Файл: Цели и задачи налогового учета (Анализ особенностей налогового учета и налоговой отчетности).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования налогового учета
1.1 Понятие и сущность налогового учета
1.2 Цели и задачи налогового учета
2. Анализ особенностей налогового учета и налоговой отчетности
2.1 Особенности организации и ведения налогового учета
Хотя общие понятия налогового учета и сформулированы в конкретной главе части второй НК РФ, - логичнее было бы перенести материал в часть первую НК РФ, для того чтобы налогоплательщикам и работникам налоговых органов было понятно, что продекларированные правила налогового учета касаются определения налоговой базы по всем налогам.
Если исходить из тех понятий налогового учета, которые уже прочно вошли в практику, то можно сделать вывод, что фактическая обязанность налогоплательщиков по организации и ведению налогового учета возникла одновременно с формированием современной системы налогообложения.[7]
Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.
Подтверждением данных налогового учёта являются:
- первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учёта;
- расчёт налоговой базы.[8]
Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».
Если понятие «налоговый учет» расшифровано в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, то правила формирования учетной политики для целей обложения НДС закреплены в п. 12 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость». Они представляются достаточно простыми для понимания и касаются не только НДС. Эти методы отражают правила определения налоговой базы, необходимые для расчета различных показателей, и утверждаются соответствующими указами руководителя предприятия на год.
Организации ведут налоговый учет по-разному. При этом существует лишь небольшой перечень исключений (благотворительные учреждения и некоторые иные) на которые данное правило не распространяется.
Модели организации налогового учета могут быть различными. Но основная цель всегда остается неизменной. Это сбор полной и максимально достоверной информации о финансовом, имущественном состоянии конкретного предприятия.
Налоговый учет позволяет также реализовывать следующие важные задачи:
- избежать отрицательных результатов при ведении деятельности хозяйственного характера;
- обеспечить в принудительном порядке финансовую стабильность конкретного предприятия;
- осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства, положений нормативно-правовых актов;
- контроль необходимости проведения финансовых операций для выявления схем ухода от налогов.[9]
Внутренний контроль за соблюдением налогового законодательства и правил учета подобного рода должны осуществлять следующие лица:
- главный бухгалтер;
- руководитель;
- учредитель.
Важно помнить о наказуемости допущения ошибок при ведении налогового учета. Причем в некоторых случаях ошибки грозят не просто штрафом, но также административным и даже уголовным наказанием.
Потому следует избегать подобного рода прецедентов, ответственно относиться к сдаче отчетности, ведению налогового и бухгалтерского учета.
Осуществлять постановку на налоговый учет необходимо в соответствии с установленным регламентом. При этом следует соблюдать большое количество различных нормативов и правил. Ознакомиться с ними стоит заранее. Каждый год налоговое законодательство реформируется – важно отслеживать все изменения.
При проведении камеральной или выездной проверки ФНС всегда в первую очередь обращает внимание на все, что связано с нововведениями в налоговой сфере.
Основополагающими нормативно-правовыми актами являются следующие:
- Процесс устранения двойного налогообложения ст.311 НК РФ.
- Особые моменты налогообложения ст.312 НК РФ.
- Основные правила ведения налогового учета ст.313 НК РФ.
- Регистры аналитического характера данного вида учета ст.314 НК РФ.
- В каком порядке осуществляется составление данных для вычисления налогооблагаемой базы ст.315 НК РФ.
- Как формируется налоговый учет в случае учета доходов ст.316 НК РФ.
- Оглашается процедура учета для некоторых, особых типов доходов ст.317 НК РФ.
- Как допускается определять сумму расходов на реализацию ст.318 НК РФ.
- Как вычисляются затраты по операциям торгового характера ст.320 НК РФ.[10]
Для некоторых отдельных предприятий действуют специальные правила ведения учета. Отражаются они в следующих НПД:
- Как осуществляется налоговый учет доходов и расходов для организации страхового типа ст.330 НК РФ.
- Процедура налогового учета доходов/расходов для банков, кредитных учреждений ст.331 НК РФ.
- Осуществление учета данного типа учреждениями бюджетного типа ст.331.1 НК РФ.
- Как формируется налоговый учет и отчетность в случае осуществления доверительного управления имуществом ст.332 НК РФ.
- Налоговый учет в организациях, занимающихся исследованиями налогового характера, опытно-конструкторскими работами ст.332.1 НК РФ.
- Налоговый учет по операциям РЕПО ст. 333 НК РФ.
Стоит уделить максимально пристальное внимание федеральному законодательству. Особенно это касается учета в коммерческих организациях нематериальных активов.
Поскольку, модели организации налогового учета могут быть различными. Но при этом принцип формирования налоговой отчетности и ведения самого учета един для всех предприятий – вне зависимости от формы собственности. Именно поэтому стоит обязательно ознакомиться со всеми ними.
Наиболее важными вопросами являются следующие:
- какими принципами руководствоваться;
- способы ведения на предприятии;
- с какими проблемами сталкиваются;
- доходы и расходы фирмы – финансовые результаты.[11]
Все принципы ведения налогового учета отражаются в гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Наиболее важными являются следующие:
- Денежного измерения. Вся информация в отчетности всегда отражается только в денежных единицах, без исключения.
- Обособленности имущества. Находящееся в собственности предприятия имущество находится в обособленном положении в случае необходимости включения его в налоговый учет (затрагивает амортизацию имущества).
- Непрерывность работы предприятия. Процесс налогового учета в обязательном порядке должен вестись непрерывно, без каких-бы то ни было интервалов, исключений.
- Принцип начисления. Представляет собой временную определенность, разбивку на отдельные отчетные периоды (ст.272, 271 Налогового кодекса РФ).
- Последовательность применения. Все отраженные в законодательстве правила, принципы, иные условия в обязательном порядке должны применяться постоянно, от одного отчетного периода к другому.
- Равномерности доходов и расходов. Подразумевает под собой отражение всех налогов в одном и том же периоде отчетности.[12]
Наиболее важным документом в сфере регулирования налогообложения является НК РФ. Стоит уделить рассмотрению данного документа максимальное количество времени. Важно обязательно разобраться, в каком порядке производится учет всех налоговых сборов. При обнаружении ошибок ФНС позволит осуществить доработку отчетной документации и сдать уточненную декларацию. Но это приведет к потере времени, проведению повторной камеральной, выездной проверки.
Процедура ведения налогового учета может быть различной. Существует две основные методики:
- ведение полностью независимого и автономного учета налогов;
- налоговый учет на основе бухгалтерского.
Каждый способ имеет как свои достоинства, так и некоторые важные недостатки.
Независимый учет налогов, который никак не интегрируется с учетом бухгалтерским, требует внесения всех важных данных в специальные регистры. Применение такой системы по сравнению с интеграцией с бухгалтерией требует некоторого увеличения расходов. Так как потребуется все операции, действия отражать дважды (в бухгалтерии, налоговом учете).
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в т. ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Подтверждением данных налогового учёта являются:
- первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учёта;
- расчёт налоговой базы.
Первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учёта.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых магнитных носителях.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу (распоряжению) руководителя об учетной политике для целей налогообложения.
Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Исправление ошибок в регистрах налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, вносящего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Варианты организации налогового учета могут быть различными. Но в некоторых случаях использование учета совместного типа невозможно.
Например, упрощенная система налогообложения позволяет не вести бухгалтерский учет.
В таком случае использование интеграции учета налогового и бухгалтерского невозможна – ввиду отсутствия последнего.
Таким образом, налоговый учет представляет собой систему обобщения информации о доходах и расходах. Он осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода. Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, а порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике. Но несмотря на это, у практических работников до сих пор нет полной ясности, что же означает это понятие.
Формирование налогового учета любым способом – процедура не сложная, но с множеством нюансов и особенностей.
Стоит обязательно заранее разобраться с ними всеми. Так можно будет избежать серьезных проблем с законом и назначения штрафов со стороны ФНС.
2.2 Особенности ведения налоговой отчетности
Налоговая отчетность представляет собой совокупность документов, которые отражают результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, но с точки зрения налогового законодательства. То есть в первую очередь налоговая отчетность отражает сведения об исчислении и уплате налогов.
Как правило, под налоговой отчетностью подразумевают налоговую декларацию, которую руководители предприятий и индивидуальные предприниматели в обязательном порядке раз в год сдают в налоговую службу. К налоговой отчетности относится также расчет авансового платежа, сведения о среднесписочной численности работников, прочие отчеты, обусловленные деятельностью предприятия.
Часть налоговой отчетности сдается в налоговую службу, некоторые сведения по налогам – в Пенсионный фонд и Государственный комитет статистики, а также в Фонд социального страхования.
Разумеется, вся документация должна быть составлена с учетом установленных и утвержденных государственных требований. Существуют установленные бланки налоговой отчетности.