Файл: Управление миграционными процессами (УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Миграционные потоки играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации.

За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. На данный момент одним из самых значительных миграционных потоков в РФ является внешняя трудовая миграция, что, во многом, обусловлено образованием независимых государств на постсоветском пространстве.

Вопрос регулирования внешней трудовой миграции приобрел особую актуальность, когда резко возросли масштабы стихийной трудовой миграции из стран центрально-азиатского региона.

В частности, в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечено, что несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов.

Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения.

По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) России в октябре 2014 года, на российской территории находились 4.877.163 граждан постсоветских республик Центральной Азии.

В том числе 2.551.309 граждан Узбекистана (2.118.990 мужчин и 432.319 женщин), 1.170.403 гражданина Таджикистана (995.094 мужчины и 175.309 женщин), 555.003 гражданина Кыргызстана (341.971 мужчина и 213.032 женщины), 580.046 граждан Казахстана (331.862 мужчины и 248.184 женщины), 20.402 граждан Туркменистана (12.509 мужчин и 7.893 женщины).

Кроме того, в России находятся 265.243 граждан Китая (169.607 мужчин и 95.636 женщин), 111.298 граждан Турции (99.836 мужчин и 11.462 женщины), 8.332 гражданина Афганистана(6.191 мужчина и 2.141 женщина), 1.936 граждан Пакистана (1.722 мужчины и 214 женщин).

В закон о мигрантах от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ последние изменения внес Федеральный закон от 28.12.2013 N 389-ФЗ. В соответствии с ним, с 01.01.2014 г. срок временного пребывания безвизового мигранта на территории России не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.

Тот же закон содержит норму о том, что срок пребывания мигранта на территории РФ может быть продлен в случае, если иностранный гражданин получит разрешение на работу или патент, либо продлит действие уже имеющегося у него одного из таких документов.

Наличие правильно оформленных документов позволяет трудовому мигранту пребывать на российской территории в течение всего срока действия патента или разрешения на работу, не выезжая за границу РФ. Если выехать все-таки понадобится, иностранный гражданин может делать это неограниченное количество раз в течение срока действия документа


Цель: провести анализ управления миграционными процессами.

Задачи:

  1.  Изучить управление миграционными процессами.
  2. Рассмотреть особенности управление миграционными процессами в России.

Объектом исследования являются миграционные процессы

Предметом исследования является управления миграционными процессами

Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов работают Башкатов Б. И., Карпухина Л. А. и др.

Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

Первая глава посвящена управлению миграционными процессами.

Вторая глава описывает особенности управление миграционными процессами в России.

В заключении проведены итоги.

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

1.1 УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Глобализация, которая со второй половины XX в. проявила себя как непреодолимая и необратимая сила, охватившая все сферы общественной жизни, выступает движущей силой изменений, характерных для современного мира. Перемещения людей, высокая степень их мобильности связывают страны и народы, делают взаимозависимыми. [1]

Происходят стремительные перемены в мировых политических и экономических системах, которые, с одной стороны, способствуют резкой интенсификации миграции, с другой - на них влияет миграция. Меняется и структура миграционных потоков.[2]

Глава ООН Пан Ги Мун назвал миграцию нормой жизни в условиях глобализации, благодаря которой мир становится лучше. Он заявил, что «перемещения людей представляют собой квинтэссенцию глобального явления, которое требует разделения глобальной ответственности» и предложил укрепить международную систему управления миграционными потоками, опирающуюся на принципы защиты прав человека .[3]


Массовый характер, масштабность, структура миграций рождает необходимость перехода к контролируемой миграции, выработки «новых правил игры», сохранения баланса интересов факторов миграционного процесса и в целом - реализации задачи управления миграционными потоками в глобальном масштабе.

Тема давно привлекает как ученых, так и специальные международные организации, государственных, общественно-политических деятелей. В 2003 г. был опубликован 400-страничный доклад МОМ «Управление миграцией. Вызовы и ответные меры для людей в движении», в котором, помимо других вопросов, уделено внимание здоровью как существенному аспекту управления миграцией, а также региональному уровню управления. [4]

В последние годы все чаще как учеными, так государственными деятелями критикуется иммиграционная политика, ограниченная Законом о правах человека, международным правом по защите трудящихся-мигрантов, Конвенцией о защите беженце, которая фактически лишает возможности контролировать границы. Раздаются призывы разрушить идиллию культурного многообразия и обратиться к здравому смыслу.

Так, Д. Линдли-Френч, член Королевского института международных отношений в Лондоне и профессор Академии обороны Нидерландов, сотрудник лондонского аналитического института Statecraft, называет гипериммиграцию реальной угрозой для английского общества, культуры и социальной инфраструктуры.

Она подчеркнула, что любая критика иммиграционной политики влечет обвинения в расизме. Ярким примером такого подхода является судьба автора книги «Германия - самоликвидация», опубликованная в августе 2010 года, - члена совета директоров. Немецких железных дорог, министра финансов Берлина и члена совета директоров Бундесбанка. Через несколько дней после публикации книги его исключили из левоцентристской Социал-демократической партии.

Германия является одной из тех стран, которые за счет притока мигрантов и беженцев в 2015 г. компенсировали естественную убыль населения. По данным МВД, страна приняла 1,09 млн беженцев, число въехавших на 900 тыс. превышает число выехавших (для сравнения: в 2014 г. - 550 тыс., в 1992 г. - 800 тыс. человек.

Вместе с тем ФРГ ужесточила правила предоставления убежища мигрантам. Как заявил министр экономики З. Габриэль, пакет мер, о принятии которых договорились члены правящей коалиции, будет включать в себя сокращение сроков депортации мигрантов, не получивших убежище в Германии. Кроме того, те мигранты, которые не подпадают под действие Женевской конвенции о статусе беженцев, но получили убежище в Германии, не смогут перевезти в страну свою семью в течение двух лет. Члены коалиции также договорились расширить список стран, в которые мигрантов можно будет вернуть, не беспокоясь за их безопасность. В число таких стран вошли Марокко, Алжир и Тунис. [5]


Миграционная обсерватория Оксфордского университета опубликовала данные своего исследования, согласно которому чистая иммиграция граждан европейских государств в Великобританию за последние пять лет выросла на 80%. Больше всего новых британцев переселилось из шести стран ЕС - Испании, Италии, Португалии, Польши, Румынии и Венгрии, а их количество удвоилось с 2004 г. и составило в 2015 г. 3,3 млн человек. Эксперты говорят, что причины роста в основном экономические, в частности, высокий уровень безработицы.

По последним данным, в Великобритании безработными являются 5% населения, в Испании - 20,9%, в Италии - 11,9%, и 12% - в Португалии. С одной стороны, переезд в страну с более высоким уровнем заработной платы представляется выгодным, а с другой - работодатели относятся к ним с недоверием и реже принимают на работу.

«Несмотря на недавние споры о роли социальной политики британских властей в повышении уровня иммиграции (более высокий минимальный уровень заработной платы, пособий и т.д.), прирост мог быть вызван обстоятельствами, которые правительство не может контролировать», - считает М. Сампшен, директор обсерватории.

Тема иммиграции необыкновенно болезненна в британском обществе и стала ключевой в преддверии июньского референдума о пребывании Великобритании в ЕС. Впрочем, в Британии доля мигрантов из ЕС остается незначительной.[6]

Что касается мигрантов из третьих стран, ЕС, испытав шок в предыдущем году, пытается откупиться от них и готово платить немалые суммы Турции, обязавшейся воспрепятствовать нелегальной миграции граждан государств Ближнего Востока. Турция согласилась лучше контролировать потоки мигрантов, перемещающиеся через ее территорию, в обмен на финансовую помощь от ЕС в размере 3 млрд евро3. Первый заместитель главы Еврокомиссии Ф. Тиммерманс заявлял, что в результате договоренности между ЕС и Турцией о контроле потока мигрантов число прибывающих в ЕС беженцев снизилось, но по-прежнему остается высоким. Поэтому в 2016 г. Европа ожидает прибытия еще 1 млн беженцев, прогнозирует МОМ.

По данным МОМ, в 2015 г. по Средиземному морю до Европы добрались 1 004 356 мигрантов. 91% составляют беженцы всего из трех стран - Сирии, Афганистана и Ирака, в связи с чем временный контроль границ сроком на полгода ввели Германия, Австрия, Франция, Швеция, Дания и Норвегия (не член Евросоюза).

Второе место после Турции по общему числу переправляемых в ЕС мигрантов занимает Ливия, где аккумулируются беженцы из Сирии, Ирака, Ирана и других государств Ближнего Востока и Азии, которые затем через Эгейское море перебираются в Грецию, а оттуда в другие европейские страны. В 2016 г. Европа ждет увеличения числа мигрантов еще на 2 млн человек, считает депутат Национальной ассамблеи Франции Тьерри Мари-ани. По его словам, причина кризиса - отсутствие у Брюсселя «единой выстроенной политики». «У Евросоюза нет аморальной и позорной политики в отношении мигрантов и беженцев. Просто потому, что у него нет в этом вопросе вообще никакой политики. В этом-то и главная проблема современной Европы. [7]


На мой взгляд, то, что происходит сейчас, - переломный момент... Или Европа попробует себя защитить, или она приговорена к смерти», - считает парламентарий. Он отметил, что Брюссель только декларирует намерения защитить граждан ЕС от возможных рисков, связанных с наплывом нелегалов. Кроме пограничного контроля, еще одной из форм регулирования численности мигрантов является депортация. Например, Швеция, как заявил министр внутренних дел страны А. Игеман, планирует депортировать около 80 тыс. иммигрантов, не получивших статус беженца.

Для депортации зафрахтованы авиачартеры, на перевозку уйдет несколько лет. В 2015 г. убежища в Швеции попросили 163 тыс. человек, что является самым большим в Европе показателем плотности мигрантов на душу коренного населения. В настоящее время рассмотрено 58,8 тыс. прошений, 55% из них одобрены. В январе Швеция временно ввела проверку документов на границе с Данией. Попасть в страну с юга нельзя без соответствующих разрешений. Правительство считает, что большой приток людей за короткое время может представлять угрозу для национальной безопасности и общественного порядка, страна не сможет разместить еще беженцев, и посоветовало им оставаться в Германии. Правозащитники опасаются, что Стокгольм становится «глух к чаяниям беженцев».

Министр по делам иммиграции и интеграции Норвегии Сюльви Листёуг заявила, что правительство Норвегии намерено принять новые законы, направленные на то, чтобы снизить приток беженцев и сохранить уровень жизни населения на нынешнем стабильно высоком уровне. «Мы предлагаем меры, которые будут одними из самых жестких в Европе», - отметила она. [8]

При этом, по ее словам, «правительство не выступает с предложениями, которые противоречили бы международным обязательствам» и сохранит «текущую модель норвежской социальной политики». Министр указала, что в 2016 г. из-за решения Норвегии ввести меры погранконтроля внутри Шенгенской зоны, приток просителей убежища в страну заметно снизился.[9]

Таким образом, можно видеть, что в противоречие вступают интересы национальной безопасности и открытость национальных экономик, социально-демографические и экономические интересы отдельных стран. Издержки и бенефиты стран-доноров и стран-реципиентов, либерализация миграционных режимов внутри интеграционных объединений и одновременное ужесточение миграционной политики по отношению к гражданам третьих стран.