Файл: Учет безналичных денежных средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заявление на открытие счета предоставляет сам банк. Документ заполняется и заверяется руководителем.

В карточке с образцами подписей и оттиска печати ставиться 2 подписи (руководителя и главного бухгалтера). В случае отсутствия должности главного бухгалтера подпись ставит руководитель. В дальнейшем банк будет принимать платежные документы только с этими подписями.

Банковская карточка обеспечивает хорошую защиту от возможного мошенничества с расчетным счетом организации со стороны недобросовестных работников самой организации, недобросовестных работников банка и просто жуликов. Ответственный работник банка, принимающий от организации платежные документы, каждый раз сверяет подписи и оттиск печати на этих документах с образцами, приведенными в банковской карточке. В случае их не совпадения платеж отклоняется.

После открытия расчетного счета банк обязан сообщить об этом в инспекцию ФНС России по месту регистрации организации. Таким образом, налоговый орган будет знать, от какого коммерческого банка он сможет затребовать информацию о безналичном денежном обороте организации [8][8].

Для проведения расчетов и учета собственных и заемных средств хозяйствующим субъектам и населению открываются в банках различные счета [9][9]

- расчетный счет - открывается хозяйствующим субъектам, обладающим правами юридического лица и действующим на принципах коммерческого расчета; 

- текущий счет - открывается предприятиям и организациям, строящим свою деятельность не на принципах коммерческого расчета (благотворительные, религиозные, общественные организации), и филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий и организаций. Текущий счет позволяет производить лишь ограниченные операции, главным образом связанные с оплатой труда и административными расходами; 

- бюджетный счет - открывается предприятиям и организациям, состоящим на бюджете, для целевого использования бюджетных средств;

- депозитный счет - открывается предприятиям, организациям и населению для хранения их временно свободных средств в течение определенного времени; 

- валютный счет - открывается субъектам хозяйствования для хранения валютных средств и проведения расчетов в иностранной валюте;

- ссудный счет - это счет, на котором банки учитывают предоставление и возврат кредитов. 


Глава 2 Учет безналичных денежных средств на счетах в банке

2.1 Формы безналичных денежных средств

В настоящее время безналичные денежные расчеты осуществляются по следующим формам [10][10]:

  • по платежным поручениям
  • по аккредитиву
  • по чекам
  • по инкассо

Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов. Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:

- за реализацию товаров, услуг, выполненных работ;

- в бюджеты и внебюджетные фонды

- в целях возврата размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процента по ним;

- в других целях, предусмотренных законодательством или договором

Платежные поручения принимаются банков вне зависимости, если ли на счете денежные средства. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления на расчетный счет.

Аккредитив – условное денежное обязательство, принимаемое банком (эмитентом [11][11]) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиями аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. Безналичные расчеты аккредитивами осуществляются на основании следующих нормативных актов: Положение ЦБ РФ от 03 октября 2002 г. N 2 - "Положение о безналичных расчетах в РФ"; Положение ЦБ РФ от 01 апреля 2003 г. N 222-П; "Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ"; Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2 статьи 867 – 873.

Аккредитив удобно использовать в ситуациях, когда идет речь о больших платежах, но деловые партнеры не очень доверяют друг другу. В деловых взаимоотношениях момент оплаты, как правило, не совпадает с моментом получения товара или услуги. Из ‑ за этого возникают риски. Поэтому в ситуации сложных взаимоотношений между организациями им имеет смысл довериться посредничеству более надежных банков. Само слово «аккредитив» происходит от латинского слова ассгеdifivus – доверительный.


В аккредитиве оговариваются условия, при которых деньги могут быть зачислены на расчетный счет получателя. Например, получатель должен представить в свой банк оформленную определенным образом накладную или акт приемки ‑ сдачи, подтверждающие, что товары получены плательщиком или услуги ему оказаны и претензий у плательщика нет.

Аккредитивы разделяются на отзывные и безотзывные.

Отзывный аккредитив может быть отозван плательщиком из банка получателя в любой момент до истечения срока его действия без объяснения причин.

Безотзывный аккредитив плательщик сможет получить обратно только по истечении срока действия аккредитива. Безотзывный аккредитив может иметь дополнительное положительное свойство: он может быть подтвержденным. Подтверждает аккредитив банк получателя.

По условиям оплаты аккредитивы могут быть с акцептом или без акцепта. Условие оплаты с акцептом предусматривает следующее: для того чтобы деньги были зачислены на расчетный счет получателя, в дополнение к выполнению условий аккредитива потребуется акцепт плательщика или акцепт лица, уполномоченного плательщиком.

Расчеты чеками – это наиболее оперативный способ безналичных платежей между организациями.

Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю.

Чекодатель – это организация, имеющая денежные средства в банке и выдавшая чек, чекодержатель – это организация, которой выдан чек.

Существуют денежные чеки и расчётные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и т. д.

Расчётные чеки - это чеки, используемые для безналичных расчетов. Это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств.

Чекодержатель в течение 10 дней после получения чека должен представить его в свой банк для оплаты, и уже банк чекодержателя организует перечисление денег из банка чекодателя на расчетный счет чекодержателя.

Чеки из чековых книжек подписываются руководителем организации и главным бухгалтером. Кроме того, чеки могут подписываться сотрудником организации, если ему выдана доверенность с правом подписания чеков. Чеки с подписанием по доверенности наиболее интересны для практического использования. Организация может направить своего работника в другой город для закупки товаров с правом принятия окончательного решения на месте. Для того чтобы работник мог оперативно расплатиться, организация выдает ему лимитированную чековую книжку и доверенность на подписание чеков. Но для организации ‑ продавца получение чека влечет определенный риск: чек может оказаться поддельным.


Размер лимита указывается в самой книжке, а суммы произведенных платежей указываются в корешках чеков, которые были использованы для расчетов. Продавец, принимающий чек, по этой информации может проверить остаток лимита книжки.

Расчеты чеками удобны для чекодателя именно в ситуации, когда надо быстро расплатиться крупной денежной суммой. Ближайшая альтернатива расчету чеками – расчеты наличными деньгами. Но направлять работника на закупки товаров в другой город с чемоданом наличных денег – это очень большой риск как для самой организации, так и для ее работника. Утрата лимитированной чековой книжки в дороге влечет некоторые неприятности, как и утрата любых других бланков строгой отчетности. Но при утрате лимитированной чековой книжки деньги организации, скорее всего, удастся сберечь.

Расчеты инкассовыми поручениями – это более жесткий вариант расчетов по инкассо.

Инкассо - посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счет получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссию.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого денежные средства списываются со счета плательщика в бесспорном порядке.

Этот способ расчета применяется, если бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством для взыскания денежных средств государственными органами по исполнительным документам на основании судебных решений. Кроме того, инкассовые поручения допускается использовать во взаимоотношениях организации с ее деловыми партнерами, если в договоре банковского счета оговаривается возможность безакцептного списания денежных средств со счета.

Инкассовое поручение – это, по сути, платежное требование без акцепта. Бланк инкассового поручения почти идентичен бланку платежного требования: в инкассовом поручении за ненадобностью исключены поля условие оплаты и срок для акцепта.

Инкассо может быть чистым и документарным.

Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами.

Документарное инкассо - это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов.


2.2. Синтетический и аналитический учет денежных средств на расчетных счетах

Для учета денежных средств, в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94 (ред. от 07.05.03 № 38н), предусмотрены следующие главные (синтетические) счета:

50

Касса

51

Расчетные счета

52

Валютные счета

55

Специальные счета в банках

57

Переводы в пути

Все эти счета по отношению к балансу являются активными, размещены во II разделе актива баланса на соответствующих статьях.

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на активном счете 51 «Расчетный счет» [12][12]

Для учета операций, отражаемых на счете 51 «Расчетный счет», в бухгалтерии ведут специальные регистры: журнал-ордер № 2 и ведомость № 2. Все записи в этих регистрах ведутся на основании выписок банка из расчетного счета и приложенных к ним документов, полученных от других предприятий, на основании которых списаны или зачислены средства, а также документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета – это копия лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Она отражает движение денежных средств на расчетном счете предприятия. 

В выписке указывается:

- номер расчетного счета клиента;

- дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток (он же является входящим остатком для последующей выписки);

- номера документов, на основании которых зачислены или списаны денежные средства;

- корреспондирующий счет-шифр бухгалтерии банка, которым закодированы финансовые операции предприятия; 

- суммы по дебету и кредиту;

- остаток наличия средств на дату выписки. 

При мемориально-ордерной форме синтетический учет осу­ществляется в Главной книге в обобщенном виде, т.е. без под­разделения по субсчетам, а аналитический учет - в контокор­рентной книге, записи в которой ведутся в течение года.

При журнально-ордерной форме синтетический и аналити­ческий учет совмещены в соответствующих журналах-ордерах и ведомостях, записи в которых осуществляются в течение меся­ца. После окончания месяца дебетовые и кредитовые обороты переносят в Главную книгу.