Файл: Роль государственных и муниципальных финансов в регулировании отраслевых и территориальных пропорций экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Управление общественной жизнью и государственными процессами включает в себя ряд вопросов, которые непосредственно связаны с планированием деятельности государственных органов и их функций, организацией работы, анализом результатов и финальным шагом - контролем. Государственное регулирование невозможно без государственных средств, которые призваны поддерживать и осуществлять деятельность всех сфер жизни. Основными такими средствами являются государственные финансы страны, которые образуют общую финансовую систему.

Управление финансами призваны нормализовать финансовые ресурсы страны, необходимые для социально - экономического развития общества. Эффективное и ответственное управление государственными финансами имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также с точки зрения общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.

Чтобы качественно управлять государственными финансами, необходимо преодолеть и решить ряд проблем, препятствующих дальнейшему социально - экономическому развитию. Поэтому решение проблем представляется наиболее важной задачей в процессе управления государственными финансами, т.к. позволяет не только получить новый опыт и знания в распределении и использовании бюджетных средств, но и совершенствовать саму финансовую систему, систему управления государственными

Целью данной работы является исследования особенностей государственных и муниципальных финансов, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты управления государственными и муниципальными финансами;

- провести анализ государственных финансов;

- выявить проблемы и перспективы государственных финансов.

Объект исследования - государственные финансы.

Предмет исследования - исследования особенностей государственных финансов.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области финансов, материалы периодических изданий и сети Интернет.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

1.1 Управление государственными финансами в современных условиях

На сегодняшний день существуют много определений термина «государственных финансов». Разные деятели в области финансовой политики имеют дифференцированные мнения в отношения определения термина финансы. Бабич А. М., например, считает, что «государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально - культурных потребностей общества, обороне страны и управлению»[1]. Но по мнению большинства специалистов таких как Якобсон Л. И., Поляк Г. Б. и др., финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения доходов, орудием контроля за образованием и использованием фондов денежных средств[2].

Система управления финансами на сегодняшний день представляет собой сложный процесс взаимодействия финансовых институтов страны, которые должны обеспечивать эффективное функционирование финансовой системы посредством взаимоувязанного комплекса мер и инструментов воздействия[3].

Система управления государственными финансами представлена на рисунке 1.1.

Со второй половины 2014 года отечественная экономика столкнулась с резким изменением внешних условий - двукратным падением структурного уровня цен на нефть и введением финансовых санкций.

Подстройка платежного баланса к столь сильному изменению равновесных (ценовых) условий торговли требует перехода к новому внутреннему равновесию экономики с более низким уровнем потребления импорта и / или более высоким уровнем ненефтегазового экспорта. Для перехода к новому равновесию требуется изменение структуры экономики, а механизм, обеспечивающий такую трансформацию - изменение секторальной структуры цен, т.е. снижение цен в неторгуемых секторах относительно цен в торгуемых секторах.


Рисунок 1.1 - Система управления государственными финансами

При этом изменения также касаются структуры национального дохода по его источникам (рост доли корпоративных прибылей в целях ускорения перемещения капитала), структуры внутреннего спроса (рост доли инвестиций), занятости и импорта. Изменения в структуре экономики, произошедшие вследствие масштабного изменения

относительных цен в 1998 году, могут послужить наглядным примером. Данные изменения приводят к дефициту федерального бюджета.

Сохранение дефицита федерального бюджета в объеме, существенно превышающем 1 % ВВП по итогам предстоящей трехлетки, может привести к следующим негативным последствиям:

Быстрый рост объема госдолга и потеря доверия инвесторов, сопровождающиеся ростом стоимости заимствований как государства, так и хозяйствующих субъектов.

Резкое снижение дюрации внутренних долговых обязательств государства и последующее быстрое увеличение потребности в рефинансировании - переход к более рискованной модели долгового финансирования бюджетного дефицита.

В результате действия данных факторов будет наблюдаться быстрый рост объема процентных расходов, увеличение общего объема дефицита и, соответственно, снижение темпов потенциального экономического роста и повышение равновесного уровня реальных процентных ставок в экономике, которые, в свою очередь, будут оказывать негативный эффект на бюджетную сбалансированность. Пример таких стран как Бразилия демонстрирует риски быстрого расширения бюджетного дефицита, когда события предыдущего периода ведут к значительному ухудшению ситуации в следующем.

Главной задачей на предстоящую трехлетку является обеспечение плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета.

Реализация данной стратегии позволит планомерно снижать объем использования суверенных фондов: в 2017 году запланировано их использование в объеме 1,8 трлн. руб., в 2018 году - 1,2 трлн. руб., а в 2019 году уже менее 0,2 трлн. руб. Уже в следующем году Резервный фонд будет исчерпан и для покрытия дефицита федерального бюджета потребуется привлекать средства ФНБ, объем ликвидных средств (размещенных на счетах в Банке России) в котором к концу 2019 года составит более 1,0 трлн. руб.


1.2 Оценка стабильности и устойчивости системы финансов

В современной России макроэкономическая нестабильность воздействует на структуру финансовых потоков. С другой стороны, стимулирующая функция государственных финансов реализуется крайне неэффективно в отношении регулирования темпов экономического развития, сглаживания цикличности развития экономики. Факторы, оказавшие влияние на дестабилизацию системы финансов, общеизвестны. Назовем основные показатели, изменение которых влияет в настоящее время на состояние финансовой системы: повышение волатильности, связанное с динамикой цен на нефть; изменение уровня и структуры доходов и расходов федерального бюджета; сокращение доходов федерального бюджета в связи со снижением уровня нефтегазовых доходов; увеличение расходов федерального бюджета; сохранение дефицита федерального бюджета, которое сопровождается более активным использованием источников финансирования, в т.ч. средств Резервного фонда; снижение инвестиций в основной капитал предприятий реального сектора экономики; отток капитала из страны; сохранение дифференциации между уровнями экономического развития субъектов РФ; проч. Приведем количественные показатели за 2016 г. Дефицит федерального бюджета составил 2,967 трлн. руб. или 3,5% ВВП. При этом доходы бюджета составили 13,459 трлн, руб., расходы - 16,426 трлн руб.

Профицит текущего счета платежного баланса РФ за 2016 г. уменьшился в 3,1 раза в сравнении с 2015 г. - с 69,0 до 22,2 млрд, долларов. Чистый отток капитала из РФ в 2016 г. составил 15,4 млрд, долларов, снизившись в 3,7 раза по сравнению с прошлогодним показателем (57,5 млрд, долларов). Объем средств Резервного фонда снизился на 1,6 трлн. руб. за первые десять месяцев 2016 г. и достиг уровня 1,99 трлн, руб. по состоянию на 01.11.2016 г. Инфляция в России в2016 г. составила 5,4%. Объем промышленного производства в РФ в 2016 г. вырос на 1,3% к 2015 г. Средняя цена экспортной нефти марки Urals в 2016 г. составила 41,9 долларов за баррель. ВВП России в 2016 г. снизился на 0,2% в сравнении с 2015 г. и составил в текущих ценах 85,880 трлн. руб.

В условиях снижения мировых цен на нефть, дефицита федерального бюджета, исчерпания суверенных фондов, роста государственных расходов, сохранения дефицита бюджета, снижения ВВП и проч. происходят изменения, затрагивающие всю систему финансов.

При формировании антикризисной стратегии важным является учет особенностей структуры экономики и финансовой системы. Макроэкономическая ситуация, сформировавшаяся в России, определяется узостью национального рынка вследствие неразвитости отраслей потребительского сектора; гипертрофированной сырьевой экспортной ориентацией. Такая структура экономики предопределяет особенности формирования денежных потоков и соответственно структуру финансового рынка. Остро стоит проблема перераспределения этих ресурсов по всем отраслям экономики[4].


В этой связи необходима более глубокая оценка финансовых отношений, как внутри отдельного субъекта финансовых отношений, так и между отдельными субъектами системы финансов, например, между финансовым и реальным сектором. В научных кругах нередко обсуждается проблема оторванности финансов от реальной экономики. Под оторванностью понимают: неравномерность доходов в секторе финансовых услуг и реальном секторе; избыточных объемах обязательств и активов, накопленных в финансовом секторе по отношению к производственным активам; значительную величину условных обязательств по деривативам. Все названные явления сигнализируют об определенных диспропорциях в финансовой системе и представляют собой результат влияния финансовой нестабильности. Не менее важен анализ фондового рынка России на предмет наличия «пузырей».

Известны финансовые кризисы, в ходе которых происходило «схлопывание» спекулятивного пузыря. Изменение в соотношениях реального и финансового секторов может казаться относительно устойчивым, если оно будет обеспечиваться интенсивными перераспределительными процессами, т. е. поступлениями добавленной стоимости в финансовый сектор. Но в этом случае возникают угрозы значительного оттока капитала и деградации реального сектора. В этой связи важной научной проблемой является определение критериев соответствия реального и финансового секторов экономики. Очевиден критерий - отношение рентабельности в основных отраслях реального сектора и ставки по кредитам (около 50%)[5].

В России наблюдаем противоречия между потребностями в развитии реального сектора и необходимыми финансовыми ресурсами; невысоким отношением рентабельности в отраслях реального сектора и ставки по кредитам.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

2.1 Оценка государственных финансов в РФ и зарубежом

Государственные финансы федеративных государств представляют собой совокупность федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов и выступают в настоящее время основой их экономического развития.