Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Организация безналичных расчетов денежных средств
1.1 Понятие и задачи организации денежных средств
1.2 Нормативно-правовая база денежных средств
1.3 Принципы организации безналичных денежных расчетов
Глава 2 Учет безналичных денежных средств на счетах в банке
2.1 Формы безналичных денежных средств
2.2. Синтетический и аналитический учет денежных средств на расчетных счетах
2.3. Контроль над сохранностью денежных средств
Введение
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении обо всех хозяйственных операция в организации. Учет денежных средств имеет большое значение для правильной организации денежного обращения. Целью учета денежных средств является контроль над соблюдением расчетной дисциплины, правильность и эффективность использования денежных средств.
Выбор данной темы интересен тем, что в настоящее время обозначается острая нужда в изучении и внедрении всеми участниками рыночных отношений, механизмов функционирования новых форм безналичных расчетов. От эффективности использования разных форм расчетов и способов исполнения обязательств, четкости, полноты, правильности используемого документооборота, в конечном итоге, зависит результат каждой сделки, так и работа организации в целом.
Целью курсовой работы является изучение правильности поступления, хранения, отражения в учете, использования денежных средств, а также документальное оформление.
Для достижения цели работы, необходимыми задачами является изучить:
- понятие организации денежных средств;
- нормативно-правовую базу денежных средств;
- задачи бухгалтерского учета денежных средств;
- отражение в учете операций по движению безналичных денежных средств;
- форма безналичных денежных средств;
- контроль над соблюдением расчетной дисциплины.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и список литературы.
Глава 1 Организация безналичных расчетов денежных средств
1.1 Понятие и задачи организации денежных средств
Денежные средства - это наиболее ликвидная часть активов организации, представляющая собой наличные и безналичные платежные средства в российской и иностранной валюте; легко реализуемые ценные бумаги, а также платежные и денежные документы.
Денежный поток - это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности организации. Поступление (приток) денежных средств называется положительным денежным потоком. Выбытие (отток) денежных средств называется отрицательным денежным потоком. Разность между положительным и отрицательным денежными потоками по каждому виду деятельности или по хозяйственной деятельности организации в целом называется чистым денежным потоком (нетто-результатом) [1][1].
Недостаток денежных средств может оказать серьезное негативное влияние на деятельность организации, результатом может стать неплатежеспособность, снижение ликвидности, убыточность и даже прекращение функционирования организации в качестве хозяйствующего субъекта рынка. Избыток денежных средств также может иметь отрицательные последствия для организации, так как избыточная денежная масса, не вовлеченная в производственно-коммерческий оборот, не приносит дохода. Кроме того, на реальную стоимость денег влияют инфляционные процессы, обесценивая их во времени [2][2].
Основными задачами учета денежных средств являются [3][3]:
- оперативный, повседневный контроль за сохранностью и правильным использованием денежных средств;
- строгое соблюдение установленных правил ведения кассовых операций и операций по безналичным расчетам;
- своевременное и правильное оформление движения денежных средств в документах и регистрах бухгалтерского учета;
- проведение инвентаризации денежных средств и расчетов.
Для принятия оптимальных управленческих решений, связанных с движением денежных средств, для достижения наилучшего эффекта хозяйственной деятельности руководству организации нужна постоянная осведомленность о состоянии денежных средств. Следовательно, необходимы систематический детальный анализ и оценка денежных потоков организации.
Целью анализа денежных средств является получение необходимого объема их параметров, дающих объективную, точную и временную характеристику направлений их поступления и расходования, объемов, состава, структуры, объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, оказывающих различное влияние на изменение денежных потоков.
Все операции, связанные с поставкой товаров и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму.
Денежные средства находятся в постоянном движении [4][4] - осуществляют непрерывный оборот, в ходе которого обслуживают многочисленные процессы реализации товаров и услуг, накопления капитала и формирования сбережений, а также используются при платежах по финансовым операциям (сделки с ценными бумагами, кредитные сделки) и нетоварных платежах (налоги, сборы, ренты, штрафы и др.). Платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Но всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, а в условиях инфляции - и к прямым потерям за счет их обесценивания. По϶ᴛᴏму эффективное управление денежными потоками имеет значение для всей предпринимательской деятельности организации.
Все ϶ᴛᴏ придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности организации.
1.2 Нормативно-правовая база денежных средств
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету - ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов бухгалтерского учета, методические указания, комментарии).
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней.
Основными актами 1-ого уровня являются законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, такие как:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I и II
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ.
На 2-м уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин Российской Федерации. Это свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности.
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н)
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10. 2000 № 94н) с последующими изменениями и дополнениями.
К 3-му уровню документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции; рекомендации; методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49н).
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000) (приказ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н).
- «О безналичных расчетах в РФ» (Положение ЦБ РФ от 12.04.01 № 2-Й, ред. от 03.03.03 N° 1256-У).
4-й уровень (Рабочие документы самого предприятия) определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основные рабочие документы организации:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Следует отметить, что многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами. [5][5]
Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях состоят из:
- Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности»
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», с последующими редакциями (закрепляет за Минфином РФ полномочия об определении порядка ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности)
- Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»;
- Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», с последующими редакциями;
- Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства»;
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», с последующими редакциями;
- Положения по бухгалтерскому учёту — ПБУ (утверждаются приказами Минфина РФ, по состоянию на 2013 год принято 24 ПБУ)
и другие;
Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
1.3 Принципы организации безналичных денежных расчетов
Деньги являются неотъемлемой частью хозяйственной жизни. Все операции, связанные с реализацией товаров и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму.
Безналичные расчеты - это денежные расчеты, осуществляемые путем записей по счетам в банках, в результате которых происходит списание денег со счета плательщика и зачисление их на счет получателя. Совокупность безналичных расчетов образует безналичный платежный оборот. Безналичные расчеты регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П (ред. 22.01.2008).
Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов их организации, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота (движения расчетных документов с учетом времени их оформления и оплаты) [6][6].
Осуществление безналичных расчетов производится по счетам, которые банки открывают клиентам для хранения и перевода денежных средств.
Проведение расчетов через банк должно сочетаться с экономической самостоятельностью клиентов и их материальной ответственностью за свои действия.
При всем многообразии форм собственности и характера деятельности предприятий за ними остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах. Ограничение свободы выбора со стороны банка не допускается.
Перечисление средств по счетам предприятий производится по поручению плательщика или с его согласия (акцепта). Это дает возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий договора, нарушение которых может вызвать полный или частичный отказ от оплаты (акцепта)[7][7].
Расчетный счет открывается предприятием, которое имеет статус юридического лица.
Для открытия счета предприятие предоставляет документы:
- заявление на открытие счета;
- карточку с образцами подписей и оттиска печати;
- копии учредительных документов;
- свидетельство о регистрации;
- свидетельство о постановке на учет в инспекции ФНС России.