Файл: Конкуренция на российском рынке банковских услуг и пути её развития.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы банковской конкуренции
1.1 Анализ понятия конкуренции в банковской сфере
1.2 Особенности банковской конкуренции в России
2. Анализ уровня конкуренции на рынке банковских услуг в России
2.1 Современная оценка банковского рынка
2.2 Анализ потребительского спроса банкинга в России
Таким образом, современная оценка банковского рынка показала, что большее количество банков расположено в европейской части России. Динамика количества банковских учреждений свидетельствует о резком их сокращении. Одной из причин тому является законодательное регулирование.
2.2 Анализ потребительского спроса банкинга в России
Необходимо отметить, что чем меньше населенный пункт, тем внимательнее и с осторожностью его жители относятся к выбору банковских услуг, по большей части, их интересует вопрос условий их оказания.
На рисунке 2.3 представлены критерии, которые оказывают влияние на выбор воспользоваться предложением того или иного банка, проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) [7].
Проанализировав рисунок 2.3, можно выделить основные критерии, которые в первую очередь важны для физических лиц при выборе банка:
- сколько существует банк на рынке;
- большое количество банкоматов;
- и выгодные ставки по вкладам и кредитам.
Исходя из полученных данных Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) был разработан список лидирующих банков, которые россияне считают своими основными.
На первом месте оказался «Сбербанк»: к услугам этого банка обращаются около половины участников опроса. На втором месте с достаточно значимым отставанием от лидера, в рейтинге занял «Альфа - банк».
Также в ТОП-5 за 2015 год вошли такие банки, как «ВТБ 24» и «Банк Москвы». Завершает пятерку лидеров «Русский стандарт», который является основным для 3% жителей из регионов.
Рисунок 2.3 - Основные критерии, оказывающие влияние на выбор банка обслуживание физическими лицами [7]
С помощью рисунка 2.4, можно проанализировать список лидирующих банков за 2015 год.
Рисунок 2.4 - Список лидирующих банков в 2015 году
Проанализировав данные опроса можно предположить, что «Сбербанк» пользуется таким большим спросом из-за широкой развитой региональной сети, что, конечно, весьма удобно его клиентам в различных городах России, и скорее всего, именно по этой причине они выбирают работать с ним.
В настоящее время, банки, когда стремятся удовлетворить потребности клиентов, создают и, как следствие, активно внедряют в жизнь такую услугу, как интернет-банкинг.
Агентство Markswebb Rank & Report провело исследование интернет-банкинга для физических лиц, и согласно которому наиболее популярными интернет-банками среди российских пользователей стали следующие:
- Сбербанк Онлайн;
- Альфа-Клик Альфа-Банка;
- Телебанк ВТБ24;
- Интернет - банки Тинькофф Банка;
- Банка Русский Стандарт.
Перечисленные банки вместе охватывают 87% всех пользователей интернет-банкинга в России.
Сервис интернет-банкинг сильно различается от банка к банку, когда проникает в клиентскую базу. Наиболее высокую долю пользователей интернет-банкинга по отношению ко всем клиентам показывают следующие банки: Ситибанк, Сбербанк России и Банк Авангард - 66%. Наименьшую долю пользователей, а именно 20-30% составляют ряд крупных российских банков, это - Ренессанс Кредит, ОТП Банк, Банк Траст, Росбанк, Газпромбанк и ряд других.
Наиболее эффективными интернет-банками по результатам исследования (с точки зрения наличия функций и удобства интерфейсов) были признаны следующие: Банк Русский Стандарт, Тинькофф Банк, АльфаБанк, Промсвязьбанк и Сбербанк.
Своим пользователям лучшие российские интернет - банки предлагают большой спектр услуг, а именно:
- оплата различных услуг, внутрибанковских и внебанковских переводов;
- открытие вкладов;
- заказ карт онлайн и других банковских продуктов;
- возможность для анализа персональных расходов и удобный интерфейс для совершения повторяющихся операций.
В таблице 2.2 представлен рейтинг эффективности интернет-банков для частных лиц в 2016 году.
Таблица 2.2 - Рейтинг эффективности интернет-банков для частных лиц на 01.05.2016 год [22]
Позиция в рейтинге |
Интернет-банк |
Оценка |
1 |
Промсвязьбанк |
79,8 |
2 |
Тинькофф Банк |
79,5 |
3 |
Альфа-Банк |
78,3 |
4 |
Запсибкомбанк |
72,5 |
5 |
МДМ Банк |
69,7 |
6 |
Банк Санкт-Петербург |
68,5 |
7 |
Банк Москвы |
67,5 |
8 |
Московский Кредитный Банк |
64,3 |
9 |
Банк Траст |
63,9 |
10 |
Банк Русский Стандарт |
63,8 |
11 |
УБРиР |
63,6 |
12 |
Сбербанк России |
62,5 |
13 |
Банк Уралсиб |
61,1 |
14 |
АК Барс |
57,1 |
15 |
ВТБ 24 |
56,8 |
16 |
Банк Открытие |
56,1 |
17 |
СМП Банк |
55,8 |
18 |
Восточный Банк |
55,3 |
19 |
Хоум Кредит Банк |
54,3 |
Как видно из таблицы 2.2, лидирующую позицию занимает Промсвязьбанк и Тинькофф интернет-банки.
Можно считать, что открытие представительств банков в социальных сетях является одним из новых приемов конкурентной борьбы.
С одной стороны, для компаний участие в социальных сетях - это статусный проект, а если рассматривать с другой, то это прямой доступ к клиентам. Также социальные сети - это своеобразный канал коммуникаций, который не имеют некоторые офисы банков (например, банк «Тинькофф»).
В исследовании, которое проводило Frank Research Group сообщается о том, что количество подписчиков на банковские страницы в социальных сетях, таких как Одноклассники, Twitter, Facebook, ВКонтакте, LiveJournal и YouTube, увеличилось за месяц на 420 тыс. и составило 5,34 млн человек.
В топ-15 банков, если сравнивать по количеству подписчиков в социальных сетях вошли Сбербанк, Хоум Кредит Банк, ЮниКредит Банк, ВТБ и др.
К концу 2015 года лидирующее место по темпам роста числа подписчиков в социальных сетях стал «Хоум Кредит», также прослеживается тенденция увеличения числа подписчиков на страницу «ВКонтакте» (23%), в Facebook (26%), в Twitter (2%), и в «Одноклассниках» (485%). Из топ-15 максимальный индекс вовлеченности наблюдается также у «Хоум Кредита» - на 10%.
Таким образом, анализ потребительского спроса банкинга в России показал, что лидирующими банками в России признаны следующие: «Сбербанк», «Альфа - банк», «ВТБ 24», «Банк Москвы», «Русский стандарт». Абсолютное первенство «Сбербанк» завоевал широкой развитой региональной сетью. Наиболее эффективными интернет-банками по результатам исследования (с точки зрения наличия функций и удобства интерфейсов) были признаны следующие: Банк Русский Стандарт, Тинькофф Банк, АльфаБанк, Промсвязьбанк и Сбербанк.
Проведенное исследование показало, что открытие представительств банков в социальных сетях является одним из новых приемов конкурентной борьбы. Будущее развитие данного сектора экономики во многом зависит от того, каким образом будут решаться проблемы, которые сейчас стоят перед банковским сектором. Среди основных причин недостаточного развития банковского сектора России можно выделить следующие: непрозрачность и высокая концентрация банковской системы; макроэкономическая нестабильность; низкая капитализация; институциональные проблемы; региональные и отраслевые диспропорции в экономике; ненадёжность банковской системы России; ограниченные возможности банковской системы в сфере кредитования экономики России.
3. Пути развития банковских услуг в России
Для того чтобы усилить конкурентные позиции на избранной части рынка, банк может выбрать конкурентную стратегию, которую он считает наиболее правильной.
Конкурентную стратегию определяет высшее исполнительное руководство банка, и она включает в себя совокупность продолжительных мероприятий, которые направлены на то, чтобы получить конкурентные преимущества на избранной части рынка [5, с. 44].
Конкурентная стратегия может быть:
- агрессивной стратегией, которая исходит из стратегии роста и направлена на активное вытеснение конкурентов с избранного сегмента рынка. Этой стратегии придерживаются «Банк русский стандарт» и «БПС- Сбербанк»;
- наступательной стратегией, которая вытекает из стратегии ограниченного роста и нацеливается на постепенное увеличение обслуживаемой части рынка без давления на конкурентов (КБ «Банк ВТБ»);
- пассивной стратегией, которая выходит из стратегии сокращения и нацеливается на последовательность снижения обслуживаемой части рынка при сохранении необходимого уровня конкурентоспособности соответствующего банковского продукта («Хоум-кредит»).
Конкурентная стратегия банка может разрабатываться как на рынках кредитных, депозитных и расчетно-кассовых услуг, так и на рынках новых банковских услуг.
Из-за того, что существует определенная конкуренция за клиента, банкам приходится придумывать новые маркетинговые ходы и создавать продукты в партнерстве с игроками других рынков.
Для усиления конкурентных преимуществ отечественных банков, можно предложить следующее:
Освоить новые финансовые услуги и усовершенствовать действующие, например, использование контекстных сервисов, цифровых отделений и внедрение Mobile-first-дизайна.
Расширить присутствие на банковском рынке. Создание всевозможных филиалов и расширение банковских услуг, например, факторинг, трастовые операции, услуги по управлению денежной наличностью, дисконтные брокерские услуги, инвестиционные банковские услуги (андеррайтинг).
Объединиться с другими банками, но не только с помощью их поглощения, а создать с некоторыми из них взаимовыгодные союзы.
Участвовать банкам в организации проектов совместно с предприятиями, бизнес которых можно считать наиболее интересным и перспективным. Например, банк может предоставить кредитную линию с лимитом задолженности предприятию, если он считает, что оно осуществляет социально-значимую деятельность и эффективно взаимодействует с другими организациями.
Таким образом, в качестве путей развития банковских услуг в России в первую очередь банкам рекомендуется выбрать тип стратегии (агрессивная, наступательная, пассивная). Выбранная стратегия может быть действовать как на весь банк в целом, так и на отдельные услуги. Для усиления конкурентных преимуществ нами предлагается освоить новые финансовые услуги и усовершенствовать действующие, расширить присутствие на банковском рынке, объединиться с другими банками, участвовать банкам в организации проектов совместно с предприятиями, бизнес которых можно считать наиболее интересным и перспективным.
Потенциал развития банковского сектора еще не исчерпан: он может и должен играть в экономике более существенную роль. Необходимость совершенствования межбанковской конкуренции предопределяет успешное функционирование отечественного сектора экономики и государства в целом. В связи с чем необходимо уделять должное внимание определению тенденций развития межбанковской конкуренции в России.
Заключение
Банковская конкуренция - динамический процесс соперничества между коммерческими банками и другими кредитными институтами, в результате которого обеспечивается устойчивое положение на рынке банковских услуг. Под воздействием конкуренции расширяется ассортимент предоставляемых услуг, регулируется цены на банковские продукты и услуги до приемлемого уровня.
Конкуренция является сильнейшим стимулом для банков к переходу на эффективные способы предоставления услуг, т. е. обеспечивает обстановку, благоприятную для их развития и совершенствования.
На сегодняшний день, когда в России повышаются требования к ведению банковской деятельности, необходимо уделить внимание такой проблеме, как развитие конкуренции на рынке банковских услуг с целью ведения эффективного банковского обслуживания юридических и физических лиц конкурентоспособность коммерческого банка является результатом его деятельности на конкурентных сегментах рынков финансовых услуг и продуктов и определяется в конечном итоге прибылью (и рентабельностью), получаемой кредитной организацией при предоставлении услуг клиентам в сравнении с аналогичными показателями банков-конкурентов.
Конкурентоспособность коммерческого банка - относительная величина, которая может варьироваться на отдельных рынках без изменения конкурентной стратегии одного и того же коммерческого банка. При этом объективной целью коммерческого банка (что следует уже из его определения) является получение прибыли, а конкурентоспособность кредитной организации в этом случае связывается с конечными результатами ее деятельности, которые объективно снижаются в условиях конкуренции, т. е. наличия значительного числа банков-конкурентов со схожими целями и задачами текущей деятельности. большее количество банков расположено в европейской части России.