Файл: Налоговый учет расходов при реализации имущества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расходы, связанные с реализацией объекта недвижимости, признаются в том же периоде, что и доходы. Сумма расходов списывается в дебет счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы» (п. 11 и 16, абз. 2 п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Как уже указывалось, доходы учитываются только после регистрации перехода права собственности к покупателю. Однако реализованное имущество необходимо списать со счета 01 «Основные средства» уже после подписания акта приемки-передачи, ведь фактически организация-продавец его не будет использовать с этого момента. Вопрос: на каком счете будет учитываться имущество после подписания акта приемки-передачи, но до регистрации права собственности покупателя?

Специалисты Минфина России (письмо от 27.01.2012 № 07-02-18/01) в течение этого периода рекомендуют учитывать выбывшее имущество на отдельном субсчете счета 45 «Товары отгруженные».

Таким образом, на дату подписания сторонами акта передачи имущества, первоначальную стоимость имущества и начисленную амортизацию необходимо вначале списать на счет 01, субсчет 2 «Выбытие основных средств». А затем уже остаточную стоимость объекта списать на счет 45. А после подтверждения регистрации права собственности покупателя уже учитывать доходы и расходы от реализации.

Кроме того, обычно передача имущества по акту и регистрация права собственности происходят в разных отчетных периодах. В этом случае у организации возникают временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые активы или обязательства, отражаемые в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организаций». Ведь, как уже указывалось, для учета налога на прибыль доходы и расходы отражаются при подписании акта о передаче объекта.

Рассмотрим бухгалтерские проводки, связанные с реализацией объекта недвижимости, на примере.

ООО «Сапфир» реализовало покупателю здание склада, учитываемое в составе основных средств. Продажная стоимость 5 900 000 руб., в том числе НДС 900 000 руб. Здание было передано покупателю по акту 30 декабря 2014 г. 25 января 2015 г. покупатель зарегистрировал переход к нему права собственности на здание. Первоначальная стоимость объекта в учете у ООО «Сапфир» — 7 000 000 руб., сумма начисленной в бухгалтерском и налоговом учете амортизации — 2 450 000 руб. 15 декабря 2014 г. покупатель перечислил ООО «Сапфир» аванс в сумме 3 540 000 руб. Оставшаяся часть задолженности в сумме 2 360 000 руб. за здание была перечислена 13 января 2015 г. Отразим данные хозяйственные операции в бухгалтерском учете ООО «Сапфир».


В учете ООО «Сапфир» будут следующие проводки:

1. На дату получения аванса 15 декабря 2014 г.

Дебет 51 Кредит 62

— 3 540 000 руб. — получен аванс от покупателя;

Дебет 76 Кредит 68, субсчет «НДС»

— 540 000 руб. (3 540 000 руб. х 18/118) — начислен НДС с аванса.

2. На дату подписания сторонами акта о передаче имущества 30 декабря 2014 г.

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— 700 000 руб. — списана первоначальная стоимость здания;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— 2 450 000 руб. — списана начисленная амортизация;

Дебет 45 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— 4 550 000 руб. (7 000 000 руб. – 2 450 000 руб.) — отражена передача здания покупателю по остаточной стоимости;

Дебет 76 Кредит 68, субсчет «НДС»

— 900 000 руб. — начислен НДС с реализации;

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 62

— 540 000 руб. — принят к вычету НДС, начисленный с аванса;

Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль»

— 1 000 000 руб. [(5 900 000 руб. – 900 000 руб.) х 20%] — начислен отложенный налоговый актив в размере налога на прибыль с суммы доходов от реализации;

Дебет 68, субсчет «Налог на прибыль» Кредит 77

— 890 000 руб. (4 450 000 руб. х 20%) — начислено отложенное налоговое обязательство в размере налога на прибыль с остаточной стоимости объекта.

3. На дату погашения задолженности покупателя 13 января 2015 г.

Дебет 51 Кредит 62

— 2 450 000 руб. — получена от покупателя вторая часть оплаты за здание.

4. На дату регистрации перехода права собственности 25 января 2015 г.

Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

— 5 900 000 руб. — отражен доход от реализации здания;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76

— 900 000 руб. — отражен начисленный ранее НДС;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 45

— 4 550 000 руб. — списана остаточная стоимость здания;

Дебет 68, субсчет «Налог на прибыль» Кредит 09

— 1 000 000 руб. — погашен отложенный налоговый актив;

Дебет 77 Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль»

— 890 000 руб. — погашено отложенное налоговое обязательство.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объекты недвижимости, учитываемые на балансе в составе основных средств, облагаются налогом на имущество организаций. Другими словами, начислять налог на имущество необходимо на те объекты, которые учитываются на бухгалтерских счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Как уже указывалось, после подписания сторонами акта о передаче имущества организация-продавец должна списать первоначальную стоимость реализованного объекта недвижимости со счета 01 на счет 45 «Товары отгруженные». Поэтому со дня подписания акта о передаче налог на имущество организаций в отношении данного объекта продавец уплачивать не должен.


Отметим, что организация, которая приобрела и начала использовать объект недвижимости, учитываемый в составе основных средств на счетах 01 или 03, обязана платить за него налог на имущество независимо от того, зарегистрировано право собственности на него или еще нет. То есть для начисления налога на имущество достаточно, чтобы объекты были введены в эксплуатацию. Это подтверждает также Минфин России в письме от 18.03.2011 № 03-05-04-01/08. Специалисты финансового ведомства также напоминают, что объекты, право собственности, на которые не зарегистрировано, должны учитываться на отдельном субсчете к счету 01 «Основные средства».

2.3 Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и реализацией продукции

Законодательство РФ устанавливает для российских предприятий обязательства по ведению бухгалтерского и налогового учета основных средств. В ряде аспектов данные процедуры характеризуются большой схожестью. Однако различия между ними также существенны.

Бухгалтерский и налоговый учет основных средств в фирме должен осуществляться в силу положений законодательства РФ. Каждый из них имеет специфику — мы рассмотрим ее далее в статье. Касательно бухгалтерского учета — его предметом могут быть активы, которые характеризуются следующими основными признаками: применение в целях извлечения прибыли или для управления бизнесом, используемость в течение 12 месяцев и более, используемость только владельцем (когда перепродажа не предполагается), применение в качестве инструмента труда, выпуска товаров, выполнения работ либо предоставления услуг.

Организация, которая ведет учет основных средств, определяет срок полезного использования каждой из их разновидности. При этом в расчет должны браться: - условия пользования ОС, динамика их эксплуатации; - график профилактических осмотров и ремонтов основного средства; - расчетная производительность ОС; - имеющиеся ограничения срока эксплуатации основного средства — например, обусловленные арендой. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств осуществляется исходя из распределения ОС на единицы учета — инвентарные объекты.


Основной их критерий — способность к самостоятельному выполнению функций (не требуется его сборка или существенная реконструкция в целях приведения в работоспособность). Если имеющий функциональное назначение объект состоит из нескольких элементов с разным сроком эксплуатации, то каждая из его частей будет рассматриваться как отдельное ОС. Важный нюанс — период использования ОС может корректироваться — в зависимости от его функционального состояния.

Можно отметить, что российские и зарубежные финансисты могут по-разному подходить к пересмотру срока эксплуатации ОС. В РФ принято корректировать соответствующий параметр, если была осуществлена реконструкция, либо модернизация основных средств. Бухгалтерский и налоговый учет во многих зарубежных странах предполагает пересмотр периода использования ОС в зависимости от самого широкого спектра факторов.

Например, изменений в структуре производства фирмы, технологического устаревания ОС, специфики обслуживания основного средства фирмы. Классификация ОС в учете Учет основных средств предполагает их классификацию. Для этого могут использоваться разные основания. Так, распространена классификация ОС на материальные и нематериальные. К первому типу основных средств можно отнести: недвижимость, машины, инструменты труда, инвентарь. Нематериальные ОС могут быть представлены: компьютерными программами и иными объектами интеллектуальной собственности, файлами, технологическими алгоритмами, используемыми на производственных линиях фирмы. ОС классифицируются исходя из степени вовлечения человека в их использование. Так, есть основные средства, функционирующие преимущественно в автоматическом, относительно автономном режиме (компьютеризированные цеха, роботы), а есть те, что управляются непосредственно сотрудниками (станки, транспортные средства).

Еще одно основание для классификации ОС — происхождение. Есть основные средства, созданные человеком, а есть те, что имеют природное происхождение. ОС могут быть классифицированы исходя из их функционального назначения — на производственные или непроизводственные (например, используемые в целях социальной поддержки работников фирмы).

Еще одно возможное основание для классификации ОС — интенсивность использования в производстве. Так, основные средства могут быть: действующими, неактивными, размещенными в запасе, законсервированными. ОС также классифицируются: исходя из юридического статуса (находящиеся в собственности, в аренде, в лизинге, оперативном управлении либо хозяйственном ведении), исходя из этапа использования (новые, используемые, списанные). Изучим теперь то, в чем заключается разница бухгалтерского и налогового учета основных средств. Для этого полезно будет рассмотреть специфику каждого из них.


Следует отметить, что начисление амортизации основных средств в налоговом учете осуществляется при использовании правовой базы, действие которой прямо не распространяется на бухучет. В чем это выражается? Дело в том, что в бухгалтерском законодательстве РФ не закреплена специфика амортизации так, как в налоговом. Это обусловлено спецификой системы налогообложения РФ, в которой ОС классифицируются на амортизируемые и те, что не относятся к данному типу. К первым относятся ОС, стоимость которых должна списываться с течением времени, в то время как сведения о данном процессе необходимо отражать в налоговом учете. В свою очередь, ОС, стоимость которых не списывается, не относятся к амортизируемым. Их стоимость должна быть включена в структуру материальных расходов по факту начала пользования соответствующими основными средствами.

При этом задействуется доступная правовая база, относящаяся как к налоговому, так и бухгалтерскому законодательству. Списание стоимости ОС в рамках рассматриваемых типов учета основных средств имеет особенности. Так, играет роль то, требует ли ОС государственной регистрации. Если это так, то, с точки зрения налогового учета, амортизация данного типа ОС осуществляется только по факту проведения необходимых регистрационных процедур. В свою очередь, в бухучете амортизация основных средств может быть начислена сразу же после ввода объекта в эксплуатацию. Вместе с тем прекращение списания стоимости ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете осуществляется в общем случае по одинаковым критериям — как только будет осуществлено списание или, к примеру, произведена реализация основных средств.

Налоговый учет и бухгалтерский имеют, таким образом, ряд иных признаков схожести. Это можно проследить также на примере сопоставления основных их методов. Рассмотрим их. Методы бухгалтерского и налогового учета в рассматриваемых видах учета предусмотрено несколько методов, посредством могут списываться ОС (основное) средства. Налоговый учет допускает применение линейного либо нелинейного механизма. Бухгалтерский предполагает задействование одного из 4 методов.

А именно — линейного, механизма снижаемого остатка, списания стоимости в соотнесении со сроком эксплуатации, а также амортизация в сопоставлении с объемом выпущенных товаров. Какой метод оптимален для того, чтобы списывать ОС (основное) средства? Налоговый учет и бухучет позволяют использовать линейный механизм — его и можно рассматривать как наиболее универсальный. Первоначальная стоимость ОС в бухучете и налоговом учете Важнейший аспект бухучета основных средств — принятие к учету.