Файл: Прямые налоги и их место в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За анализируемый период удельный вес по ним увеличился на 2 десятые единицы (с 64,2% до 64,4%). По состоянию и удельному весу прямых налогов и сборов можно судить об экономике страны.

Независимо от того, что отмечается положительная тенденция поступлений наиболее значимых прямых налогов и сборов в российскую бюджетную систему, на сегодняшний день имеются проблемы, решение которых необходимо и будет содействовать повышению налоговой составляющей. Так, существуют проблемы по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, в частности: сокрытие доходов, прибыли; ведение двойной бухгалтерии с целью выдачи заработной платы в "желтых" конвертах; умышленное уклонение от уплаты налогов (причем законным путем); сложность исчисления налогов и другие. В этой связи, в первую очередь, предлагаем:

- отладить механизм администрирования доходов населения и прибыли организаций с целью выявления необлагаемых доходов и прибыли;

- установить размер стандартного налогового вычета на каждого работника не ниже суммы потребительской корзины;

- разработать прогрессивную шкалу доходов, отвечающую современным экономическим реалиям в обществе с учетом доходов работающего населения;

- снизить налоговое бремя по налогу на прибыль организаций для отдельных хозяйствующих субъектов (например, для вновь созданных организаций);

- оптимально распределять средства по указанным налогам между бюджетами бюджетной системы [5, с. 66].

Имеются недостатки и по налогам на имущество, а именно: не всегда точно определена налоговая база, т.е. не установлена инвентаризационная или кадастровая стоимость объектов имущества. Отметим, что инвентаризационная стоимость заметно разнится с кадастровой (рыночной) стоимостью, она гораздо ниже; отсутствует четкое разграничение стоимости недвижимого имущества, то есть одни объекты определяются по инвентаризационной стоимости, другие - по кадастровой стоимости; несовершенна информационная база, то есть не имеется полных сведений, а также не совпадают данные по объектам имущества; имеются пробелы в администрировании имущественных налогов.

Налоги на имущество остаются незначительными и сложно администрируемыми. Для улучшения имущественного налогообложения предлагаем:

- ужесточить меры администрирования и контроля по объектам имущества;

- пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков [144, с. 118];

- определить порядок формирования налоговой базы, которая должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости;


- создать полный государственный кадастр по учету имущества с установлением объективной стоимости;

- уточнить нормы законодательства в части имущества с целью исключения противоречий одной нормы законодательства другой. К примеру, по земельному налогу законодательство должно быть идентичным в Земельном кодексе, Гражданском кодексе, Налоговом кодексе и других нормативно-правовых актах;

- свести к одному сведения по объектам налогообложения, данные должны совпадать во всех взаимодействующих государственных органах.

Поступления налогов в системе природопользования должны быть весомыми по объему поступлений, так как Россия является ресурсодобывающей страной. В настоящее время в регулировании платежей за использование природных ресурсов существуют недостатки, которые нужно искоренять. Чаще всего проблемы касаются действующего российского законодательства в области налогообложения природопользования. Так, до сих пор не устранены явные противоречия между отдельными нормами Водного кодекса РФ и ФЗ "О плате за пользование водными объектами". Нуждается в корректировке Закона "О недрах" в связи с принятием главы 26 Налогового кодекса РФ о налоге на добычу полезных ископаемых [], в которой устранено даже упоминание о надобности выделения средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В этой связи можно предложить:

- совершенствовать экономический механизм природопользования с целью расширения перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;

- так же как по имущественным налогам, откорректировать нормы законодательства в области налогообложения природопользования. Все несоответствия законодательства в сфере природопользования приводят к потерям и выпадению бюджетных средств;

- упростить порядок взимания налога на добычу полезных ископаемых [13, с. 300];

- восстановить максимально рациональное природопользование.
Следует отметить, что основой для установления платежей и применения других экономических инструментов в сфере природопользования должна стать экономическая оценка природных ресурсов, обеспечивающая комплексный учет качественных и количественных характеристик этих ресурсов при обязательном создании финансово-экономических условий их охраны и воспроизводства [14, с. 218].

Что касается государственной пошлины, то здесь следует обратить внимание на отдельные завышенные тарифы, уплачиваемые организациями и физическими лицами за оказание юридически значимых действий. Такая ситуация обусловлена высококачественным предоставлением услуг и отлаженным сервисным обслуживанием. Созданы специализированные центры для удобства клиентов, которые предоставляют оперативно услуги в одном месте и эта работа требует вложения значительных денежных средств. Поэтому тарифы на такие услуги завышены.


В заключение отметим, что прямые налоги и сборы являются серьезным источником доходов государства. Они имеют ряд достоинств: напрямую платят лица, имеющие доход или имущество, а не конечный потребитель, как в косвенном налогообложении; быстрее поступают в бюджетную систему РФ в отличие от косвенных налогов; наиболее просто администрируются. Кроме того, следует наблюдать за соотношением между косвенными налогами и прямыми налогами в сторону увеличения доли последних до 64% в общем объеме налоговых доходов, что свидетельствует о здоровом экономическом климате и развитии государства.

В целом для стабильного и динамичного развития прямых налогов и сборов предлагаем: ужесточить меры налогового администрирования и контроля; упростить порядок исчисления и взимания по некоторым прямым налогам и сборам; выявить неучтенные объекты и в принудительном порядке поставить на учет; выявить скрытые доходы и прибыль организаций и физических лиц; наполнить и уточнить информационную базу по прямым налогам и сборам; определить налоговую базу по имущественным налогам.

Заключение

Прямые налоги и сборы взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, доходов, имущества с конкретного налогоплательщика. Наличие доходов и имущества у организаций и физических лиц означает совершение ими определенных действий, предполагающих налоговые обязательства. Отметим, что в отличие от прямых налогов и сборов косвенные налоги взимаются в процессе передачи и реализации товаров, работ, услуг и, в конечном счете, входят в цену, уплачиваемую за товар, работы, услуги покупателем. Тем самым их уплата возложена на конечного потребителя при приобретении товаров, работ, услуг. Поэтому лицо, перечисляющее косвенные налоги в бюджетную систему государства, и лицо, с которого эти налоги удерживаются, различны.

Доминирование тех или иных типов налогов (в первую очередь прямых и косвенных) отражает и общую политическую ориентацию государства. Считают, что чем выше уровень демократичности государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. В рамках российской налоговой системы в целом, хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее, их роль очень велика. Причем основную роль играют косвенные налоги в формировании доходов федерального бюджета.

Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и в первую очередь федерального бюджета), а с другой — объективно понижает потенциал контроля за использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.


Прямые налоги уплачиваемые организациями играют значительную роль в формировании доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений за исследуемый период занимают налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и НДФЛ.

Дальнейшее увеличение налоговых доходов связано с преодолением кризисных явлений в российской экономике, укреплением налоговой базы по основным федеральным, региональным и местным налогам.

Проведенный анализ поступления прямых налогов и сборов в бюджетную систему за 2016 - 2017 гг. показал, что в их числе на первом месте по объему поступлений налог на добычу полезных ископаемых, на втором месте - налог на доходы физических лиц и на третьем месте - налог на прибыль организаций. По всем прямым налогам и сборам поступления повышаются, исключение составляет лишь водный налог. Прямые налоги и сборы занимают наибольшую долю в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Прямые налоги и сборы являются серьезным источником доходов государства. Они имеют ряд достоинств: напрямую платят лица, имеющие доход или имущество, а не конечный потребитель, как в косвенном налогообложении; быстрее поступают в бюджетную систему РФ в отличие от косвенных налогов; наиболее просто администрируются. Кроме того, следует наблюдать за соотношением между косвенными налогами и прямыми налогами в сторону увеличения доли последних до 64% в общем объеме налоговых доходов, что свидетельствует о здоровом экономическом климате и развитии государства.

В целом для стабильного и динамичного развития прямых налогов и сборов предлагаем: ужесточить меры налогового администрирования и контроля; упростить порядок исчисления и взимания по некоторым прямым налогам и сборам; выявить неучтенные объекты и в принудительном порядке поставить на учет; выявить скрытые доходы и прибыль организаций и физических лиц; наполнить и уточнить информационную базу по прямым налогам и сборам; определить налоговую базу по имущественным налогам.

Список использованных источников

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2017); от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2017) НК РФ
  2. Федеральный закон от 19.12.2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановых период 2018 и 2019 гг.» // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Агамирзоева Н.М. Преимущества и недостатки прямых налогов в общей системе налогообложения // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2018. - С. 56-58
  4. Агузарова Ф.С. Роль косвенных и прямых налогов и сборов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2014. - №10. - С. 910 - 918
  5. Агузарова Ф.С. Прямые налоги и сборы Российской Федерации: роль, проблемы и перспективы развития // Российская юстиция. - 2016. - № 5. - С. 63-66.
  6. Борлакова Д.Б. Роль прямых налогов в доходах бюджета Российской Федерации // Актуальные вопросы в науке и практике Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. В 4-х частях. - 2017. - С. 88-93
  7. Казанцева С.Ю. Механизм исчисления налога на прибыль организаций и предоставления налоговых льгот. Анализ поступления налога в бюджет и использования налоговых льгот в России 2015 – 2016 года / С.Ю. Казанцева, А.С. Бунтова, Д.В. Хохлова, Д.П. Григорьева // Науковедение. 2017. – № 2
  8. Корчинский В.Е., Карева С.В. Теоретико-методологические основы прямого налогообложения // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2016. - № 2 (35). - С. 76-81
  9. Лазуткина А.Ю. Роль прямых налогов ы бюджетной системе РФ // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 116-120
  10. Лебедева А.Д., Данило Л.А. Прямые налоги и их место в налоговой системе Российской Федерации // В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук Сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. - 2017. - С. 206-211
  11. Левшукова О.А. Направления совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога в РФ / О.А. Левшукова, С.Ю. Мешдок, И.Т. Трубилина // Экономика и социум. 2017. - № 4 (35).
  12. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 382 с.
  13. Сайдулаев Д.Д. Прямые налоги Российской Федерации // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 297-300
  14. Соловьева Н.А. Соотношение прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства и тенденции его изменения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Т. 7. № 1A. - С. 216-226
  15. Токаева С.К. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации: современная проблематика // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации / Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. - 2015. - С. 63 - 69
  16. Турбина Н.М., Косенкова Ю.Ю. Прямые федеральные налоги с организаций // Налогообложение юридических лиц – Экономика. Тамбов, 2016. С. 42-128
  17. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 364 с.
  18. Информационное агентство REGNUM – [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://www.regnum.ru/
  19. Федеральная налоговая служба России [Официальный сайт]. – Режим доступа: http:// www.nalog.ru/