Файл: Прямые налоги и их место в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В российской налоговой теории и практике налоговые платежи классифицируются по различным признакам. Самой известной классификационной группой является деление налогов и сборов на прямые и косвенные.

Прямые налоги и сборы взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, доходов, имущества с конкретного налогоплательщика. Наличие доходов и имущества у организаций и физических лиц означает совершение ими определенных действий, предполагающих налоговые обязательства. Отметим, что в отличие от прямых налогов и сборов косвенные налоги взимаются в процессе передачи и реализации товаров, работ, услуг и, в конечном счете, входят в цену, уплачиваемую за товар, работы, услуги покупателем. Тем самым их уплата возложена на конечного потребителя при приобретении товаров, работ, услуг. Поэтому лицо, перечисляющее косвенные налоги в бюджетную систему государства, и лицо, с которого эти налоги удерживаются, различны.

Важно учесть, что прямые налоги и сборы более предсказуемы и быстрее поступают в бюджетную систему. В свою очередь, косвенные налоги взимаются постепенно и не способствуют быстрому наполнению бюджета. Вместе с тем косвенные налоги являются наиболее надежным источником доходов бюджета при любом состоянии экономики государства. В отличие от косвенных, прямые налоги и сборы проще в администрировании и легче контролируются, так как они конкретно увязываются с доходами и имуществом плательщиков.

При взимании прямых налогов и сборов точно установлены плательщики, размер, источники уплаты налога и сбора. Что касается косвенных налогов, то последствия взимания трудно прогнозировать.

Актуальность темы исследования продиктована тем, что в современных условиях, одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения, становится налоговая система. Действующая на сегодняшний день налоговая система России не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, а именно достаточного уровня сбора налогов, для покрытия основных расходов бюджетов, а также не способствует нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию предпринимательской среды. В такой ситуации особую важность приобретает для государства и предприятий усовершенствование, разработка новых и реализации существующих способов оптимизации налоговой системы.

Целью настоящего исследования является выявление роли прямых налогов в структуре налоговой системы РФ.


Объект исследования – прямы налоги в РФ.

Предметом исследования можно считать системы взимания прямых налогов в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд последовательных задач:

- раскрыть сущность прямых налогов как элемента современной налоговой системы РФ;

- изучить основные виды прямых налогов;

- проанализировать динамику поступлений прямых налогов в бюджет РФ;

- выявить проблемы прямого налогообложения в налоговой системе Российской Федерации;

- описать перспективы развития системы начисления и уплаты прямых налогов в бюджет государства.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как Борисов Е.Ф., Булатов А.С., Дмитриева Н.Г., Дробозина А.А., Карасев М.Н., Окунева Л.П., Пансков В.Г. и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

В первой главе раскрывается сущность налоговой системы РФ, раскрыта сущность прямых налогов как элемента налоговой системы. Также в рамках главы описаны основные виды прямых налогов, способы их исчисления и уплаты.

Вторая глава носит практических характер, в ней отражена исследовательская работа по изучению динамики поступления прямых налогов в бюджет государства. В главе также выявлены основные проблемы прямого налогообложения и рассмотрены перспективы развития системы начисления и уплаты прямых налогов в бюджет РФ.

В заключении приведены выводы согласно проведенным исследованиям.

1. Роль и место прямых налогов в налоговой системе государства

1.1. Понятие и сущность прямых налогов как налоговой категории

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. В современной литературе о налогах приводится немалое количество различных определений налогов. При этом в каждом определении обязательно указывается, что налог - платеж обязательный. Иными словами, платежи, не являющиеся для плательщиков обязательными, не признаются налоговыми. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления [1].


Существуют различные классификации налогов.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет классификация налогов по способу взимания на прямые и косвенные.

Рис. 1. Классификация налогов [12, с. 54]

Как утверждает Е. Ю. Бабенко, прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход (заработную плату, прибыль, проценты) или имущество налогоплательщика (землю, строения, ценные бумаги). В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом [6, с.90].

Применение налогов, в том числе прямых, является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Система налогообложения регулирует внешнеэкономическую деятельность, включая приток иностранных инвестиций, формирует хозрасчетную прибыль и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжения ресурсы, необходимые для выполнения своих основных функций, а также финансирует расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.

Прямые налоги являются весомым финансовым регулятором социально-экономических процессов. Они не только важный источник формирования бюджетных ресурсов государства, но и важный инструмент государственного регулирования доходов плательщиков, инвестиций, накопления капитала, деловой активности, совокупного потребления и других важных факторов целостности, стабильности и развития общества [12, с. 60].

Как утверждает П. П. Грушевский, одним из достоинств прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т. п.), тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от разнообразных причин, значительным колебаниям [7, с.59].


Согласно О.Ю. Мамедову основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем [11, с.97].

Экономические - прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

Регулирующие - в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.) (рисунок 2).

Рис. 2. Преимущества прямого налогообложения [8, с. 77]

Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы [11, с. 105]. Такой принцип налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее справедливым.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

1. Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.

3. Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

4. Бюджетные – прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена, а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

Также к недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок [12, с.97].

Таким образом, прямые налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы.

Современные налоги - это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики.


1.2 Классификация прямых налогов

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход, заработную плату, прибыль, проценты, а также на имущество налогоплательщика, а именно землю, строения, ценные бумаги. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

К прямым налогам относятся [1]:

Для физических лиц:

− налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

− на имущество (гл. 32 НК РФ);

− на автотранспорт (гл. 28 НК РФ);

− на земельный участок (гл. 31 НК РФ);

− на воду (гл. 25.2 НК РФ).

Для юридических лиц:

− НДФЛ с наемных работников, уплачиваемый работодателем (гл. 23 НК РФ);

− налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

− на имущество (гл. 30 НК РФ);

− на транспорт (гл. 28 НК РФ);

− на землю (гл. 31 НК РФ);

− на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

− на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

− на водные ресурсы (гл. 25.2 НК РФ).

Примеры основных прямых налогов в Российской Федерации приведем ниже.

1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предназначен для взимания доли их дохода, полученного в организациях Российской Федерации. Это касается граждан РФ и иностранцев, работающих на ее территории. Ставка налога составляет от 13% до 35% — в зависимости от вида получаемого дохода и статуса лица, его получающего. Налог поступает в региональные и местные бюджеты.

2. Налог на прибыль для юридических лиц, который является для них основным по налоговым выплатам. Налогоплательщиками по этому налогу являются российские и иностранные организации, работающие в РФ. Объект взимания налога - прибыль, полученная организацией по результатам ее деятельности по производству и реализации товаров. Ставка налога на 2017 год составляет 20%.

3. Налог на имущество организаций и физических лиц. Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Эти виды имущества должны быть отражены в балансе, согласно ПБУ 6/01. Их перечень приведен в ст. 374 НК РФ. За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог [1].

Из краткой характеристики основных прямых налогов мы видим, что основанием для обложения налогом служат владение и пользование доходами и имуществом.

При взимании прямых налогов государство взаимодействует с действительными плательщиками налога, тогда как косвенные налоги уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые потом возмещают их с других лиц (с потребителей). Так же к преимуществам прямого налогообложения относится то, что прямые налоги в большей степени соответствуют платежеспособности налогоплательщиков и расходы на их взимание сравнительно небольшие.