Файл: Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта (на примере «Швейный мастер»).pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы инвестиционного планирования деятельности организации 5
1.1. Понятие и роль бизнес-планирования деятельности организации 5
1.2. Содержание бизнес-плана деятельности организации 8
2. Анализ планирования бизнеса ООО «Швейный мастер» 12
2.1. Характеристика бизнеса 12
3. Прогнозирование финансовых показателей ООО «Швейный мастер» 24
3.1 Прогнозирование денежных потоков и прибыли 24
3.2 Оценка рисков и страхование 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение
В условиях рыночной экономики, в которых в настоящее время функционируют российские предприятия, процесс принятия решений достаточно сложен. Он требует серьезного обоснования целесообразности каждого шага, оценки эффективности решений в будущем и детального планирования всех хозяйственных процессов.
Сложная природа предприятия требует предварительного анализа как его самого, так и внешней среды и выработки детальной последовательности действий по постановке целей и их реализации, то есть сама сущность предприятия, побуждает разрабатывать и формировать планы. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы.
Актуальность бизнес-планирования обуславливается тем, что в настоящее время любая организация существует и работает на основе составления планов, осуществления деятельности по планированию, а значит нуждается в проведении подготовительных работ, эффективности которых возможно добиться только владея определенной теоретической базой в данной области.
От состояния внутрифирменного планирования во многом зависит эффективность работы предприятия и его подразделений, важнейшими из которых являются показатели прибыли и потока денежных средств.
Цель работы – разработать бизнес-план инвестиционного проекта.
Задачами работы являются:
- Изучить теоретические основы инвестиционного планирования деятельности организации.
- Оценить планирование бизнеса ООО «Швейный мастер».
- Провести расчеты прогнозирования денежных потоков и прибыли ООО «Швейный мастер».
Объектом исследования выступает бизнес-план инвестиционного проекта.
Предметом исследования выступает процесс бизнес-планирования инвестиционного проекта.
Теоретическую базу составили труды таких авторов как: Шкардуна Б.Д., Фатхутдинова Р.А., Соловьева Б.А., Юданова А.Ю., Семёновой А.К., Набокова В.И. Ковалева В.В., Ильина А. И. Дэвид Г. Бэнгза, Попова В.М., и др.
В частности в работе использованы: практическое пособие «Бизнес-план инвестиционного проекта» под ред. И.А. Иванниковой, опубликованной в 2012 году (представлены конкретные примеры бизнес-планов инветсициононого проекта, выделены трудности и рассмотрена на практике),
Васильчук Е.С., Рухманова Н.А. работа «Бизнес-планирование и оценка рисков предпринимательской деятельности», опубликованная в 2013 году (выделение системы рисков, а особенно скрытых, необходимых при бизнес-плане), интересна методическое пособие ученых Горемыкина В.А. и Богомолова А.Ю. «Планирование предпринимательской деятельности предприятия» 2014 года структурированным детальным подходом проектирования бизнес-плана. Данные источники опубликованы в печати.
Структура работы состоит из введения, 3 глав и заключения.
Теоретические основы инвестиционного планирования деятельности организации
1.1. Понятие и роль бизнес-планирования деятельности организации
Бизнес-план представляет собой документ, который комплексно, системно описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия, анализирует все проблемы, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения этих проблем.
В условиях рыночной экономики бизнес-план выступает необходимым инструментом технического, экономического и финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банком, инвесторами, сбытовыми и посредническими организациями [2, c.18].
Смысл бизнес-плана - построить модель функционирования бизнеса и отразить поведение этой модели на рынке с товарами или товарной группой. Говоря о коммерческом успехе бизнеса, обычно выделяют «три кита» [1, c.56]:
- конкурентоспособная продукция;
- тщательная разработка идеи;
- достаточность средств.
Решение всех этих вопросов обеспечивается бизнес-планированием. Поэтому любое коммерческое мероприятие в мировой практике принято начинать с разработки бизнес-плана. Только в этом случае организация бизнеса становится надежным делом.
Значение этого документа настолько велико, что в ряде стран Западной Европы нельзя зарегистрировать новое предприятие без предоставления бизнес-плана.
Комплексность бизнес-плана означает полноту содержащейся в нем сведений (маркетинговых, экономических, технических, правовых, финансовых и т.д.), а системность - их изложение по определенной схеме (т.е. системе, выстроенной в соответствии с внутренней логикой описания бизнеса, с приведением доказательств эффективности предлагаемых решений) [3, c. 63].
Наиболее важна роль бизнес-планирования при разработке нового проекта (создание новой продукции и выход с нею на рынок, оказание новых видов услуг и т.п.).
При этом нужно четко определить все возможные трудности, выявить способы их преодоления, предоставить потенциальным партнерам, будущим инвесторам и другим заинтересованным сторонам всю необходимую информацию [4, c.112].
В сегодняшних условиях сама разработка бизнес-плана приобретает важное организующее значение, так как позволяет определить потенциал предприятия, выявить сильные и слабые его стороны, поставить новые цели и задачи, выработать наиболее рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений.
В целом бизнес-план дает возможность оценить эффективность нового дела и тем самым снизить риск его провала. В нем содержатся результаты расчетов производственных и финансовых потребностей предприятия, излагаются данные о предполагаемых доходах, что позволяет привлечь инвесторов [6, c. 89].
Планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новых технологий.
Среднесрочные планы охватывают, как правило, срок пять лет (реже –трехлетний), как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия организации, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п.
Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития [7, c. 156].
Система планирования любой современной организации достаточно сложна и разнообразна. Результатом планирования является совокупность планов, каждый из которых представляет собой часть системы планов и нацелен на достижение общих целей организации, устойчивое экономическое и социальное функционирование и развитие.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования.
Единой трактовки понятия «бизнес-план» в современной экономической литературе нет. Одно из определений: бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса; важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения [9, c. 19].
Другие определения: бизнес-план – это инструмент всестороннего анализа и моделирования бизнеса [8, c. 11]; бизнес-план – это документ, который описвает все основные аспекты будущего коммерческого проекта, где анализируются проблемы, с которыми организация может столкнуться и определены способы решения этих проблем [41, c. 6].
Бизнес-план часто рассматривается как необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными организациями, сбытовыми посредниками, потребителями [23, c. 22].
Таким образом, как документ, бизнес-план можно представить как зафиксированное на материальном носителе развернутое обоснование некоторого делового проекта, демонстрирующее возможность всесторонне оценить эффективность управленческих решений, планируемых мероприятий и ответить на вопрос, стоит ли инвестировать в данный проект.
1.2. Содержание бизнес-плана деятельности организации
Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить организации как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ среды и информация о стейкхолдерах.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности организации на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов [29, c. 192].
Наряду с главной, определяющей целью, бизнес-план должен отражать другие цели:
- социальные – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в организации, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;
- повышение статуса– развитие и укрепление экономического потенциала (включая производственный, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный); это служит залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;
- иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др. [7, c. 172].
В современной экономической теории бизнес-план выполняет четыре функции (рис. 1) [20, c. 204].
Рисунок 1 – Основные функции бизнес-плана
Хотя бизнес-план дает возможность оценки инновационного проекта прежде всего для предпринимателя и возможных кредиторов, но состав информации, содержащейся в бизнес-планах, интересен более широкому кругу лиц (табл. 1) [2, c. 25].
Таблица 1 – Пользователи информации, содержащейся в бизнес-планах
Стейкхолдеры |
Направление использования информации бизнес-плана |
Предприниматель |
Позволяет получить четкое представление о планируемом бизнесе, позволяет изучить риски и оценить перспективы организации |
Кредиторы |
Позволяет оценить вероятность развития бизнеса и перспективы возврата кредитных средств |
Инвесторы |
Позволяет удостовериться в перспективности участия в бизнесе, гарантиях получения дохода от участия в нем |
Бизнес-партнеры |
Позволяет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны сотрудничества |
Потенциальные сотрудники |
Дает информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы |
Итак, бизнес-план составляется как для внутренних, так и для внешних пользователей, но чаще всего его разрабатывают для будущих инвесторов с целью заключения с ними соглашений об инвестициях и кредитах.
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по определенным задачам с учетом реальных финансовых возможностей организации [7, c. 164].
Для того, чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми ресурсами [8, c. 48].
Это в значительной мере характеризует проекты, которые определяются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-техническим нововведением, но и иметь достаточно полную разработку: какие затраты необходимы для их реализации и какая прибыль ожидается [8, c. 49].