Файл: Различные подходы к классификации методов принятия решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Решением является любое действие планирования, подготовки организации, выбора цели и программы, а также комплекс взаимосвязанных действий, направленных на выполнение конкретных задач. Каждое такое постановление разрабатывается для социальной системы, обычно представленной всей совокупностью персонала компании. Впрочем, это может быть и население государства, и другой общественный организм. В процессе принятия управленческого вердикта чаще всего отмечаются три двигающих силы: это интуиция, рациональность и суждение.

Актуальность темы исследования является весьма насущной и переоценить ее довольно сложно. Сегодня перед каждым предприятием стоит множество задач и вызовов, поэтому в этой обстановке предприятию важно непрерывно развиваться в различных направлениях. Всестороннее развитие организации требует от руководства принятия качественных и сбалансированных управленческих решений. Управленческие решения принимаются в любой сфере жизнедеятельности организации, и от того насколько они своевременны и обоснованы полностью зависит не только успешность и конкурентоспособность организации, но и само ее выживание на рынке. Но важно понимать, что любое управленческое решение не должно приниматься спонтанно, оно должно быть результатом тщательного анализа ситуации, поэтому в данной связи оценка управленческого решения приобретает чрезвычайную важность.

Целью данной работы является рассмотрения теоретических и аспектов подходов к классификации решений, а так же разработка и оценка управленческого решения для исследуемой организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда основных задач:

  1. Рассмотреть и охарактеризовать сущность управленческих решений и изучить основные подходы к их классификации.
  2. Провести анализ систем кадрового менеджмента и управления персоналом исследуемого предприятия с целью выявления проблемных зон, где возможна реализация определенного управленческого решения.
  3. Провести разработку управленческого решения, направленного на совершенствование системы управления персоналом предприятия и дать оценку его эффективности.

Объектом исследования в данной работе выступает ООО «ВоркСтройЛайт». Предмет исследования – система управления персоналом предприятия и ее проблемные участки, а так же разработанное управленческое решение.

Степень исследованности данной темы весьма высока. В России вопросы принятия и реализации управленческих решений в какой-либо сфере жизнедеятельности организации получили широкое распространение в связи с переходом страны от административно-планового к рыночному механизму хозяйствования. Сегодня своевременные и обоснованные управленческие решения рассматриваются не просто как залог решения какой-либо организационной проблемы, а как основа и наиболее важный фактор в развитии организации. Множество отечественных и зарубежных специалистов в области менеджмента посветили данной проблеме свои труды. Каждый из авторов приводит собственное видение процессов, технологий и методов принятия управленческих решений, которое основано на личном опыте данных специалистов, а так же индивидуальной позиции в вопросах принятия и оценки управленческих решений. В данной работе используется материал из трудов таких известных специалистов в вопросах менеджмента как М. Альберт, Ф. Хедоури, С.И. Сотникова, Р.В. Веснин, З.П. Румянцева и прочих.


Научная новизна данной работы заключается в том, что в процессе ее написания будет проведен анализ определенной проблемной ситуации и на его основе будет разработано конкретное управленческое решение и дана оценка его эффективности.

1. Теоретические аспекты принятия и оценки управленческих решений на современном этапе

1.1. Сущность и типология управленческих решений

Любому руководителю в своей деятельности приходится решать многоплановые задачи, вынуждающие его разрабатывать, принимать и реализовывать то единственно правильное управленческое решение, которое соединит поставленные цели с конечным результатом. Все принятые решения должны быть обоснованными и взвешенными, но даже в этом случае есть вероятность столкнуться с непредсказуемым результатом, который зависит от профессионализма менеджера[1].

Управленческие решения представляют собой выбор целей руководителя и выделение тех факторов, которые обеспечивают их достижение. Они могут классифицироваться по определенным видам в том случае, если обладают каким-то единым признаком, который характерен для большого их количества[2].

Так же управленческое решение можно определить, как результат анализа, оптимизации, прогнозирования и экономически обоснованного выбора альтернативы из многочисленных вариантов достижения цели системы управления. Это также является творческим и волевым воздействием, направленным субъектом управления на ликвидацию проблемы и приближение действительных параметров объекта к прогнозным, желаемым[3].

Решение можно назвать управленческим, если его разрабатывают для социальной системы, то есть его вектор направлен в сторону стратегического планирования, управления производственной и управленческой деятельностью, управления человеческими ресурсами и т.п. Управленческие решения в менеджменте конкретизируются в определенные программы действий, которые включают мероприятия, методы осуществления, круг исполнителей, срок действия, нужные показатели и критерии их оценки. В таких программах, помимо всего, определяется и место каждого участника в процессе выполнения задач, при этом все действия структурных подразделений должны быть согласованы и скоординированы. Любое управленческое решение влияет на социальные, экономические, правовые и организационные интересы предприятия, поэтому его разработка требует от управленца широкого взгляда на структуру решения и всех возможных последствий[4].


Сущность управленческого решения с экономической стороны состоит в том, что каждый шаг требует материальных и финансовых ресурсов. Сопоставляя затраты с возможными выгодами, определяют целесообразность данного решения. Социальная сторона должна учитывать потребности, мотивы, интересы исполнителей, стимулы и их ценности, комфортные условия для труда и развития личностей. Правовая сущность подразумевает осуществление законных мероприятий и строгое соблюдение законодательства.

Содержание и виды управленческих решений основаны на применении таких подходов, как[5]:

  • системный;
  • интеграционный;
  • комплексный;
  • динамический;
  • воспроизводственный;
  • процессный;
  • административный;
  • математический;
  • маркетинговый;
  • ситуационный;
  • поведенческий.

Системный подход предполагает взаимосвязь компонентов внутри системы или объекта. Интеграционный подход изучает эти взаимосвязи внутри подсистем, между уровнями и субъектами. Комплексный подход подразумевает комплексность и многогранность направлений управления, их взаимосвязи. Динамический подход управления рассматривает объект управления в его диалектическом развитии и причинно-следственных связях.

Воспроизводственный подход заключается в перманентном возобновлении производства определённого вида продукции. Процессный подход основан на взаимосвязи управленческих функций. Административный подход – это регламентация и чёткое соблюдение правил, функций и обязанностей. Маркетинговый подход ориентирует управляющую систему на потребителя. Функциональный подход рассматривает любую потребность как совокупность функций, требующих удовлетворения. Ситуационный подход определяет степень пригодности определённого метода управления конкретной ситуации. Сущность математического подхода – в переходе к количественным оценкам управления, используя для этого математические методы и экспертные оценки, баллы и расчёты. Поведенческий подход отличает увеличение эффективности деятельности организации за счёт повышения качества использования трудовых ресурсов предприятия.

Теперь рассмотрим более подробно то, как выделяется типология управленческих решений по ряду показателей, что позволяет установить несколько групп. Они немногочисленны, но каждая обладает набором специфических признаков.

Первая группа. Управленческие решения выделяются по степени разработки[6]:


  • запрограммированные принимаются как результат последовательных шагов по стандартной методике или четких правил, разработанных заранее;
  • незапрограммированные будут требовать формирование новой процедуры или принципов. Руководителям необходимо их принимать в уникальных и новых проблемных ситуациях.

По второй группе решения можно классифицировать по степени обоснования. Исходя из данного критерия, они делятся на следующие[7]:

- интуитивные (подсознательные), которые принимают руководители на основании представления о том, что они поступают правильно;

- логические будут вырабатываться на основании опыта, знаний и суждений;

- рациональные основываются на проведении объективного анализа проблемных сложных ситуаций, используя научные методы и компьютерные технологии.

Третья группа, где управленческие решения классифицируются по возможности их реализации[8]:

- допустимые, которые способны удовлетворять любым ограничениям и реализовываться на практике;

- недопустимые (нереалистичные), которые не отвечают ряду ограничений.

По четвертой группе управленческие решения классифицируются по степени достижения конечной цели. Они могут быть:

- неразумные (недопустимые), которые не приводят к результату;

- удовлетворительные, приводящие к достижению конечной цели и обеспечивающие приемлемый результат;

- оптимальные, которые руководитель выбирает в том случае, если достигается идеальное решение.

В пятую группу выделяют управленческие решения также по признаку инновационности:

- рутинные, которые принимаются на основании известных способов действий;

- селективные основываются на выборе единственной альтернативы из конкретного набора;

- адаптивные принимаются, если ситуация потребует некоторой модификации общепринятых вариантов;

- инновационные будут выделяться в особых условиях, если проблему нельзя решить при помощи известных принципов действий, требуя формирования новых вариантов, неиспользуемых до настоящего момента.

В шестой группе управленческие решения классифицируются по масштабу изменений, которые вносятся в организацию. Исходя из данного параметра, выделяют[9]:

- ситуационные, которые не будут предусматривать глобальные изменения и связываются с разрешением текущих проблем в организации;

- реорганизационные включают в себя применение значительных мер (перестройка всей структуры, разработка иной стратегии в компании).


Седьмая группа, где управленческие решения классифицируются по времени своего действия. На основании этого выделяются[10]:

- стратегические, которые нацелены на достижение долгосрочной цели организации;

- тактические преследуют выполнение среднесрочных, промежуточных задач компании;

- оперативные принимает руководитель ежедневно для того, чтобы достигать краткосрочные цели и выполнять текущие работы в организации.

Восьмая группа. Управленческие решения можно подразделить в соответствии со сферой деятельности компании. Так, выделяют следующие[11]:

- производственные;

- маркетинговые;

- финансовые.

Поэтому качество управленческих решений будет зависеть от правильно подобранного его типа.

В этой связи особое значение приобретает процесс принятия. Процесс принятия управленческих решений обладает рядом специфических черт. В первую очередь выбранное действие должно быть обоснованным, причем недостаточно сделать выбор на основании одного-двух фактов, необходимо, чтобы выбор был объективен с любых точек зрения. Также важно, чтобы лицо, принимающее решение, было правомочно это делать – нельзя, чтобы выбор делал тот, кто не наделен соответствующей властью. Принимаемое решение не должно противоречить либо копировать уже существующее, так как это полностью нивелирует его эффективность. Решение должно быть своевременным, иначе оно будет бесполезным, если проблема, которую оно должно было решить, уже исчезла либо приняла катастрофическую, необратимую форму. Всякое принятое решение должно быть обеспеченно ресурсами для выполнения, а значит, нельзя делать такой выбор, который организация не сможет реализовать. И самое главное – сделанный выбор должен иметь краткую, ясную, лаконичную форму, доступную для понимания любым членом организации. Именно эти особенности принятия управленческих решений делают необходимым существование целой школы, занимающейся изысканиями в данной области[12].

При этом стратегии принятия управленческих решений могут быть самыми разнообразными, включать в себя как одного-двух экспертов, так и целые группы с наличием внешних специалистов, либо вовсе проходить без человеческого вмешательства, используя методы симуляции. Но при этом существуют определенные этапы, которые необходимы для составления наиболее полного представления о решаемой проблеме. Процесс принятия управленческих решений включает в себя в первую очередь постановку цели и её описание – это позволяет в любой момент времени получать наиболее полную информацию по предпринимаемым шагам.