Файл: Общее понятие о гражданском праве. Метод гражданско-правового регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 524

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гражданский кодекс Российской Федерации является кодифицированным федеральным законом наряду с другими федеральными законами, однако при этом имеет определенный приоритет над другими законами. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы гражданского права, которые содержатся в других законах, должны соответствовать настоящему Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации состоит из трех частей. Первая часть вступила в силу 1 января 1995 года, вторая – 1 марта 1996 года, третья – 1 марта 2002 года.

Иные акты, которые содержат нормы гражданского права, включают в себя:

1) иные нормативно-правовые акты, а именно указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законам; Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законов, указов Президента Российской Федерации;

2) акты министерств и иных федеральные органы исполнительной власти, которые могут издаваться в случаях и в пределах, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными нормативно-правовыми актами.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Так, в законах о введении в действие отдельных частей Гражданского кодекса Российской Федерации определен иной порядок вступления в силу. Например, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 марта 2002 года.

Акты Президента Российской Федерации, которые имеют нормативный характер, а также акты Правительства Российской Федерации, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.


Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций либо имеют межведомственный характер подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному официальному опубликованию, кроме актов либо отдельных их положений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну, либо сведения конфиденциального характера.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну, либо сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам, а также организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На перечисленные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются:

1) федеральные конституционные законы;

2) федеральные законы;

3) акты палат Федерального Собрания;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

5) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

6) решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации либо отдельных положений перечисленных актов.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.


§2. Международные договоры

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации (пункт 1 статья 7 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьей2 Федерального закона от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации» Международными договорами признаются соглашения, которые заключаются Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования.

В качестве примеров международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, следует отметить:

1. Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Российская Федерация присоединилась в 1990 году).

2. Бернскую конвенцию о литературной и художественной собственности 1886 года (Российская Федерация присоединилась в 1995 году).

3. Римскую конвенцию об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года (Российская Федерация присоединилась в 2002 году) и др.

Международные договоры Российской Федерации применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года страны Союза предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных либо официально признанных международных выставках, которые организованы на территории одной из этих стран. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

§3. Обычаи делового оборота

Обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, которое не предусмотрено законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.


Выделяют следующие признаки обычая делового оборота:

1) это сложившееся правило поведения;

2) оно широко применяется исключительно в какой-либо области предпринимательской деятельности;

3) не предусмотрено законодательством;

4) оно может быть выражено в письменной форме (в виде документа) либо нет.

Обычай делового оборота признается источником права в том случае, если он санкционирован государством, например, в форме указания на него в законе (например, статьи 309, 311, 314 и др.).

Национальные торгово-промышленные палаты изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц. Согласно ст.15 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» торгово-промышленная палата свидетельствует торговые и портовые обычаи, которые принятые в России, и, значит, может давать заключения по этому вопросу. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается пунктом 2 статьи 427 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства либо договору, не применяются.

В качестве распространенных в международной практике обычаев делового оборота следует отметить обычаи, которые систематизированы Международной торговой палатой, Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 2000 года, Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 года, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 года и др.

§4. Значение судебной практики

Вопрос отнесения к числу источников гражданского права разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации является спорным. Некоторые авторы полагают, что Верховный Суд Российской Федерации может осуществлять только официальное толкование законодательства, но сам правотворчеством не занимается. В случае обнаружения пробелов в законодательстве он может воспользоваться правом законодательной инициативы, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации.

В какой-то мере с приведенным суждением согласиться можно, и все же его авторы смешивают сущее с должным. Жизнь весьма многообразна, практика порой выдвигает такие вопросы, которые решить на основании существующих норм права невозможно, но возникающие здесь проблемы имеют, как правило, частный характер, поэтому пользоваться правом законодательной инициативы просто нецелесообразно. В таких случаях обнаруженный пробел можно восполнить с помощью разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Практика порождает неразрешимые вопросы даже тогда, когда речь идет о применении норм новейшего законодательства.


Сущность и многообразие отношений, которые возникают в сфере экономического оборота, приводят к тому, что законодатель, не имея возможности предусмотреть все возникающие здесь жизненные ситуации, формулирует правило об аналогии закона и аналогии права. Гражданское законодательство постоянно совершенствуется, обновляется и улучшается, однако практика порой выдвигает такие вопросы, которые решить на основании действующих норм права невозможно. И тогда судебно-арбитражные органы прибегают к аналогии закона или права.

Аналогия закона предполагает такую ситуацию, при которой возникший спор имеет типичный имущественный характер, однако норм права, которые рассчитаны на подобный казус, нет; правоприменительный орган рассматривает такой спор на основании правил, которые регулируют сходные общественные отношения. А если их нет? Тогда используется аналогия права. Под аналогией права принято понимать закрепленную в законе возможность при рассмотрении гражданского правового спора исходить из общих начал и смысла законодательства. Аналогия в гражданском праве используется, следовательно, для восполнения возникших пробелов. Она не имеет широкого применения, поскольку со временем пробел устраняется путем принятия необходимой нормы права.

Нормы гражданского законодательства очень часто применяются при рассмотрении трудовых и семейных споров.

Таким образом, на основании изложенного в данной главе материала можно сделать следующий вывод: гражданское право и гражданское законодательство - понятия, весьма тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собой совокупность норм права, то второе - это совокупность нормативно-правовых актов.

Источники гражданского права Российской Федерации включают в себя: нормативные правовые акты; международные договоры; обычаи делового оборота.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С изменением в 90-х годах XX века общественно-экономического уклада, переходом от плановой экономики к рыночной, а также развитием предпринимательства объективно претерпело существенные изменения и гражданское право. Более того, поскольку взоры исследователей оказались смещены с традиционного - отраслевого - деления системы права в плоскость так называемого дуализма права (иными словами деления права на частное и публичное), при этом гражданское право стали если не отождествлять, то, по крайней мере, соизмерять с частным правом, появилась необходимость переосмысления самой системы права и ее внутреннего устройства.