Файл: Различные подходы к классификации методов принятия решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Подходы к классификации методов принятия решений

Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Менеджеру известно, что хорошо структурированные проблемы имеют многовариантные решения. Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов исследования операций и моделирования. Например, выбор оптимального варианта развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.

Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации[13]:

- по функциональному содержанию;

- по характеру решаемых задач (сфере действия);

- по иерархии управления;

- по характеру организации разработки;

- по характеру целей;

- по причинам возникновения;

- по исходным методам разработки;

- по организационному оформлению.

Управленческие решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например[14]:

- решения плановые;

- организационные;

- контролирующие;

- прогнозирующие.

Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач[15]:


- экономических;

- организационных;

- технологических;

- технических;

- экологических и прочих.

Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения[16]: единоличные, коллегиальные и коллективные.

Предпочтение способа организации выработки управленческого решения зависит от многих причин[17]: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.

По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как[18]: текущие (оперативные), тактические и стратегические.

По причинам возникновения управленческие решения делятся на[19]:

- ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;

- по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

- программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

- инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

- эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести[20]:

- графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);

- математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

- эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческие решения делятся на[21]:


- жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

- ориентирующие, определяющие направление развития системы;

- гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

- нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения, принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения, становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения, отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения, характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверх критичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

Самый простой метод принятия решения – это принятие решения по аналогии. То есть, управляющий анализирует события, имевшие место в прошлом, находит схожую ситуацию, которая была успешно разрешена, и принимает аналогичное решение. Таким методом, к слову, активно пользовались и пользуются до сих пор английские судьи при вынесении приговора. Недостаток этого метода состоит в том, что он не позволяет добиться по-настоящему эффективного результата, так как не учитывает особенностей современной среды. Поэтому важнейшие стратегические решения в менеджменте никогда не принимаются с помощью этого метода[22].


Относительно схожим является метод экспертных оценок. Только в этом случае решение основывается не на исторических фактах, а на личном опыте человека, ответственного за принятие решения. Решение в этом случае может быть рисковым и безрисковым. Первый вариант предполагает то, что эксперт является своего рода игроком, который пытается определить оптимальный вариант, с учетом возможных убытков и возможной прибыли. Без доли риска, как известно, мало кому удавалось добиться успеха. В повседневных делах фирмы, однако, в риске нет необходимости, поэтому эксперты стараются принять максимально эффективное и безопасное решение[23].

Более сложные методы принятия решений в менеджменте предполагают составление моделей. Моделирование необходимо для решения ключевых, важнейших для развития компании вопросов. Группой экспертов прорабатываются самые различные варианты разрешения ситуации, и на основе получившихся результатов делается определенный вывод. Способ выбора оптимального решения диктуется ситуацией. В определенных случаях оно принимается исходя из экономической выгоды, в других, - исходя из показателей качественного роста и т.д.

Если классические методы принятия решений в менеджменте не приносят своих плодов, многие современные руководители обращаются к мозговому штурму, т.е. разрешению сложных задач коллективными усилиями. В этом случае решение принимается после анализа всех идей, которые были выдвинутыми участниками группы в течение ограниченного промежутка времени. Лучшая идея берется в дальнейшем за основу.

Рассмотренные методы подходят для принятия управленческих решений, однако, когда речь идет об отношениях внутри коллектива, обычно используются методы разрешения конфликтов в менеджменте, основанные на психологии. Настоящий лидер должен быть не только умным и талантливым человеком, но и хорошим психологом. В зависимости от ситуации, он должен выбрать между уклонением, сглаживанием, принуждением и компромиссом. Указанные выше методы принятия решений в менеджменте, практически полностью охватывают всю теоретическую часть, посвященную этой теме, однако в настоящей жизни, разумеется, они в чистом виде встречаться не могут. Принятие решений – это динамический процесс, хоть и опирающийся на теорию, но в большей степени зависящий от конкретной ситуации и конкретного коллектива. В этой связи управленческое решение является сознательным выбором, который основывается на учете нескольких факторов. Оно принимается при наличии нескольких альтернативных вариантов, позволяющих в той или иной мере сократить максимально быстро расстояние, которое отделяет организацию от поставленной цели и желаемого результата. При этом основой для управленческого решения должна являться объективная и полноценная информация. Только в этом случае оно может соответствовать основным своим параметрам: обоснованности, комплексности, своевременности и законности. Решение может оказаться неудачным, если оно не соответствует этим признакам.


Принятие любого решения – это ответственность, а принятие управленческого решения – это ответственность вдвойне, поскольку от решения руководства зависит эффективность работы целой организации и работающих в ней людей. Процесс принятия решения – это целый комплекс работ. Решение должно пройти несколько этапов подготовки, чтобы быть принятым к исполнению.

Таким образом, совершенно очевидно, что (управленческие) решения оказывают огромное влияние на процесс функционирования любой организации. От качества их принятия зависит не конкурентоспособность, но и вся жизнеспособность организации в целом, ее стабильность и процветание. В данной связи можно отметить, что подходы к классификации методов принятия решений весьма разнообразны, что обусловлено чрезвычайно широким спектром возможностей и направлениями для принятия управленческих решений.

2. Анализ направлений принятия управленческих решений в организации на примере ООО «ВоркСтройЛайт»

2.1. Характеристика исследуемого предприятия

ООО «ВоркСтройЛайт» занимается производством различных видов бетонов используемых на многих этапах современного строительства. Кроме производства, компания самостоятельно реализует свою продукцию, что положительно сказывается на ценовой политики компании, а так же на качестве своевременно доставляемых на строительные площадки заказчиков, бетонов. 

Организационно-правовая форма компании – общество с ограниченной ответственностью.

Адрес организации: г. Москва, ул. Мартеновская 5-3.

Телефон: (495)279-09-07.

Генеральный директор Артемьев Вячеслав Сергеевич.

За всё время присутствия компании ООО «ВоркСтройЛайт» на рынке строительных материалов, реализуемая ею продукция заслуживала только положительные отзывы, а качество обслуживания позволяет продолжать деловые отношения с нашими клиентами на протяжении долгих лет.

На производственных площадях ООО «ВоркСтройЛайт» установлено самое современное оборудование, которое было закуплено у производителей, положительно зарекомендовавших себя на мировом рынке производства оборудования для изготовления бетонов. Это позволяет не только соблюдать технологию производства бетонных смесей, но и поддерживать высочайшее качество готовой продукции.