Файл: Управление корпоративными инновационными программами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Инновация (от англ. Innovation – новаторство, нововведение) – это внедрение «инвестиции в новацию», которое обеспечивает эффективный рост процессов или продуктов, востребованных на рынке. Новация (от лат. Novation – обновление, изменение) введенное в употребление новшество, какое-то открытие, явление, изобретение, метод, как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Основоположник теории влияния инноваций на деятельность предприятий профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы M.Ю. Портер подчеркивает, что инновации являются ключевым фактором конкурентоспособности предприятий, поскольку они обусловливают их способность поддерживать стабильно сильные позиции на развивающемся конкурентном рынке.

Инновационная деятельность это наиболее сложный вид хозяйственной деятельности. При формировании рыночного механизма потребуется осуществление инвестиций в данную область, на что необходимо значительное количество времени. На сегодня большей степени зрелости достигла практика управления инвестиционными проектами, управление ими является логическим шагом при развитии хозяйственной практики в стране. Инновации и инвестиционные проекты играют огромную роль в современной экономике. Без инноваций, которые имеют высокую степень новизны и наукоемкости невозможно создать конкурентоспособную продукцию на мировом рынке.

В условиях конкурентной борьбы и в процессе постоянного изменения внешней и внутренней среды предприятия обращаются к инновациям, необходимым с целью обеспечения их поступательного развития. Действительно, предприятия благодаря инновациям могут стабильно выигрывать в конкурентной борьбе. Таким образом, инновации позволяют предприятиям укрепить свои позиции на конкурентном отечественном и международным рынках.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем фактом, что инновации позволяют предприятиям увеличить производительность, улучшить качество производимой продукции или оказываемых услуг и извлечь максимальную выгоду из всех своих сильных сторон. Инновации, прежде всего, позволяют предприятиям увеличить свою неценовую конкурентоспособность.

Цель курсовой работы – анализ основ управления корпоративными инновационными программами – с теоретической и практической точки зрения (на примере НПАО «Интерскол»).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. Рассмотреть теоретические основы инновационной деятельности предприятия;
  2. Провести анализ инновационной деятельности предприятия НПАО «Интерскол»;
  3. Разработать пути совершенствования инновационной стратегии предприятия НПАО «Интерскол».

Объект курсовой работы – НПАО «Интерскол».

Предмет курсовой работы – управление корпоративными инновационными программами НПАО «Интерскол».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения.

1. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия

1.1. Инновации: сущность, классификации и функции

Инновация – это материализованный результат, который получен от вложения капитала в новую технологию или технику, в новые формы организации производства труда, управления, обслуживания, элементы которой серьезно повысили эффективность действующей системы.

С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение», под которым понимается создание человеком новых приборов, механизмов, инструментов, и «открытие» – процесс наблюдения за неизвестным явлением природы или получение ранее не известных данных.

В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует цели получить выгоду.

Главным отличительным свойством инновации является научно-техническая новизна, которая вносит существенные изменения в свойства, внешний вид продукта, изменение технологических схем в работу предприятия, расширение номенклатуры продукции за счёт освоения производства. Несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.), незначительные технические или внешние изменения продукта, а также входящих в него компонентов не являются инновацией. [3, с. 17]

Инновации, как и любой предмет, товар или продукт классифицируются по определенным показателям. По технологическим параметрам, инновации можно разделить на: продуктовые и процессные.

В продуктовых инновациях применяются новые материалы, полуфабрикаты и комплектующие, которые ведут к получению принципиально новых продуктов.


Процессные инновации – это применение новых методов организации производства (новых технологий).

По новизне на рынке можно выделить:

− новые для отрасли в мире

− новые для отрасли в стране

− новые для определенного предприятия (группы предприятий)

По стимулу появления (источнику) инновации делятся на:

− вызванные развитием науки и техники

− вызванные потребностями производства

− вызванные потребностями рынка

По месту в системе (на фирме, предприятии) выделяют следующие инновации:

− на входе – сырьё, информация, оборудование, и др.

− на выходе – изделия, информация, технологии, услуги, и др.)

− в системной структуре – управленческая, производственной.

По глубине вносимых изменений подразделяются на:

− радикальные (базисные) инновации, реализующие крупные изобретения и формирующие новые направления в развитии техники

− улучшающие инновации, реализующие мелкие изобретения, которые преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла

− модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии. [9, с. 218]

Описанная выше классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, в связи с этим существует множество классификаторов инноваций, которые предлагаются зарубежными и отечественными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента, как Ансофф И, Друкер П, Шумпетер Й. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, которые предложили А. Н. Цветков, П. Н. Завлин и А. В. Васильев, В. В. Горшков и Е. А. Кретова, Э. А. Уткин, Г. И. Морозова и Н. И. Морозова, А. И. Пригожин и др. Пример классификации инноваций по Завлину П.Н. и Васильеву А.В. представлен в таблице 1.1.

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учётом сфер деятельности предприятия: производственные, технологические, торговые, экономические, социальные, в области управления.

Таблица 1.1. Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву [2, с. 254]

Инновация в экономике является отражением общих свойств, признаков, связи и отношения нововведений и производства. Функции инновации, в которых проявляется сущность, отражают её назначение и роль в экономике государства и в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.


Функции, которые выполняет инновация:

  1. Воспроизводственная функция. В этом аспекте инновацию можно представить как важный источник финансирования расширенного воспроизводства и использовать в качестве источника финансовых ресурсов.
  2. Инвестиционная функция представляет инновацию как прибыль, в качестве капитала, использующаяся по различным направлениям, на финансирование новых видов инноваций.
  3. Стимулирующая функция. Проявляется при получении предпринимателем прибыли за счёт реализации инновации, которая является основной целью коммерческой организации. Стимулом для внедрения новых инноваций служит прибыль, которая побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами.

1.2. Модели инновационной деятельности

Современная методология исследования инновационных процессов основывается на трех гипотезах:

  • гипотеза «технологического толчка» (от науки - к рынку),
  • гипотеза «давления рыночного спроса» (от потребностей рынка - к науке)
  • гипотеза «интерактивной модели» (дуальная модель, объединяющая два предыдущих подхода).

Рассмотрим данные три подхода более подробно.

Основные положения гипотезы «технологического толчка» состоят в следующем:

  • развитие научной мысли относительно независимо от практики (рынка) и выражается в объективно предопределенной смене научных парадигм;
  • обратная связь между экономической средой (потребностями рынка) и научно-техническим развитием не существенно. [5, с. 141]

Действительно, ретроспективный анализ развития науки позволяет констатировать: в мире произошли четыре научные революции, а в техническом базисе промышленно развитых стран последовательно сменились пять технических укладов. Каждую научную революцию характеризует и ярко выраженная тенденция увеличения числа открытий по сравнению с предыдущей и, таким образом, развитие науки носит объективный, независимый от рынка, характер.

В рамках данной гипотезы инновационный процесс рассматривается как последовательное превращение идеи в коммерческий продукт через этапы фундаментальных, прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, маркетинга, производства и, наконец, сбыта. Такая строгая последовательность этапов реализации научной идеи описывается линейной моделью инновационного процесса (рисунок 1.1).


Рисунок 1.1. Push модель инновационного процесса

Согласно этой модели разработанная фундаментальная идея воплощается в прикладных исследованиях, которые служат основой для инноваций и последующей коммерциализации. Данная модель устанавливает прямую линейную связь: чем больше фундаментальных исследований, тем больше прикладных, тем больше инноваций и тем больше «внедряется» передовых технологий. Компании, в первую очередь, фокусировались на научных прорывах: «Чем больше вложений в НИОКР, тем больше появится новых продуктов». Такая стратегия получила прозвище «стратегия надежды»: «Наймите лучших людей, обеспечьте их лучшими из возможных ресурсов и оставьте их одних».

В науке и новых технологиях, таким образом, видят потенциальную возможность решения проблем общества. Такой подход находит отражение в государственной поддержке стороны предложения, т.е. стимулировании научных разработок в университетах и государственных лабораториях, а также постоянной поставке квалифицированной рабочей силы и государственной поддержке ключевых программ НИОКР в компаниях.

Однако, эта простая модель, получившая распространение во всех странах мира, в том числе и в США (во времена военной фазы развития науки и техники), и в бывшем СССР, в новых условиях более не является доминирующей в гражданской экономике развитых стран. Практика развитых стран показывает, что такой «самотек» от фундаментальных исследований до коммерциализации результатов неэффективен и, более того, едва ли осуществим. Противоречивость линейной модели в том, что она не учитывает влияния окружающей среды (рынка) на развитие событий, связанных с исследованиями и разработками, да и просто не в состоянии отразить всю сложность взаимоотношений между наукой и производством. Кроме того, в рамках такой модели вне поля зрения находится потребитель и его запросы. Ведь далеко не всегда инновация происходит в результате фундаментальных исследований и научных открытий. [8, с. 315]

Потребности рынка гораздо чаще являются толчком к инновациям. По данным экспертов, источники инноваций следующие: 60% исходят от рынка, т.е. определяются заказчиком; 25% - от технологии; 15% - из неопределенных источников, например, внутрифирменные или от изобретателей.

Это предопределяет значимость второй гипотезы, объясняющей причинность инновационного процесса - модели инновационного процесса в духе «давления рыночного спроса» (pull, англ. «тянуть», т.е. от потребностей рынка - к науке) (рисунок 1.2).