Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 3
Ведение налогового учета позволяет решить государству в лице его фискальных органов целый ряд задач, что с использованием только системы бухгалтерского учета просто невозможно.
Следовательно, целью налогового учета является правильность расчета налоговой базы по налогу, удержания и перечисления суммы налога в бюджет.[21]
Налоговый учет следует организовывать так, чтобы обеспечить возможность:
- непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
- систематизации указанных фактов (учет доходов и расходов);
1.3 Понятие налогового учета. Налоговая декларация
При ведении налогового учета составляется налоговая декларация. Она представляет собой письменную, заверенную налогоплательщиком информацию. В нее включаются:
- доходы, полученные за отчетный период;
- расходы, произведенные за период отчета;
- налоговые льготы;
- данные, связанные с исчислением налога;
- точная цифра налога, предназначенного для уплаты в бюджет.[22]
Таким образом, налоговый учет нужен для представления данных в инспекцию федеральной налоговой службы. Отчетность составляется в целях исполнения выплат в бюджеты различных уровней. Под термином «налоговый учет» понимаются обобщенные сведения для расчета налога, которым предшествует:
Предметом налогового учета в обобщенном виде выступает производительная и непроизводительная деятельность организации, в результате которой у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога.[23]
На основании вышеизложенного сформулируем основные принципы налогового учета:
1. Предприятие – обособленный объект налогового учета. Имущество владельца организации учитывается отдельно от имущества и обязательств самой организации.[24]
2. Использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки.
3. Организация функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности. Следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.
4. Имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью.
5. Налоговый учет ведется по всем налогам, которые должна исчислять и уплачивать организация, обособленно по каждому налогу.
Необходимо выделить четыре основные функции налогового учета:
1. Фискальная функция – является основной, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.[25]
2. Контрольная функция – посредством которой осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.[26]
3. Функция «невмешательства» в систему бухгалтерского учета.
4. Функция по информационному обеспечению налогово-исчислительного процесса.
Таким образом задачей налогового учета является сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция для контроля за точностью исчисления расчетов с бюджетом по налогам.[27]
Глава 2. Бухгалтерский учет
2.1 Понятие бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного отражения средств (по их видам и источникам) и процессов хозяйственной деятельности предприятий. В нем фиксируются все операции по движению (обороту) материальных и денежных средств, их использованию в процессе производства, распределению и потреблению общественного продукта. В бухгалтерском учете отражаются все важнейшие стороны деятельности предприятий, количество материальных и денежных средств, определяются объем и себестоимость заготовления материалов, производства продукции, реализации, выявляются результаты хозяйственной деятельности.[28]
Особенности бухгалтерского учета состоят в следующем:
1) используются все три измерителя (натуральные, трудовые, стоимостные);
2) учет строго документирован;
3) в строго определенном порядке на основе документов производится систематическая запись совершенных хозяйственных операций по учетным позициям (счетам бухгалтерского учета);
4) для проверки данных учета денежных средств, товарно-материальных ценностей и других записей периодически проводятся инвентаризации;
5) учет является сплошным по охвату операций предприятия и непрерывным во времени.[29]
Ни одна хозяйственная операция не может быть пропущена в бухгалтерском учете, каждая из них регистрируется.
Поэтому, говоря о профессии «бухгалтер», в настоящее время, следует подразумевать не только счетовода, аналитика и финансиста, а центральную фигуру управленческого персонала и главного консультанта директора фирмы.[30]
2.2 Основные методы ведения бухучета
К основным методам ведения бухучета можно отнести:
- Документационное сопровождение. Каждую операцию должен подтверждать документ.
- Группировка по дебетовым и кредитовым счетам. Двойная запись одной и той же финансово-хозяйственной операции на дебете одного и кредите другого счета.
- Инвентаризация. Проверка (сверка) имущества, находящегося на балансе предприятия.
- Расчет себестоимости,
- Калькулирование.
- Оценка.
- Составление бухгалтерского баланса. При заполнении баланса учитывается актив (недвижимость, транспорт, дебиторская задолженность) и пассив (обязательства, собственный капитал). Если баланс заполнен без ошибок, то данные «на итоге» совпадают.[31]
2.3 Формирование бухгалтерской отчетности
Хотелось бы поговорить об основных задач бухгалтерского учета. Перечень данных задач проиллюстрирован на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные задачи бухгалтерского учета
Бухгалтерская отчетность – основополагающий документ, необходимый для наглядности финансово-экономических показателей деятельности предприятия.[32] Это «айсберг» управленческого учета на предприятии. Финансовые данные из бухучета весьма показательны для собственника предприятия и других заинтересованных лиц.[33] Они в полной мере характеризуют доходность предприятия, актуальное состояние имущественной базы, движение обязательств в табличной форме. Отчет, составленный за квартал, год важен для принятия управленческих решений. Он в данном случае интересен:
- собственники предприятия или руководитель единолично;
- инвесторы, желающие вложить финансы в предприятие;
- банковские менеджеры, рассматривающие заявку на кредит.[34]
По правилам бухучета все расходные и приходные операции учитываются без исключения. При применении налоговых регистров действуют другие «законы»: некоторые затраты (доходы) не учитываются в полном объеме.[35] Рассмотрим пример.
Организация применяет УСНО. В этом квартале она потратила на консультационные услуги по исследованию рынка услуг 3000 (три тысячи рублей). Данные расходы не признаются затратами в целях налогообложения, а значит завышают размер дохода.
Прибыль подсчитывается как доход минус расход.
Прибыль: поступления от контрагентов — 30 000
Расходы: выплата заработной платы – 20 000
НДФЛ – 2 300
Взносы в фонды – 3 500
Консультационные услуги – 3 000
Расчет дохода для целей бухучета:
30 000 – 20 000 – 2 300 – 3 500 – 3 000 = 1 200
Расчет дохода для целей налогообложения:
30 000 — 20 000 – 2 300 – 3 500 = 4 200
Чем бухгалтерский учет отличается от налогового учета очевидно при сравнении данных налоговой отчетности с бухгалтерией. Некоторые доходы/расходы рассматриваются налоговиками в пределах нормы (предельное значение, величина). Сюда относятся:
- затраты на рекламную компанию;
- услуги нотариусов;
- суммы, полученные по договорам безвозмездно;
- расходы из-за бракованной продукции;
- добровольное медицинское страхование работников предприятия;
- проценты по кредитам;
- суточные командированных лиц;
- компенсационные выплаты при использовании личного транспорта.[36]
В части амортизации и учета основных средств
В качестве основных средств на предприятии признаются единицы имущества, которые:
- приносят выгоду производству (без них не осуществим производственный цикл);
- используются не менее одного года;
- собственник предприятия не желает перепродавать объект ОС.
Стоимостной лимит при списании ОС для управленческих целей – 40 тысяч рублей. По другим позициям ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) начисляется амортизация, что приводит к уменьшению первоначальной цены имущества. Начисление амортизации объектов имущества для целей налогообложения организуется по справочнику ОКОФ. Только в расчет берутся объекты, стоимость которых выше 100 тысяч рублей. Процедура выглядит следующим образом:
- бухгалтер определяет срок службы ОС по техническому паспорту объекта;
- находит в справочнике подходящую амортизационную группу;
- исчисляет срок полезного пользования.[37]
Бухгалтерский учет производится только юридическими лицами.[38] У индивидуальных предпринимателей и частных лиц нет обязанности в ведении финансовой отчетности. Между тем, налоговый учет ведут не только собственники предприятия, но и физические лица (например, ИП).[39] В данном случае им важно вовремя отчитаться по налогам, не допустить просрочек, точно рассчитать проценты по доходам (расходам), на которые исчисляется налог. Эта обязанность (право) закреплена за следующими категориями налогоплательщиков:
- физическими лицами, занимающими бизнесом;
- физическими лицами, которые желают получить возврат излишне уплаченного налога в бюджет (за приобретенную квартиру, частично компенсировать расходы на квартиру, лечение, обучение детей);
- фработодателями, выступающими в качестве налоговых агентов и т. д.
Когда сравнивают бухгалтерский и налоговый учет, разница становится очевидна даже для непрофессионала. Обе формы ведения финансовой отчетности считаются сбором обобщающих сведений по итогам работы за отчетный период. Но они ведутся по различным правилам в зависимости от системы налогообложения, нормативных актов и изменений в них. Справедливо ли, что данные так различаются? У законодателей были попытки «сгладить» противоречивую информацию, но этот проект не привел к положительному результату. Итогом было бы нарушение прав налогоплательщиков на льготы и преференции.[40]
Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного отражения средств (по их видам и источникам) и процессов хозяйственной деятельности предприятий.[41] В нем фиксируются все операции по движению (обороту) материальных и денежных средств, их использованию в процессе производства, распределению и потреблению общественного продукта. В бухгалтерском учете отражаются все важнейшие стороны деятельности предприятий, количество материальных и денежных средств, определяются объем и себестоимость заготовления материалов, производства продукции, реализации, выявляются результаты хозяйственной деятельности.[42]
Особенности бухгалтерского учета состоят в следующем: