Файл: Цели и задачи налогового учета (Анализ особенностей налогового учета и налоговой отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хотя общие понятия налогового учета и сформулированы в конкретной главе части второй НК РФ, - логичнее было бы перенести материал в часть первую НК РФ, для того чтобы налогоплательщикам и работникам налоговых органов было понятно, что продекларированные правила налогового учета касаются определения налоговой базы по всем налогам.

Если исходить из тех понятий налогового учета, которые уже прочно вошли в практику, то можно сделать вывод, что фактическая обязанность налогоплательщиков по организации и ведению налогового учета возникла одновременно с формированием современной системы налогообложения.[7]

Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Подтверждением данных налогового учёта являются:

  • первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учёта;
  • расчёт налоговой базы.[8]

Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».

Если понятие «налоговый учет» расшифровано в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, то правила формирования учетной политики для целей обложения НДС закреплены в п. 12 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость». Они представляются достаточно простыми для понимания и касаются не только НДС. Эти методы отражают правила определения налоговой базы, необходимые для расчета различных показателей, и утверждаются соответствующими указами руководителя предприятия на год.

Организации ведут налоговый учет по-разному. При этом существует лишь небольшой перечень исключений (благотворительные учреждения и некоторые иные) на которые данное правило не распространяется.


Модели организации налогового учета могут быть различными. Но основная цель всегда остается неизменной. Это сбор полной и максимально достоверной информации о финансовом, имущественном состоянии конкретного предприятия.

Налоговый учет позволяет также реализовывать следующие важные задачи:

  • избежать отрицательных результатов при ведении деятельности хозяйственного характера;
  • обеспечить в принудительном порядке финансовую стабильность конкретного предприятия;
  • осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства, положений нормативно-правовых актов;
  • контроль необходимости проведения финансовых операций для выявления схем ухода от налогов.[9]

Внутренний контроль за соблюдением налогового законодательства и правил учета подобного рода должны осуществлять следующие лица:

  • главный бухгалтер;
  • руководитель;
  • учредитель.

Важно помнить о наказуемости допущения ошибок при ведении налогового учета. Причем в некоторых случаях ошибки грозят не просто штрафом, но также административным и даже уголовным наказанием.

Потому следует избегать подобного рода прецедентов, ответственно относиться к сдаче отчетности, ведению налогового и бухгалтерского учета.

Осуществлять постановку на налоговый учет необходимо в соответствии с установленным регламентом. При этом следует соблюдать большое количество различных нормативов и правил. Ознакомиться с ними стоит заранее. Каждый год налоговое законодательство реформируется – важно отслеживать все изменения.

При проведении камеральной или выездной проверки ФНС всегда в первую очередь обращает внимание на все, что связано с нововведениями в налоговой сфере.

Основополагающими нормативно-правовыми актами являются следующие:

  1. Процесс устранения двойного налогообложения ст.311 НК РФ.
  2. Особые моменты налогообложения ст.312 НК РФ.
  3. Основные правила ведения налогового учета ст.313 НК РФ.
  4. Регистры аналитического характера данного вида учета ст.314 НК РФ.
  5. В каком порядке осуществляется составление данных для вычисления налогооблагаемой базы ст.315 НК РФ.
  6. Как формируется налоговый учет в случае учета доходов ст.316 НК РФ.
  7. Оглашается процедура учета для некоторых, особых типов доходов ст.317 НК РФ.
  8. Как допускается определять сумму расходов на реализацию ст.318 НК РФ.
  9. Как вычисляются затраты по операциям торгового характера ст.320 НК РФ.[10]

Для некоторых отдельных предприятий действуют специальные правила ведения учета. Отражаются они в следующих НПД:

  1. Как осуществляется налоговый учет доходов и расходов для организации страхового типа ст.330 НК РФ.
  2. Процедура налогового учета доходов/расходов для банков, кредитных учреждений ст.331 НК РФ.
  3. Осуществление учета данного типа учреждениями бюджетного типа ст.331.1 НК РФ.
  4. Как формируется налоговый учет и отчетность в случае осуществления доверительного управления имуществом ст.332 НК РФ.
  5. Налоговый учет в организациях, занимающихся исследованиями налогового характера, опытно-конструкторскими работами ст.332.1 НК РФ.
  6. Налоговый учет по операциям РЕПО ст. 333 НК РФ.

Стоит уделить максимально пристальное внимание федеральному законодательству. Особенно это касается учета в коммерческих организациях нематериальных активов.

Поскольку, модели организации налогового учета могут быть различными. Но при этом принцип формирования налоговой отчетности и ведения самого учета един для всех предприятий – вне зависимости от формы собственности. Именно поэтому стоит обязательно ознакомиться со всеми ними.

Наиболее важными вопросами являются следующие:

  • какими принципами руководствоваться;
  • способы ведения на предприятии;
  • с какими проблемами сталкиваются;
  • доходы и расходы фирмы – финансовые результаты.[11]

Все принципы ведения налогового учета отражаются в гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Наиболее важными являются следующие:

  1. Денежного измерения. Вся информация в отчетности всегда отражается только в денежных единицах, без исключения.
  2. Обособленности имущества. Находящееся в собственности предприятия имущество находится в обособленном положении в случае необходимости включения его в налоговый учет (затрагивает амортизацию имущества).
  3. Непрерывность работы предприятия. Процесс налогового учета в обязательном порядке должен вестись непрерывно, без каких-бы то ни было интервалов, исключений.
  4. Принцип начисления. Представляет собой временную определенность, разбивку на отдельные отчетные периоды (ст.272, 271 Налогового кодекса РФ).
  5. Последовательность применения. Все отраженные в законодательстве правила, принципы, иные условия в обязательном порядке должны применяться постоянно, от одного отчетного периода к другому.
  6. Равномерности доходов и расходов. Подразумевает под собой отражение всех налогов в одном и том же периоде отчетности.[12]

Наиболее важным документом в сфере регулирования налогообложения является НК РФ. Стоит уделить рассмотрению данного документа максимальное количество времени. Важно обязательно разобраться, в каком порядке производится учет всех налоговых сборов. При обнаружении ошибок ФНС позволит осуществить доработку отчетной документации и сдать уточненную декларацию. Но это приведет к потере времени, проведению повторной камеральной, выездной проверки.

Процедура ведения налогового учета может быть различной. Существует две основные методики:

  • ведение полностью независимого и автономного учета налогов;
  • налоговый учет на основе бухгалтерского.

Каждый способ имеет как свои достоинства, так и некоторые важные недостатки.

Независимый учет налогов, который никак не интегрируется с учетом бухгалтерским, требует внесения всех важных данных в специальные регистры. Применение такой системы по сравнению с интеграцией с бухгалтерией требует некоторого увеличения расходов. Так как потребуется все операции, действия отражать дважды (в бухгалтерии, налоговом учете).

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в т. ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Подтверждением данных налогового учёта являются:

  • первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учёта;
  • расчёт налоговой базы.

Первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учёта.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых магнитных носителях.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу (распоряжению) руководителя об учетной политике для целей налогообложения.

Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибок в регистрах налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, вносящего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.


Варианты организации налогового учета могут быть различными. Но в некоторых случаях использование учета совместного типа невозможно.

Например, упрощенная система налогообложения позволяет не вести бухгалтерский учет.

В таком случае использование интеграции учета налогового и бухгалтерского невозможна – ввиду отсутствия последнего.

Таким образом, налоговый учет представляет собой систему обобщения информации о доходах и расходах. Он осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода. Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, а порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике. Но несмотря на это, у практических работников до сих пор нет полной ясности, что же означает это понятие.

Формирование налогового учета любым способом – процедура не сложная, но с множеством нюансов и особенностей.

Стоит обязательно заранее разобраться с ними всеми. Так можно будет избежать серьезных проблем с законом и назначения штрафов со стороны ФНС.

2.2 Особенности ведения налоговой отчетности

Налоговая отчетность представляет собой совокупность документов, которые отражают результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, но с точки зрения налогового законодательства. То есть в первую очередь налоговая отчетность отражает сведения об исчислении и уплате налогов.

Как правило, под налоговой отчетностью подразумевают налоговую декларацию, которую руководители предприятий и индивидуальные предприниматели в обязательном порядке раз в год сдают в налоговую службу. К налоговой отчетности относится также расчет авансового платежа, сведения о среднесписочной численности работников, прочие отчеты, обусловленные деятельностью предприятия.

Часть налоговой отчетности сдается в налоговую службу, некоторые сведения по налогам – в Пенсионный фонд и Государственный комитет статистики, а также в Фонд социального страхования.

Разумеется, вся документация должна быть составлена с учетом установленных и утвержденных государственных требований. Существуют установленные бланки налоговой отчетности.