Файл: Акцизы (Теоретические аспекты акцизного налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ликероводочный завод произвел и реализовал за текущий месяц 700 ящиков водки «Валуйчанка» (по 20 бутылок емкостью 0,5 литра в каждом) с объемной долей этилового спирта 40%. Приобретены акцизные марки на сумму 3,5 тыс. руб. Исчислите сумму акциза, уплачиваемую в бюджет.

Согласно ст. 187 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Порядок расчета акциза установлен в ст. 194 Налогового кодекса РФ, сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

В данном случае, согласно ст. 187 НК РФ, налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Итак, заводом было реализовано 700 ящиков водки по 20 бутылок, т.е. 14000 (700*20) бутылок. Объем реализованной водки составляет 7000 (14000*0,5) литров. Объемная доля этилового спирта равна 40%, следовательно, объем безводного этилового спирта составляет 2800 (7000*40/100) литра.

Исходя из того, что объем безводного этилового спирта в объеме реализованной алкогольной продукции составляет 2800 литров, а налоговая ставка – 300 руб. за 1 литр, рассчитываем сумму акцизного сбора:

2800*300=840000 руб.

Следует отметить, что существуют некоторые особенности в отношении взимания акцизов для товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. Так, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые под режим выпуска для внутреннего потребления (для свободного обращения) подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом). При этом оплата марок является авансовым платежом по акцизам.

Итак, сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок.

Таким образом, сумма акциза, уплачиваемая в бюджет, составляет:

840000-3500=836500 руб.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.


2.3. Совершенствование механизма взимания акцизов с подакцизных товаров

Акциз - это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Он имеет древнюю историю и в прошлых веках носил всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза [9].

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию [9]. В настоящее время по оценкам многих экспертов (в области права и не только) степень алкоголизации российского народа достигла своего пика [4].

С целью оздоровления нации Министерство финансов отправило на согласование правительства проект поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают индексацию акцизов в 2013-2015 годах. Рост акцизов в 2013-2014 годах Минфин предлагает оставить на запланированном уровне, а в 2015 году - поднять в среднем на 20%.

Ведомство предложило повысить акцизы на крепкий алкоголь и табак в 2015 году в среднем на 20% до 600 рублей за литр спирта. Акцизы на пиво в таком случае поднимутся на 11% до 20 рублей за литр. Чиновники подсчитали, что такое повышение позволит пополнить федеральный бюджет на 92,3 млрд рублей, а региональные - 39,3 млрд. Заместитель главы ведомства Сергей Шаталов ранее заявлял, что в 2015 году рост акциза должен составить 12%.

Акцизы на табак будут самыми большими: сбор на сигареты может подняться на 20% до 960 рублей за 1000 штук плюс 9% от стоимости, но не менее 1250 рублей. Рост акциза на сигары составит 51% до 128 рублей за штуку, а на сигариллы - на 50% до 1920 рублей за 1000 штук.

Согласно планам правительства последовательно повышать акцизы на алкоголь и табак, в 2013-2014 годах произойдет резкий рост сбора, который в дальнейшем будет повышаться не так быстро [4].

Минздрав Российской Федерации в 2014 году предлагает поднять акциз на сигареты как минимум до до 2000 рублей, в 2015 году - до 4000. В результате за три года акцизы должны вырасти в 11 раз, а ставка за одну пачку сигарет достигнет как минимум 78 рублей [4].

Увеличение акцизов на сигареты с 7,8 рубля до 78 рублей с каждой пачки к 2015 году, как предусматривает правительственный законопроект, по мнению специалистов Международного центра по налогам и сборам (ITIC), уведет в тень 35% табачного рынка. Сегодня в России продается около 400 млрд. сигарет в год почти на15 млрд долларов, теневой оборот, по оценкам производителей и оптовиков, не превышает 1% [9].


В Минздраве уверены, что повышение цен, неизбежно следующее за акцизами, снизит потребление табака на 27%. Однако, несмотря на это, бюджет получит ощутимые дополнительные доходы от акцизных сборов: 615 млрд. рублей - в 2014 году и 1,08 трлн. рублей - в 2015 году. Эти деньги Минздрав намерен потратить на борьбу с курением, пишет «Финмаркет» со ссылкой на документ ведомства [21].

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что стремительное повышение акцизов на табачные изделия не приведет к росту доходов в бюджет. По его словам, Минздрав производит расчеты «на бумаге», исходя из текущих показателей продажи сигарет, поэтому получается цифра 1 трлн. рублей и снижение потребления табака. Однако в реальности все происходит по-другому: легальное производство сигарет сокращается, увеличивается доля контрафакта. В результате потребитель, об интересах которого вроде бы заботятся чиновники, страдает еще больше.

Николаев привел в пример повышение акцизов на алкоголь. По данным Счетной палаты, за последние три года ставка акцизов на этиловый спирт и крепкий алкоголь увеличилась практически на 40%. При этом объем платежей по акцизам за этиловый спирт снизился на 50%, а доходы бюджетной системы от акцизов на крепкую алкогольную продукцию - на 11%. Кроме того, по данным Росстата, уровень использования мощностей по производству водки и ликеро-водочной продукции с 1995-го по 2009 год снизился в два раза.

Подводя итог, хотелось бы указать на то, что акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической и социальной ситуации в обществе, пополнения федерального и региональных бюджетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Акцизы могут обеспечить как доходы, помогающие справляться с трудностями переходного периода, пока экономика развивается, так и помочь налоговому ведомству перейти на новые, более сложные методы налогообложения.

В дополнение, существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями. Налогообложение может отчасти воспрепятствовать потреблению потенциально опасных товаров, таких как табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы. Такие косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.


Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены.

Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Подобное производство имеет тенденцию снижать выгоды для общественного здоровья, которые предусматривались как одно из следствий введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

Два других фактора являются отличительной чертой современных акцизов. Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции, с поправкой на инфляцию. Налог в процентах от стоимости сложно применять на стадии производства, из-за трудности расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и взимается налог на стадии производства. Другим удовлетворительным вариантом может быть взимание налога с единицы продукции с поправкой на инфляцию в случаях, когда относительные цены изменяются незначительно, а инфляция высока.

Во-вторых, методы налогообложения добавленной стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных на ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов, и использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходный период. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные доходы стабильны даже в первоначальных экономических циклах, которые могут возникнуть в переходный период. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.