Файл: Принципы подготовки и предоставления финансовой отчетности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уставный капитал – это совокупность взносов учредителей во время создания компании. Его величина вписана в учредительную документацию. Решение о его изменении, как правило, может быть принято только на общем акционерном собрании. Уставной капитал служит для определения минимального объема собственности юридического лица, который дает гарантию его кредиторам.

Резервный капитал создается для того, чтобы была возможность покрыть расходы предприятия в тяжелые для него времена, либо для выплаты дивидендов акционерам и обладателям привилегированных акций в случае недостаточного количества денег для их погашения. Помимо этого, резервные средства также могут быть применены для уменьшения количество обращающихся облигаций компании и выкупа своих же акций для прочих целей. Вместе с тем он также является частью стоимости ее активов. Резервный капитал может сохраняться в любом виде, это не обязательно могут быть денежные средства. Его размер обычно определяется в пределах 5% уставного капитала.

Добавочный капитал является дополнительными средствами, которые образуются во время деятельности предприятия, к примеру, путем переоценки основного капитала компании, бюджетных ассигнований либо эмиссионных доходов. В целом он является достаточно разнородным финансовым источником.

Нераспределенная прибыль – это чистый годовой доход предприятия, который в дальнейшем может быть применен для приобретения различных материалов, основных средств либо их совершенствования, ремонта и т.д., что показывает, что он также является пассивом. Нераспределенная прибыль определяет, насколько увеличилась стоимость активов предприятия за счет самостоятельно сгенерированных денежных средств. Эта стоимость не была распределена среди акционеров и поэтому называется нераспределенной прибылью.

Целевые средства – это материальные либо денежные ресурсы, которые предприятие получило из внешних источников. Таковыми могут являться государство, учредители, контрагенты, физические лица и т.д. Данные средства могут быть предоставлены в виде кредитной помощи, различных взносов в фонд устава либо при совместной работе в форме грантов, субсидий субвенций и т.д.

Займы, кредиты – вид пассива, при котором предприятие получает возможность взять кредит для своих целей (приобретения новой продукции, ремонта оборудования, постройки офиса и пр.).

Важнейшим моментом для определения финансовой стойкости организации является ее способность к генерации доходов, поэтому здесь необходимо регулярно проводить оценку динамики каждой статьи в отчетной документации за несколько отчетных периодов деятельности предприятия. Необходимо удостовериться, что за этот промежуток времени учетная политика предприятия не претерпела серьезных изменений, так как это может оказать серьезное влияние на величину статей пассива.


Если вкратце охарактеризовать что такое пассивы предприятия, то это источники финансирования материально-хозяйственной деятельности, которые необходимы для формирования ее активов. В общей сложности все источники формируют общий капитал, который группируется по различным признакам.

В Российской Федерации существует закон N 402-ФЗ, где в 1 части 14 статьи указано, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность состоит конкретно из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и приложений к ним. Если исходить из этого закона, то получается, что годовой бухгалтерский (финансовый) отчет должен именоваться как отчет о финансовых результатах, где прописана прибыль/убыток за отчетный период.

Отчёт о движении денежных средств, данный отчёт компании показывает о тех источниках средств, которые были использованы в определенный период времени, это может быть как с начала года до отчетного периода, так и за определенный месяц/неделю/день. В этом отчете содержится классификация основных источников дохода, выплаты, а также основные статьи расхода, направления расходов и т.д.

Данный отчет показывает всецело ту картину, которая существует на текущий момент в компании, а именно краткосрочная ликвидность (способность быстро продать активы и перевести их в денежный эквивалент), долгосрочная кредитоспособность и после сделать анализ компании с финансовой стороны.

Промежуточная отчётность составляется не на полный отчетный год, а на определенный период, т.е. делается для того, чтобы посмотреть на компанию в разрезе определенного квартала/месяца, каковы были статьи прибыли/убытков, чтобы либо добавить в финансовый отчет дополнительных статей для улучшения работы и прибыльности, либо оставить таким, каков он есть. Промежуточная финансовая отчётность чаще всего состоит из сокращенных форм, хотя могут использоваться и полные версии, это не категорично.

В финансовый учет обязательно должны входить еще такие пункты, как отчетный баланс, отчет о движении средств и финансовые результаты компании. Перечень параметров, которые должны быть опубликованы, четко прописаны законодательством страны, ее стандартами и дополнениями, а так же могут быть изменены в связи с международными стандартами в будущем, из-за часто меняющегося законодательства.

2.2. Порядок предоставления финансовой отчетности


Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна предоставляться в органы государственной статистики в обязательном порядке всеми юридическими лицами, обязанными вести бухгалтерский учет, включая применяющих упрощенную систему налогообложения, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, кредитных и страховых организаций. [6]

Предоставление годовой бухгалтерской отчетности регламентирует порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности (утвержден приказом Росстата от 31 марта 2014 года № 220).

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности за 2015 год предоставляется в течение трех месяцев после окончания отчетного года, т.е. – не позднее 31 марта 2016 года.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность предоставляется на основе образцов форм бухгалтерской отчетности, приведенных в приложении к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 66н с учетом дополнений.

Приоритетный способ предоставления годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики – через специализированных операторов связи по телекоммуникационным каналам связи в формате ХML-шаблонов Федеральной налоговой службы. В этом случае организация не обязана предоставлять ее на бумажном носителе:

  1. Приказ ФНС России от 03.09.2013 № MMВ-7-6/313@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме»;
  2. Приказ ФНС России от 03.09.2013 № MMВ-7-6/311@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме»;
  3. Приказ ФНС России от 03.09.2013 № MMВ-7-6/312@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций в электронной форме».

При предоставлении обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней предоставляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения, а равно предоставление информации в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


3. Процесс подготовки и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности

3.1. Подготовка и предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности

При подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности следует проанализировать много документов, как работало предприятие в отчетном периоде.

Бухгалтерский баланс является основным документом при подготовке бухгалтерской отчетности. Он дает представление о доходах и расходах предприятия, о его пассивах и активах, о количестве заемных средств, о составе имущества.

При подготовке бухгалтерской отчетности к бухгалтерскому балансу прилагаются отчеты о прибылях и убытках предприятия и о движении наличности. Также нужно составить пояснительную записку, где должны отображаться данные, которые не вошли в бухгалтерский баланс.

Процессы подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности можно разделить на два основных этапа:

- Первый этап включает в себя сбор и подготовку материалов для составления бухгалтерской отчетности. Этот этап необходим, чтобы в свое время выявить ошибки, которые были допущены при введении бухгалтерского учета в отчетном периоде, а затем использовать только достоверные данные для подготовки бухгалтерского отчета. Сбор необходимой информации за отчетный период позволяет вовремя выявить ошибки, которые могут искажать бухгалтерский учет на производстве.

Точный анализ финансовой информации при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности позволяет своевременно исправлять ошибки, не собирая их от одного отчетного квартала к следующему. Необходимо понимать то, что недостоверные данные, которые используются при подготовке бухгалтерской отчетности, могут стать причиной штрафных санкций со стороны налогового органа.

- На втором этапе вся собранная и проверенная информация заносится в необходимые формы отчетности.

Эти формы разные и зависят от того, по какой системе работает предприятие, за какой отчетный период идет подготовка бухгалтерских сведений. После того, как документы все готовы, они должны быть все подписаны и скреплены печатью, а затем направлены в заинтересованные органы.


Порядок представления отчетности представляет собой следующее, если у предприятия есть дочерние и зависимые общества, кроме личного бухгалтерского отчета, они оформляют сводную бухгалтерскую отчетность, которая включает показатели этих обществ, оказавшихся на территории РФ.

Сводная бухгалтерская отчетность представляет собой систему признаков, в ней отражается финансовое состояние предприятия на отчетную дату, а также финансовые итоги за отчетный период группы объеденных предприятий.

Министерства, ведомства и др. федеральные исполнительные органы предоставляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по компаниям, раздельно по каждому акционерному обществу, часть акций которых прикреплена в федеральной собственности. Эта сводная отчетность предоставляется в Минфин России, в Минэкономики Российской федерации и Госкомстату России в следующие сроки:

-унитарные предприятия – не позже 25 апреля последующего за отчетным годом;

-акционерные общества – не позже 1 августа последующего за отчетным годом. Годовая бухгалтерская отчетность для юридических лиц, которые создали на добровольных началах организации, предоставляется по правилам и в сроки, которые указанные в их учредительных документах.

3.2. Проблемы подготовки и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности

В современной рыночной экономике существует ряд проблем подготовки и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности. На мой взгляд, одной из таких проблем является не правильное понимание и применение в практике существующие стандарты бухгалтерского учета. В настоящее время существуют некоторые проблемы в разработке и применении международных стандартов отечественного бухгалтерского (финансового) учета, совершенствование модели подготовки и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита. Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБР), играет большое значение в решение этих проблем поскольку он объединяет наиболее квалифицированные, профессионально подготовленные учетные кадры, а также имеет возможность участвовать в решении проблем отечественного бухгалтерского учета. [12, с. 95]

В практике многих зарубежных государств пользуются спросом различные модели бухгалтерского учета, которые отвечают международным стандартам. К таким моделям относятся латиноамериканская, англо-американская, и континентальная (европейская). Если мы будем выбирать страну, то она должна соответствовать модели учета. Также нужно учитывать следующие немаловажные факторы: законодательные ,социально-экономические, образовательные, политические, международные факторы. В нашей стране пользуется спросом европейская модель. В ее основу положены французские и немецкие принципы и правила ведения бухгалтерского учета. Эту модель следует использовать с учетом специфических особенностей российской экономики, национальных традиций, достижений в области теории и практики бухгалтерского учета.[15, с. 89] Следующая проблема, это отсутствие использования в финансовом учете автоматизации вычислительных работ. Автоматизация помогла сделать проще алгоритм составления и анализ бухгалтерской отчетности, а также повысить качество и сроки выполнения и составления финансовой информации. Кроме того, надо более усовершенствовать методики учебных дисциплин, чтобы подготовка высококвалифицированных специалистов должна отвечать международным требованиям.