Файл: Отличия бухгалтерского учета от учета налогового.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ведение налогового учета позволяет решить государству в лице его фискальных органов целый ряд задач, что с использованием только системы бухгалтерского учета просто невозможно.

Следовательно, целью налогового учета является правильность расчета налоговой базы по налогу, удержания и перечисления суммы налога в бюджет.[21]

Налоговый учет следует организовывать так, чтобы обеспечить возможность:

  • непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
  • систематизации указанных фактов (учет доходов и расходов);

1.3 Понятие налогового учета. Налоговая декларация

При ведении налогового учета составляется налоговая декларация. Она представляет собой письменную, заверенную налогоплательщиком информацию. В нее включаются:

  • доходы, полученные за отчетный период;
  • расходы, произведенные за период отчета;
  • налоговые льготы;
  • данные, связанные с исчислением налога;
  • точная цифра налога, предназначенного для уплаты в бюджет.[22]

Таким образом, налоговый учет нужен для представления данных в инспекцию федеральной налоговой службы. Отчетность составляется в целях исполнения выплат в бюджеты различных уровней. Под термином «налоговый учет» понимаются обобщенные сведения для расчета налога, которым предшествует:

Предметом налогового учета в обобщенном виде выступает производительная и непроизводительная деятельность организации, в результате которой у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога.[23]

На основании вышеизложенного сформулируем основные принципы налогового учета:

1.  Предприятие – обособленный объект налогового учета. Имущество владельца организации учитывается отдельно от имущества и обязательств самой организации.[24]

2.  Использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки.

3.  Организация функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности. Следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.


4.  Имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью.

5.  Налоговый учет ведется по всем налогам, которые должна исчислять и уплачивать организация, обособленно по каждому налогу.

Необходимо выделить четыре основные функции налогового учета:

1.  Фискальная функция – является основной, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.[25]

2.  Контрольная функция – посредством которой осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.[26]

3.  Функция «невмешательства» в систему бухгалтерского учета.

4.  Функция по информационному обеспечению налогово-исчислительного процесса.

Таким образом задачей налогового учета  является сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция для контроля за точностью исчисления расчетов с бюджетом по налогам.[27]

Глава 2. Бухгалтерский учет

2.1 Понятие бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного отражения средств (по их видам и источникам) и процессов хозяйственной деятельности предприятий. В нем фиксируются все операции по движению (обороту) материальных и денежных средств, их использованию в процессе производства, распределению и потреблению общественного продукта. В бухгалтерском учете отражаются все важнейшие стороны деятельности предприятий, количество материальных и денежных средств, определяются объем и себестоимость заготовления материалов, производства продукции, реализации, выявляются результаты хозяйственной деятельности.[28]

Особенности бухгалтерского учета состоят в следующем:

1) используются все три измерителя (натуральные, трудовые, стоимостные);

2) учет строго документирован;


3) в строго определенном порядке на основе документов производится систематическая запись совершенных хозяйственных операций по учетным позициям (счетам бухгалтерского учета);

4) для проверки данных учета денежных средств, товарно-материальных ценностей и других записей периодически проводятся инвентаризации;

5) учет является сплошным по охвату операций предприятия и непрерывным во времени.[29]

Ни одна хозяйственная операция не может быть пропущена в бухгалтерском учете, каждая из них регистрируется.

Поэтому, говоря о профессии «бухгалтер», в настоящее время, следует подразумевать не только счетовода, аналитика и финансиста, а центральную фигуру управленческого персонала и главного консультанта директора фирмы.[30]

2.2 Основные методы ведения бухучета

К основным методам ведения бухучета можно отнести:

  1. Документационное сопровождение. Каждую операцию должен подтверждать документ.
  2. Группировка по дебетовым и кредитовым счетам. Двойная запись одной и той же финансово-хозяйственной операции на дебете одного и кредите другого счета.
  3. Инвентаризация. Проверка (сверка) имущества, находящегося на балансе предприятия.
  4. Расчет себестоимости,
  5. Калькулирование.
  6. Оценка.
  7. Составление бухгалтерского баланса. При заполнении баланса учитывается актив (недвижимость, транспорт, дебиторская задолженность) и пассив (обязательства, собственный капитал). Если баланс заполнен без ошибок, то данные «на итоге» совпадают.[31]

2.3 Формирование бухгалтерской отчетности

Хотелось бы поговорить об основных задач бухгалтерского учета. Перечень данных задач проиллюстрирован на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные задачи бухгалтерского учета

Бухгалтерская отчетность – основополагающий документ, необходимый для наглядности финансово-экономических показателей деятельности предприятия.[32] Это «айсберг» управленческого учета на предприятии. Финансовые данные из бухучета весьма показательны для собственника предприятия и других заинтересованных лиц.[33] Они в полной мере характеризуют доходность предприятия, актуальное состояние имущественной базы, движение обязательств в табличной форме. Отчет, составленный за квартал, год важен для принятия управленческих решений. Он в данном случае интересен:


  • собственники предприятия или руководитель единолично;
  • инвесторы, желающие вложить финансы в предприятие;
  • банковские менеджеры, рассматривающие заявку на кредит.[34]

По правилам бухучета все расходные и приходные операции учитываются без исключения. При применении налоговых регистров действуют другие «законы»: некоторые затраты (доходы) не учитываются в полном объеме.[35] Рассмотрим пример.

Организация применяет УСНО. В этом квартале она потратила на консультационные услуги по исследованию рынка услуг 3000 (три тысячи рублей). Данные расходы не признаются затратами в целях налогообложения, а значит завышают размер дохода.

Прибыль подсчитывается как доход минус расход. 

Прибыль: поступления от контрагентов — 30 000

Расходы: выплата заработной платы – 20 000

НДФЛ – 2 300

Взносы в фонды – 3 500

Консультационные услуги – 3 000

Расчет дохода для целей бухучета:

30 000 – 20 000 – 2 300 – 3 500 – 3 000 = 1 200

Расчет дохода для целей налогообложения:

30 000  — 20 000 – 2 300 – 3 500 = 4 200

Чем бухгалтерский учет отличается от налогового учета очевидно при сравнении данных налоговой отчетности с бухгалтерией. Некоторые доходы/расходы рассматриваются налоговиками в пределах нормы (предельное значение, величина). Сюда относятся:

  • затраты на рекламную компанию;
  • услуги нотариусов;
  • суммы, полученные по договорам безвозмездно;
  • расходы из-за бракованной продукции;
  • добровольное медицинское страхование работников предприятия;
  • проценты по кредитам;
  • суточные командированных лиц;
  • компенсационные выплаты при использовании личного транспорта.[36]

В части амортизации и учета основных средств

В качестве основных средств на предприятии признаются единицы имущества, которые:

  • приносят выгоду производству (без них не осуществим производственный цикл);
  • используются не менее одного года;
  • собственник предприятия не желает перепродавать объект ОС.

Стоимостной лимит при списании ОС для управленческих целей – 40 тысяч рублей. По другим позициям ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) начисляется амортизация, что приводит к уменьшению первоначальной цены имущества. Начисление амортизации объектов имущества для целей налогообложения организуется по справочнику ОКОФ. Только в расчет берутся объекты, стоимость которых выше 100 тысяч рублей. Процедура выглядит следующим образом:


  1. бухгалтер определяет срок службы ОС по техническому паспорту объекта;
  2. находит в справочнике подходящую амортизационную группу;
  3. исчисляет срок полезного пользования.[37]

Бухгалтерский учет производится только юридическими лицами.[38] У индивидуальных предпринимателей и частных лиц нет обязанности в ведении финансовой отчетности. Между тем, налоговый учет ведут не только собственники предприятия, но и физические лица (например, ИП).[39] В данном случае им важно вовремя отчитаться по налогам, не допустить просрочек, точно рассчитать проценты по доходам (расходам), на которые исчисляется налог. Эта обязанность (право) закреплена за следующими категориями налогоплательщиков:

  1. физическими лицами, занимающими бизнесом;
  2. физическими лицами, которые желают получить возврат излишне уплаченного налога в бюджет (за приобретенную квартиру, частично компенсировать расходы на квартиру, лечение, обучение детей);
  3. фработодателями, выступающими в качестве налоговых агентов и т. д.

Когда сравнивают бухгалтерский и налоговый учет, разница становится очевидна даже для непрофессионала. Обе формы ведения финансовой отчетности считаются сбором обобщающих сведений по итогам работы за отчетный период. Но они ведутся по различным правилам в зависимости от системы налогообложения, нормативных актов и изменений в них. Справедливо ли, что данные так различаются? У законодателей были попытки «сгладить» противоречивую информацию, но этот проект не привел к положительному результату. Итогом было бы нарушение прав налогоплательщиков на льготы и преференции.[40]

Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного отражения средств (по их видам и источникам) и процессов хозяйственной деятельности предприятий.[41] В нем фиксируются все операции по движению (обороту) материальных и денежных средств, их использованию в процессе производства, распределению и потреблению общественного продукта. В бухгалтерском учете отражаются все важнейшие стороны деятельности предприятий, количество материальных и денежных средств, определяются объем и себестоимость заготовления материалов, производства продукции, реализации, выявляются результаты хозяйственной деятельности.[42]

Особенности бухгалтерского учета состоят в следующем: