
2) производство и распространение продукции средств массовой информации (в том числе осуществление официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи) в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи.
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"" (участники проекта), в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта в соответствии с указанным Федеральным законом имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены гл. 25 НК РФ. Участник проекта утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика в следующих случаях[10]:
- при утрате статуса участника проекта с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;
— если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной в соответствии с гл. 25 НК РФ и полученной этим участником проекта, превысил 1 млрд руб., с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.
Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или совокупный размер прибыли, полученной участником проекта, превысил
300 млн руб., подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.
Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта. Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, указанные в абз. 2 п. 7 ст. 246.1 НК РФ, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение.
Участник проекта, который направил в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), вправе отказаться от освобождения, направив соответствующее уведомление в налоговый орган но месту учета в качестве участника проекта не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения. Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется.
По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право па освобождение, направляет в налоговый орган:
— документы, подтверждающие право на освобождение;
— уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующего налогового периода или об отказе от освобождения.
В случае если участником проекта не направлены документы, подтверждающие право на освобождение (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней[11].
Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
— документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"";
— выписка из книги учета доходов и расходов или отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах — с 2013 г.) участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этих случаях днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
Суммы убытка, полученные налогоплательщиком до использования им права на освобождение, не могут быть перенесены на будущее после признания организации налогоплательщиком.
Объектом налогообложения по налогу па прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях гл. 25 НК РФ признается[12]:
1) для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
3) для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ;
4) для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков — величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника.
Налоговой базой для целей гл. 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от основной налоговой ставки (20%), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Доходы и расходы налогоплательщика в целях гл. 25 НК РФ учитываются в денежной форме.
Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, если иное не предусмотрено НК РФ, исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (см. гл. 29—30), если иное не предусмотрено гл. 25 Н К РФ. Рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них НДС, акциза)[13].
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Н К РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.
Аналогичный порядок распространяется на организации, перешедшие на уплату ЕНВД.
Налогоплательщики, применяющие в соответствии с НК РФ специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
В НК РФ установлены особенности определения налоговой базы:
— по банкам;
— страховщикам;
— негосударственным пенсионным фондам;
— профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
— операциям с ценными бумагами;
— операциям с ФИСС;
— клиринговым организациям;
— организациям, получившим статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"".
Кроме того, установлены особенности определения налоговой базы[14]:
— по доходам, полученным от долевого участия в других организациях;
— налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;
— участников договора доверительного управления имуществом;
— по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков;
— по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества;
— по операциям с ценными бумагами;
— по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами;
— по операциям РЕПО с ценными бумагами. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, установлены в ст. 275 ПК РФ. Сумма налога на доходы от долевого участия в деятельности организаций (в целях гл. 25 НК РФ — дивиденды) определяется с учетом следующих положений.
Если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки, предусмотренной п. 3 ст. 284 ПК РФ (0 или 9%). При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от иностранной организации, в том числе через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации, не вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с гл. 2.3 НК РФ, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если иное не предусмотрено международным договором (соглашением об избежании двойного налогообложения доходов)[15].
При получении доходов в виде дивидендов по имуществу, переданному в доверительное управление, получателем таких доходов признается учредитель (учредители) доверительного управления (выгодоприобретатель). При получении таких доходов в случае, если доверительным управляющим является российская организация, а учредителем (учредителями) доверительного управления (выгодоприобретателем) — иностранное лицо, доверительный управляющий признается налоговым агентом в отношении доходов в виде дивидендов, по которым у источника выплаты дивидендов налоговым агентом не был удержан налог или налог был удержан в сумме, меньшей, чем сумма налога, исчисленная с доходов в виде дивидендов для указанной иностранной организации.