Файл: Конкуренция на российском рынке банковских услуг и пути её развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. М. Мазняк определяет конкурентоспособность коммерческого банка как способность банка комплексно удовлетворять и удерживать имеющихся корпоративных и частных клиентов, а также завоевывать предпочтения новых за счет освоения новых инструментов и регионов [13, с. 34].

Отметим, что в данном определении отсутствует такая характеристика конкурентоспособности, как ее относительность. Крайне затруднительно, используя данное определение в качестве основы для методического подхода, перейти к количественным методам оценки конкурентоспособности, потому что термин «способность» по содержательному значению близок к понятию «потенциал», в то время как реальная конкурентоспособность коммерческого банка есть выражение использования этого потенциала как совокупности конкурентных преимуществ коммерческого банка. 

По мнению В. М. Мазняк, можно выделить три основных подхода к определению конкурентоспособности коммерческого банка:

1. Конкурентоспособность - это комплекс взаимосвязанных показателей, характеристик генерируемых банком продуктов, направленный на раскрытие их потребительской ценности с точки зрения клиентов. 

2. Конкурентоспособность - это показатель или комплекс показателей, характеризующих положение банка на рынке. 

3. Конкурентоспособность - это совокупность возможностей по удержанию имеющихся позиций на рынке и освоению новых [13, с. 35].

По мнению Л. С. Бадак, конкурентоспособность банка - это его способность отстаивать свои экономические интересы в конкурентных условиях за счет предоставления услуг, соответствующих требованиям клиентов. То есть конкурентоспособность банка - его способность предоставлять потребителю банковских услуг такие продукты, которые бы лучше по сравнению с конкурентами удовлетворяли потребности клиентов в части прибыльности и надежности. Л. С. Бадак в приведенном определении игнорирует специфику банковских услуг, по сути, предлагая воспользоваться критерием «цена/качество», характерным для оценки конкурентоспособности продукции, адаптировав его к банковским услугам [1, с. 8].

А. А. Сергеенкова определяет конкурентоспособность коммерческого банка как превосходство над услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособные банковские услуги в будущем, достигнутом без ущерба собственному финансовому состоянию [10, с. 4].

Достоинствами данного определения в том, что акцентируется внимание на двух ключевых аспектах: во-первых, коммерческий банк должен предоставлять конкурентоспособные продукты или услуги, во-вторых, это превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия. Принципиальным отличием данного определения является превосходство банком конкурентов по потенциалу сохранения конкурентоспособности в будущем.


Е. А. Шевченко определяет конкурентоспособность коммерческого банка как систему отношений по формированию, удержанию, наращиванию и реализации конкурентных преимуществ на рынке банковских услуг за счет выявления и использования его внутренних и внешних потенциалов для достижения поставленных целей. Авторский подход к определению понятия конкурентоспособности позволил четко отразить основные ее свойства: эксклюзивность, динамичность во времени, направленность на достижение поставленных целей, совершенствование на базе потенциалов компании с помощью использования четко выстроенной системы отношений внутри нее. В обеспечении конкурентоспособности коммерческих банков особую роль играет рынок финансовых услуг, благодаря чему представленное определение было дополнено спецификой банковского рынка [21, с. 5].

А. В. Хамидуллин определяет конкурентоспособность коммерческого банка как способность обеспечить производство услуг, лучших по качеству и больших по количеству, чем другие банки, в условиях эффективного использования конкурентного потенциала, наращивания имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ при наименьших затратах на единицу оказываемых услуг [16, с. 26].

Введение терминов «производство услуг», «большие по количеству», «лучшие по качеству» в большей степени подходит для описания конкурентоспособности продукции, поэтому они не могут применяться в банковской сфере.

Т. С. Петрищева рассматривает конкурентоспособность коммерческого банка на двух уровнях [15, с. 48]: 

- функциональном - как свойство, качество банка выступать на рынке наравне с конкурентами, что выражается им в обладании конкурентным потенциалом: способностью создавать, добиваться, удерживать максимально возможные конкурентные преимущества в рамках своей отрасли или за ее пределами, а также способностью финансово реализовывать добытые преимущества в виде получения максимально возможной прибыли; 

- индикативном - как комплексную многоуровневую экономическую и рыночную характеристику деятельности банка, которая отражает уровень его превосходства по отношению к конкурентам по двум составляющим: экономической и рыночной показывает динамичность и адекватность внутренней среды банка развитию конкурентной среды банковского рынка, а также определяет будущую конкурентную позицию, которую банк может занять в отрасли и за ее пределами благодаря конкурентному потенциалу [15, с. 48].

Анализ различных подходов к определению сущности конкурентоспособности коммерческого банка привел к выводу, что необходимо различать «конкурентоспособность коммерческого банка» и «конкурентоспособность предоставляемых им услуг». Конкурентоспособность коммерческого банка определяется как характеристика эффективности работы и прибыльности деятельности кредитной организации в условиях конкурентной борьбы, реализация которой происходит за счет имеющихся у банка средств. Конкурентоспособность банковской услуги характеризует уровень устойчивости банка и умение продуктивно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы [18, с. 50]. 


Характеристика банковской конкурентоспособности через способность коммерческого банка предлагать услуги ошибочна, так как конкурентоспособность представляет собой комплексный показатель сравнительного уровня развития критериев деятельности кредитных организаций, в том числе конкурентоспособности предоставляемых им услуг.

Конкурентоспособность коммерческого банка тождественна его конкурентному потенциалу как совокупности конкурентных преимуществ, использование которых автоматически означает достижение превосходства. При этом, конкурентная позиция коммерческого банка определяется не только количеством и качеством его конкурентных преимуществ, но и в первую очередь - масштабами сегментов финансового рынка, охваченными межбанковской конкуренцией. Игнорирование этого существенного для разработки и реализации конкурентной стратегии коммерческого банка факта значительно снижает содержательную ценность приведенного определения [18, с. 51]. 

Таким образом, конкурентоспособность коммерческого банка является результатом его деятельности на конкурентных сегментах рынков финансовых услуг и продуктов и определяется в конечном итоге прибылью (и рентабельностью), получаемой кредитной организацией при предоставлении услуг клиентам в сравнении с аналогичными показателями банков-конкурентов. Следует подчеркнуть, что конкурентоспособность коммерческого банка - относительная величина, которая может варьироваться на отдельных рынках без изменения конкурентной стратегии одного и того же коммерческого банка. При этом объективной целью коммерческого банка (что следует уже из его определения) является получение прибыли, а конкурентоспособность кредитной организации в этом случае связывается с конечными результатами ее деятельности, которые объективно снижаются в условиях конкуренции, т. е. наличия значительного числа банков-конкурентов со схожими целями и задачами текущей деятельности.

2. Анализ уровня конкуренции на рынке банковских услуг в России

2.1 Современная оценка банковского рынка


Главной целью каждого банка является вовлечение как можно боль­шего количество клиентов, чтобы увеличить продажу банковских услуг и получить значительно больше прибыли.

В таблице 2.1 можно проследить динамику общего количества дей­ствующих банков России в разрезе Федеральных округов, за последние 8 лет.

Таблица 2.1 - Динамика общего количества действующих банков России в разрезе Федеральных округов за 2008-2015 гг. [19]

Количество действующих банков и не банковских КО РФ

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014г.

2015 г.

2015 г. к 2008

г., +;-

Крымский федеральный округ

-

-

-

-

-

-

-

2

2

Уральский федеральный округ

63

58

54

51

45

44

42

35

-28

Центральный федеральный округ

632

621

598

585

572

564

547

504

-128

Сибирский федеральный округ

68

68

62

56

54

53

51

44

-24

Приволжский федеральный округ

134

131

125

118

111

106

102

92

-42

Дальневосточный федеральный округ

40

36

31

27

26

23

22

22

-18

Южный федеральный округ

118

115

113

47

45

46

46

43

-75

По Россий­ской Федера­ции

1 136

1 108

1 058

1 012

978

956

923

834

-302


Из таблицы 2.1 видно, что существенное количество банков сосредо­точено в европейской части страны, и небольшое количество региональ­ных банков за Уралом.

Особое внимание можно обратить на тот факт, что небольшое количество региональных банков приходится на территории немалых по площади Дальневосточного, Северного и Уральского Феде­ральных округов.

Данные таблицы 2.1 можно представить графически на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Динамика общего количества действующих банков России в разрезе Федеральных округов

Доля банков по округам в целом по Российской Федерации за период 2008г. и 2015 г. представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Доля банков по округам в целом по РФ в 2008г. и 2015 г., %

По данным Банка РФ по состоянию на 01 января 2016 года в Рос­сии действуют 721 коммерческий банк, количество зарегистрированных банков - 959 банков, но из них 238 банков, у которых отозвана или анну­лирована лицензия на осуществление банковских операций и которые пока не исключены из Книги государственной регистрации кредитных органи­заций.

Если сравнивать с предыдущими годами, то на 1 января 2014 года в России функционировало 859 банков, а на начало 2015 года - 783 банка. Таким образом, можно сделать вывод, что банковская система РФ за 2014 год уменьшилась на 76 банков, а за 2015 год - уже на 62 банка. Также прослеживается тенденция сокращения количество банков за последние 6 лет (с 2007 по 2015 годы) на 302 банка (1136 - 834) что составляет 26,6%, очень быстрыми темпами происходит сокращение банков практически по всем Федеральным округам [7].

Такое явление может быть связано с требованиями по минимальному размеру капитала, которые с каждым годом постоянно ужесточаются. Началом этого процесса послужило требование по повышению капитала до 90 млн. руб. с 1 января 2010 года, затем с 1 января 2012 года — мини­мальный размер капитала не менее 180 млн. руб., а с 1 января 2015 года — не ниже 300 млн. руб.

Правительство совместно с Центральным банком рассмотрит возможность новых требований к размеру минимального ка­питала кредитных организаций на уровне 250 — 500 млн. руб. Цель данно­го процесса — укрепить банковскую систему и пресечь использование банковской лицензии для проведения сомнительных операций.

По данным Центрального банка, в настоящее время на рынке функ­ционирует около 314 банков с капиталом ниже 300 млн. рублей, около тре­ти всех этих банков являются региональными банками. Нельзя исключать тот факт, что у этих банков получится повысить свой капитал и остаться универсальными, но и в дальнейшем требования к капиталу могут повы­ситься до 1 млрд. рублей. Такое сильное повышение требований к минимальному капиталу может привести к уходу с рынка небольших региональных банков, кото­рые играют важную роль.