Файл: Принципы подготовки и предоставления финансовой отчетности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

- бухгалтерский баланс (форма №1);

- отчет о финансовых результатах деятельности (форма №2);

- отчет об изменении капитала (форма №3);

- отчет о движении денежных средств (форма №4);

- приложение к бухгалтерскому учету (форма №5);

- пояснительную записку;

- аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.

Вместе с тем субъекты малого предпринимательства, которые применяют упрощенную схему налогообложения и не обязанные проводит независимую аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности форму №3, №4 и №5, а также пояснительную записку.

Некоммерческие организации имеют право не предоставлять в составе годовой бухгалтерской отчетности форму №3, №4, №5, но потом им рекомендуется включать в состав отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

Разрешено не предоставлять промышленную годовую отчетность общественным организациям, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по продаже продукции, работ и услуг.

По степени обобщения отчетных данных отчетность бывает:

- первичная;

- сводная.

Первичная отчетность составляет и представляет каждое юридическое лицо самостоятельно.

Сводную отчетность составляет материнская компания по данным, представляемыми организациями, входящими в холдинг.

При формировании показателей бухгалтерской отчетности руководствуются следующими нормативными актами:

1. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ-4/99, утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 года №43-Н;

2. Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 года №4-Н, называющийся «О формах бухгалтерской отчетности организации».

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, сформулированы и изложены в ПБУ-4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и в Приказе 67н «О формах бухгалтерской отчетности» и сводятся к следующему:

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность обязана предоставлять достоверное и полное понятие о финансовом положении организации, а также об имущественном и финансовых результатах её деятельности.

Приказом Минфина РФ №4-Н утверждены образцы форм бухгалтерской отчетности как промежуточной, так и годовой, и указания об их объеме, о порядке составления и представления. Минфин отказался от утверждения единых типов форм бухгалтерской отчетности. Предприятия могут дополнять или сокращать эти формы, включая или исключая определенные показатели. Но предприятие не вправе изменять принципы построения этих форм, например, разрабатывая форму баланса, предприятие должно соблюдать порядок расположения статей по степени возрастания ликвидности, сохранять коды итоговых строк, коды строк разделов и групп статей баланса в том виде, в котором они приведены в образцах.


2. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов единых групп пользователей перед другими. Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и других подразделений, включая выделенные на отдельные балансы. Незаполненные показатели и строки должны быть прочеркнуты. По каждому числовому показателю, кроме отчета, составленного за 1-ый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за 2 года.

3. В бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена сопоставимость данных с показателями за соответствующий период предыдущего года, исходя из изменений учетной политики и нормативных актов по бухгалтерскому учету.

4. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности, обосновано, в случаях их существенности. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных, составляет не менее 5%.

5. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

6. Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в тысячах рублях без десятичных знаков. Организациям, которые имеют существенные обороты товаров, обязательств, разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублях без десятичных знаков. Субъекты малого предпринимательства, малые организации при незначительной сумме активов представляют отчетность в целых рублях.

7. Состав годовой бухгалтерской отчетности подтверждается результатами инвентаризации имущества и финансовых результатов в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49.

8. Формы бухгалтерской отчетности не должны содержать никаких подчисток и помарок, если выявлено искажение отчетных данных самой организацией и контролирующими органами, то их исправление производится в бухгалтерской отчетности того отчетного периода, в котором были обнаружены искажения её данных.

9. Подписывается бухгалтерская отчетность руководителем и главным бухгалтером и, если у бухгалтера есть удостоверение профессионального бухгалтера, то ставится его номер. Если в организациях учет велся на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то отчетность подписывается руководителем специализированной организации или специалистом.


10. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в отдельной папке в виде и должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

11. В отчетности не допускается зачет между статьями актива и пассива, статьями прибылей и убытков. Бухгалтерский баланс содержит показатели в НЕТТО оценке, то есть за вычетом регулирующих величин. Это значит, что основные средства и нематериальные активы отражаются в балансе по остаточной стоимости.

12. При составлении отчетности должны быть выполнены требования по раскрытию информации об изменениях в учетной политике в организации, которые оказали влияние на финансовое положение и эти изменения должны быть оценены и раскрыты в пояснительной записке.

13. При отражении данных в бухгалтерской отчетности если показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении итогов или имеет отрицательное значение, то он должен записываться в круглых скобках (например, непокрытый убыток).

14. При составлении отчетности в случае выявления организацией неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года, исправления производятся записями по соответствующим статьям бухгалтерской отчетности в том же месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. При выявлении же неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его окончания, но за который бухгалтерская отчетность не утверждена, исправления производятся записями декабря этого года. В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерской отчетности в прошлом году, исправления в бухгалтерской отчетности после утверждения бухгалтерской отчетности не вносятся.[5]

Бухгалтерский баланс – самая главная форма бухгалтерской отчетности. По международным правилам финансовой отчетности (International Accounting Standard Committee, IASC, комитет, который контролирует данную деятельность), баланс компании обязательно должен содержать такие параметры, как: активы, собственный капитал и обязательства. Он характеризует финансовое, а так же имущественное состояние организации в денежном эквиваленте, на отчетный период.

Баланс всегда состоит только из трех частей: обязательства, капитал и активы. Чаще всего в отчетности они следуют четко друг за другом, хотя бывают исключения. Показывают средства, какие были использованы и используются бизнесом – это активы, а так же кто конкретно предоставил данные средства, а самое главное в каком размере, т.е. сколько – это пункты обязательств и собственного капитала. Все средства, которые имеются у предприятия – это либо заемные средства, предоставленные кредиторами, т.е. обязательства, либо средства предоставленные собственниками, т.е. личный капитал. Поэтому, сумма, которую будут требовать в будущем кредиторы, как минимум должна быть равна сумме активов, для того, чтобы хотя – бы элементарно предприятие работало не в убыток себе, а желательно и развивалось.


Важнейшим отчетом, который проводится на любом предприятии, является бухгалтерский баланс. И главная задача для любого бухгалтера – это его сведение.

Общий баланс делится на два столбца – актив и пассив. Составляя отчетную документацию, бухгалтер должен правильно распределить данные всего учета по этим столбцам. Если итоговая цифра в сумме как первого, так и второго столбца сошлась, это значит, что общий баланс подведен правильно.

Актив – это имущество предприятия или физического лица, от которого ожидается получение прибыли и материальных выгод. Этот термин также активно используется для обозначения имущества предприятия, отображающего его общую стоимость. В бухгалтерском балансе активы отражаются наряду с пассивами, что позволяет увидеть реальные перспективы организации. [17, с. 310]

Активам свойственны три неотъемлемых характеристики:

  1. Умелое управление позволяет получать выгоду от использования актива;
  2. Сделка, дающая право на использование актива уже произошла, то есть, он является объектом собственности;
  3. Использование потенциала актива прочно связано с концентрацией денежных потоков в будущем.

Прежде всего, активы следует разделить на материальные и нематериальные. Первые имеют вполне осязаемую форму и представлены недвижимостью, техникой, ценными бумагами и деньгами, которые отображаются в любой документации.

Нематериальные активы редко подвергают оформленной оценке, но важности от этого они не теряют. На каждом производстве требуются квалифицированные специалисты, а существование венчурной фирмы и вовсе невозможно без ноу-хау.

Активы также отличаются и степенью ликвидности. Наиболее высоколиквидной формой являются наличные деньги, а самыми низкими показателями обладает высокоспециализированная техника.

Согласно установленной форме, в бухгалтерском балансе отображается две основные категории активов предприятия:

  • Оборотные – средства, участвующие в ежедневных расходах производства: денежный оборотный капитал, дебиторская задолженность, запасы сырья;
  • Внеоборотные – активы, не участвующие в формировании оборота: основные средства, дорогостоящая техника, долгосрочные вложения.

Между тем, суммирование оборотных и внеоборотных активов не всегда позволяет оценить истинную стоимость компании. Поэтому в качестве более объективного показателя используется такая категория, как чистые активы.

Под чистыми активами понимают сумму отображенных в балансе активов за вычетом основных категорий пассивов. В мировой практике именно этот показатель является наиболее значимым и определяет собственный капитал предприятия.


Для расчета чистых активов в бухгалтерский баланс вносят основные категории активов:

  • Внеоборотные активы: долгосрочные вложения, нематериальные активы, основной капитал, производственные помещения и незавершенное строительство;
  • Оборотные активы: запасы сырья, краткосрочные вложения и депозиты, дебиторскую задолженность партнеров, задолженности учредителей по взносам в уставной капитал.

Второй стороной баланса являются категории пассивов:

  • Задолженность по кредитам и прочие долговые обязательства;
  • Кредиторская задолженность поставщикам;
  • Задолженность акционерам по дивидендам, учредителям по выплате доходов;
  • Предстоящие в обозримом будущем расходы.

Чистые активы считают синонимом общего капитала организации, выражающим ее совокупную стоимость на данный момент времени. Но объективность такой оценки становится спорна, потому как в бухгалтерский баланс могут не войти еще три категории: мнимые и фиктивные активы, которые присутствуют лишь на бумаге, и скрытые резервы компании.

Пассивы в бухгалтерском учете находятся с правой стороны и являют собой объединение всех обязанностей предприятия. Их анализ, как правило, осуществляется на базе сведений, полученных из бухгалтерского баланса, причем данные должны быть собраны сразу за несколько отчетных периодов предприятия. После этого определяется динамика развития некоторых статей и производится расчет пути их изменения с течением времени как по цене, так и по их значению в общей структуре. [18, с. 314]

Для финансирования своей деятельности каждое предприятие обычно применяет один из двух вариантов, собственные или заемные средства, разберем данный момент более подробно.

Собственный капитал предприятия вычисляется посредством разности между стоимостью активов и заемных средств. Для его анализа необходимо выявить источники его формирования и возможные риски в случае их изменения. Также есть возможность вычисления способностей организации сохранять и наращивать уже имеющиеся сбережения.

Собственный капитал компании включает в себя средства, полученные от инвесторов и средства накопленные в результате деятельности предприятия. В бухгалтерской отчетности собственный капитал обычно выражается в таких статьях, как уставной, резервный и добавочный капитал, а также нераспределенная прибыль.

Конечно же, активы не возникают беспричинно, пассивы как раз и являются их источниками появления. Как следствие активы формируют пассивы, и это можно увидеть, проведя анализ некоторых примеров.