Файл: Прямые налоги и их место в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подразделяются прямые налоги на личные (налоги на доход) и реальные (налоги с имущества).

Реальные прямые налоги могут иметь в качестве объекта налогообложения как имущество, служащее источником дохода, так и имущество, не являющееся таковым. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика.

Личные налоги, в отличие от реальных, позволяют учитывать фактическую платежеспособность налогоплательщика, так как источником уплаты налога выступают полученные им деньги. В этом смысле личные доходы больше соответствуют одному из неписаных принципов налогообложения «брать деньги с того, кто их имеет». Кроме того, личные доходы соизмеримы с размером полученного дохода, так как рассчитываются как часть этого дохода. Это позволяет организовать налогообложение на научной основе и с учетом требований экономических законов. Так, они позволяют определить ту зону налогового изъятия части совокупного общественного продукта, которая оставила бы в неприкосновенности другие части этого продукта, необходимые для воспроизводства потребленных средств производства, для выплаты заработной платы, расширения производства и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что прямые налоги и сборы взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, доходов, имущества с конкретного налогоплательщика. Наличие доходов и имущества у организаций и физических лиц означает совершение ими определенных действий, предполагающих налоговые обязательства.

В отличие от прямых налогов и сборов косвенные налоги взимаются в процессе передачи и реализации товаров, работ, услуг и, в конечном счете, входят в цену, уплачиваемую за товар, работы, услуги покупателем. Тем самым их уплата возложена на конечного потребителя при приобретении товаров, работ, услуг. Поэтому лицо, перечисляющее косвенные налоги в бюджетную систему государства, и лицо, с которого эти налоги удерживаются, различны.

2. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации


2.1 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет

Рассмотрим динамику поступления основных видов прямых налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации представленный нами в таблице 1.

Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам прямых налогов за 2010-2016 годы имеет тенденцию к увеличению на 1,8 раза.

Динамика поступлений прямых налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд. руб.

Налог

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Налог на прибыль организаций

1774,6

2270,5

2355,7

2071,9

2372,8

2598,8

2770,2

Налог на имущество организаций

421,8

467,6

536,4

615,3

634,6

712,4

764,5

Налог на доходы физических лиц

1790,6

1995,8

2261,5

2499,1

2688,7

2608,5

3017,3

Налог на добычу полезных ископаемых

1406,3

2042,5

2459,4

2575,8

2904,2

3226,8

2929,4

Земельный налог

115,4

122,4

141,0

156,6

175,3

185,1

176,4

Транспортный налог

75,6

83,2

90,2

106,1

117,5

140,0

139,1

Итого:

5584,2

6982,0

7844,2

8024,8

8893,1

9471,6

9796,9

* Составлено автором по данным [19]

По данным таблицы 1 видно, что поступления в консолидированный бюджет РФ по налогу на прибыль организации с 2011-2013 годы имеет тенденцию к увеличению. Так, например, за указанный период поступления по налогу на прибыль организации увеличилось на 32,7 %. Затем в 2014 году по отношению к предыдущему периоду наблюдается снижение поступлений по налогу на прибыль организации на 12,0 %.

Поступления в консолидированный бюджет РФ по налогу на имущество организаций за рассматриваемый 2011-2017 годы имеет тенденцию к увеличению на 56,1 %.

Поступления в консолидированный бюджет РФ по НДФЛ за рассматриваемый период увеличились на 1226,6 млрд. руб. или на 68,5 %.

Поступления в консолидированный бюджет РФ по НДПИ увеличились на 1523,1 млрд. руб. или на 2,1 раза.

Поступления в консолидированный бюджет РФ по земельному налогу за 2011-2016 годы увеличились на 61,0 млрд. руб. или на 52,9 %. Затем в 2017 году по отношению к предыдущему периоду поступления в консолидированный бюджет РФ значительно снизился на 23,5 млрд. руб. или 13,3 %.


Далее рассмотрим структуру поступлений прямых налогов в консолидированный бюджет РФ представленной нами на рисунке 3.

Рис.3. Структура поступлений прямых налогов в консолидированный бюджет РФ за 2010-2016 гг., % [19]

По данным рисунка 3 видно, что наибольший удельный вес в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ по основным видам прямых налогов за 2011 год занимает НДФЛ 32,0 %, налог на прибыль организаций 31,8 % и НДПИ 25,2 %. Наименьший удельный вес в структуре налоговых поступлений занимает транспортный налог 1,3 %.

Так же в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ наибольший удельный вес за 2011-2017 годы занимает налог на прибыль организации который колеблется от 31,8 % - 28,3 %, НДФЛ от 32,0 % - 30,8 % и НДПИ от 25,2 % - 29,9 %. Наименьший удельный вес в структуре налоговых поступлений занимают такие налоги как транспортный поступления которого колеблятся от 1,3 % до 1,4 % и земельный налог от 2,1 % до 1,8 %.

Поступления по налогу на прибыль организаций за 2011- 2017 годы имеет тенденцию к снижению. Так, например, поступления в консолидированный бюджет РФ по налогу на прибыль в 2011 году составили 31,8 %, а в 2017 году 28,3 %.

Поступления по налогу на имущество организаций за рассматриваемый период имеет тенденцию к увеличению от 7,6 % в 2011 году до 7,8 % в 2017 году. По НДФЛ поступления в консолидированный бюджет имеет тенденцию к снижению от 32 % в 2011 году до 27,5 % в 2016 году, затем в 2017 году наблюдается незначительное увеличение до 30,8 %. Аналогичная ситуация наблюдается по НДПИ т.е. в 2011 году поступления в консолидированный бюджет РФ составил 25,2 % и в 2016 году 34,1 %, затем в 2017 году уровень поступлений снизился до 29,9 %.

Поступления в консолидированный бюджет РФ по земельному налогу носят скачкообразный характер. Так, например, в 2012 году, 2013 году и в 2016 году поступления по земельному налогу составили 1,8 %. Примерно такая же ситуация наблюдается и по транспортному налогу. То есть поступления в консолидированный бюджет РФ за 2011 год, 2014 и 2015 годы составили 1,3 %. За исследуемый 2011-2017 году по транспортному налогу наблюдается незначительное увеличение от 1,3 % до 1,4 %.

Таким образом, прямые налоги уплачиваемые организациями играют значительную роль в формировании доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений за исследуемый период занимают налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и НДФЛ.

Дальнейшее увеличение налоговых доходов связано с преодолением кризисных явлений в российской экономике, укреплением налоговой базы по основным федеральным, региональным и местным налогам.


2.2 Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений

Для выявления сложившихся тенденций проведем анализ состава и структуры доходов федерального бюджета (рис. 4).

Рис. 4. Динамика доходов федерального бюджета за 2014 – 2017 гг.

* Составлено автором по данным [19]

Исходя из представленных данных можно отметить, что в 2015 году наблюдается увеличение доходов федерального бюджета, а затем тенденция меняется на их ежегодное уменьшение, что вызвано кризисными явлениями в экономики России и введением в отношении Росси финансовых санкций, которые повлияли на результаты деятельности организаций и следовательно на поступление налоговых доходов в федеральный бюджет.

Структура сложившихся доходов представлена на рис. 5.

Рис.5. Структура доходов федерального бюджета

* Составлено автором по данным [2, 19]

Исходя из представленных данных можно отметить, что доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. Начиная с 2014 году наблюдается тенденция по снижению доли налоговых доходов федерального бюджета. Так в 2014 году она составляла 55,4%, а в 2017 году планируется снижение до 50,3%, т.е. общее снижение составило 5,1 процентный пункт, что в целом можно оценить негативно, так как данный факт может свидетельствовать об ухудшении финансового состояния субъектов хозяйствования и торможении экономического развития Российской Федерации.

Анализ структуры доходов проведем за период 2014 – 2016 г., так как данные за 2017 год не представлены в федеральном бюджете в разрезе отдельных видов доходов, а исполнение бюджета за 2017 год еще не завершено.

В качестве основного доходного источника формирования федерального бюджета выступает налог на добавленную стоимость, поступления которого составляют 56,6% от общего объема налоговых доходов, на втором месте находятся доходы в виде налога на добычу полезных ископаемых, в совокупности эти два вида налоговых доходов составляют 87,9% от общего объема поступлений, что характеризует зависимость доходов бюджета от складывающихся цен на вывозимое природное сырье и прежде всего нефть и газ. В качестве существенных доходных источников выступает также налог на прибыль, обеспечивающий 5,8% налоговых доходов федерального бюджета.


Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2016-2017 гг. представлена на рис. 6.

Рис.6. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2016-2017 гг.

* Составлено автором по данным [2, 19]

В 2016 году по-прежнему в качестве основного вида налоговых поступлений выступает налог на добавленную стоимость, однако, необходимо отметить, что его доля в общем объеме доходов снизилась на 2,3 процентных пункта и составила 54,3% от общего объема налоговых доходов. Следующим по значимости остается налог на добычу полезных ископаемых, а отношении данного налога можно отметить, что его доля возросла на 2,4 процентных пункта. Доля налога на прибыль фактически не изменилась, колебания составила 0,1 процентный пункт, однако, можно отметить увеличение акцизов на 1,4 процентных пункта, что связано с индексацией налоговых ставок темпами опережающими инфляцию. В целом структура налоговых доходов федерального бюджета остается достаточно стабильной.

Можно отметить, что и в 2017 году структура налоговых доходов федерального бюджета не испытывает существенных изменений. В качестве основных доходных источников выступают налог на добавленную стоимость формирующий 51,7% налоговых доходов и налог на добычу полезных ископаемых, который обеспечивает поступления 35,3%. Далее следуют акцизы и налог на прибыль организаций, которые соответственно составляют 5,8 и 5,5% налоговых доходов федерального бюджета.

В целом анализ показал, что структура доходов федерального бюджета остается достаточно стабильной на протяжении последний трех лет, основные изменения связаны с ограничениями, введенными в отношении Российской Федерации, что привело к снижению объемов реализации продукции на экспорт.

2.3 Перспективы развития системы прямого налогообложения

Проведенный анализ поступления прямых налогов и сборов в бюджетную систему за 2016 - 2017 гг. показал, что в их числе на первом месте по объему поступлений налог на добычу полезных ископаемых, на втором месте - налог на доходы физических лиц и на третьем месте - налог на прибыль организаций. По всем прямым налогам и сборам поступления повышаются, исключение составляет лишь водный налог. Прямые налоги и сборы занимают наибольшую долю в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ [10, с. 207].