Файл: Обесценение активов компании. МСФО 36 «Обесценение активов.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
Введение
Всемирная тенденция к созданию единой экономической базы ведет к необходимости унификации бухгалтерского учета и приведению основных принципов ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами.
Международные стандарты финансовой отчетности являются универсальным способом общения на уровне мирового бизнеса.
Подобные новшества коснулись и Российской федерации. В связи с тем, что Россия является одним из крупнейших мировых торговых партнером и вступлением в ВТО, необходимо как можно быстрее привести законодательство по бухгалтерскому учету в соответствие с МСФО. Минфин России планирует обязать все организации, ведущие деятельность на территории Российской федерации отчитываться по МСФО.
Для этого необходимо понимать, что понятие МСФО характеризует не строгие правила ведения бухгалтерии, а лишь принципы, которых необходимо придерживаться для составления финансовой отчетности для ее дальнейшего развития и совершенствования.
Благодаря международным финансовым стандартам можно повысить прозрачность финансовой деятельности компаний. Можно расширить возможности их всестороннего экономического анализа, упростить процедуру доступа к разным международным рынкам. Все это нужно для того, чтобы в конечном итоге улучшить инвестиционную привлекательность нашей российской экономики. А также можно одновременно дать уникальную возможность отечественным компаниям на равных с иностранными участвовать в международных торгах. Т.к. Российская федерация недавно вступила во Всемирную торговую организацию, это становится особенно актуальным. Нужно усилить российские позиции в обостряющейся конкурентной схватке, для этого необходимо играть по мировым правилам.
Исходя из актуальности темы курсовой работы ее целью является изучение обесценения активов компании на примере АО АК «АЛРОСА».
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи:
- рассмотреть IAS и IFRS и их особенности;
- изучить процедуру создания МСФО;
- определить сущность и назначение МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;
- дать краткую характеристику предприятия АО АК «АЛРОСА»;
- исследовать обесценение основных средств предприятия;
- разработать рекомендации по проведению теста по оценке активов.
Объектом курсовой работы служат МСФО, предметом – МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
В ходе курсовой работы мною были использованы следующие методы: анализ источников научной литературы, наблюдение, опрос (анкетирование), аналитические процедуры, анализ результатов деятельности.
Для выполнения данной работы были использованы работы отечественных авторов, публикации российских газет и журналов, статьи научных конференций, а также нормативная законодательная документация и Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты МСФО
1.1 IAS и IFRS: их особенности
В понятие «Международные стандарты финансовой отчетности» [2] включены следующие документы: основная концепция финансовой отчетности, стандарты (IAS, IFRS), интерпретации стандартов.
В концепции финансовой отчетности определены цели финансовой отчетности, ее качественные характеристики, порядок признания и измерения статей финансовой отчетности, приведено понятие капитала и концепции его поддержания.
Международными стандартами отчетности называются такие стандарты, которые посвящены конкретным вопросам по составлению финансового отчетности общего назначения. МСФО [2] не регламентируют ни вид, ни состав плана счетов, ни какими должны быть бухгалтерские проводки, не устанавливают формы первичных документов и других учетных регистров.
Необходимо различать ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. Существуют стандарты, в которых прописано, как составить и предоставить финансовую отчетность, а есть такие, цель которых устанавливать порядок учета активов и обязательств.
Интерпретации МСФО [2] разъясняют положения стандартов, в которых содержатся неоднозначные или неясные решения. Интерпретации обеспечивают единообразие в применении стандартов.
В последнее время МСФО [2] признали эффективной системой подготовки финансовой отчетности, благодаря этим стандартам отчетность стала более достоверной.
В 1998 году Правительство России выдвинуло «Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО» [4], благодаря которой началось приведение бухгалтерского учета в соответствие с МСФО [8, с. 93].
За прошедшие пятнадцать лет было сделано очень многое. Утвердили двадцать новых положений и десяток методических указаний по бухгалтерскому учету, которые отвечают требованиям МСФО [2], ввели новый план счетов, пересмотрели нормы гражданского, налогового, таможенного законодательства.
В 2004 году утвердили «Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу» [1]. В результате подобных действий в 2010 году консолидированную финансовую отчетность стали сдавать банки, страховые организации и др. Остальные организации остались работать по российским ПБУ, которые решили максимально приблизить к МСФО [2]. Для малого бизнеса была введена упрощенная система учета и отчетности [10, с. 51].
Сегодня, для того, чтобы составить финансовую отчетность в соответствии с МСФО [2], необходимо провести глубокий анализ активов и обязательств предприятия для признания в отчетности того или иного элемента.
Применение МСФО [2] давно перестало быть учетным процессом, теперь требуются консультации и участие не только бухгалтеров и экономистов, но и аналитиков, юристов, менеджеров и т.д. Российские ПБУ предназначены, в основном, для бухгалтеров, а бухгалтерская отчетность – для органов, контролирующих ведение бухгалтерского учета и составления отчетности.
Существует Комитет по международным стандартам финансовой отчетности [18], который регулирует МСФО, он был основан в 1973 г. на основе подписанного соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 гг. структура Комитета была изменена, и теперь он стал называться Правление КМСФО.
Работа в КМСФО ведется за счет финансирования и внесения взносов профессиональных объединений бухгалтеров, разных компаний, экономических предприятий. Прибыль от публикаций стандартов также поступает на обеспечение КМСФО. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.
В настоящее время Комитет состоит из:
- Попечительского совета «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);
- Правления КМСФО (International Financial Standards Board);
- Консультативного Совета по стандартам (Standards Advisory Council);
- Комитета по интерпретациям МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee) [18].
Попечительским советом «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» является некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001 г. Этот Попечительский совет в данное время является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, который отвечал за создание МСФО [2] до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг. [19].
Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), которые имеют большой опыт работы в разных сферах деятельности и обладают нужными знаниями для создания стандартов высокого качества, для их использования на международных рынках капитала [8, с. 93].
Главными целями Попечительского совета являются:
- формулировка и публикация, исходя из общественных интересов, высококачественных, понятных и осуществимых глобальных стандартов финансовой отчетности, которые предусматривают представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;
- проведение работы по более широкому использованию и точному применению стандартов;
- сближение МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности [18].
Попечительский совет выполняет следующие функции:
- назначает членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
- ежегодно анализирует эффективность стратегии Правления КМСФО;
- рассматривает и подвергает обсуждению бюджет Правления;
- рассматривает стратегические вопросы, затрагивающие международные стандарты финансовой отчетности, повсеместно продвигает цели КМСФО;
- утверждает оперативные процедуры Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
- утверждает поправки к Конституции согласно с утвержденными процессами [8, с. 93].
Стоит сказать, что Попечительский совет не разрабатывает международные стандарты, эта обязанность ложится исключительно на Правление КМСФО.
В данный момент Председателем Попечительского совета является Пол Волкер, в прошлом Председатель Федеральной резервной системы США (1979-1987 гг.). В состав Доверенных лиц входят представители следующих регионов: 6 представителей из Северной Америки, 6 – из Европы, 4 – из Тихоокеанского региона и 3 – из других регионов [10, с. 52].
Правлением КМСФО называется орган, который занимается разработкой международных стандартов финансовой отчетности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости [18]. К представителям Правления предъявляются жесткие требования. Они должны обладать очень высоким уровнем знаний и практическим опытом в сфере экономического учета. А также служить целям КМСФО и другим общественным целям, знать общеэкономическую конъюнктуру и т.п. Минимум пять членов должны быть профессионально подготовлены в сфере аудита, минимум три – обладать опытом в подготовке бухгалтерской отчетности, минимум три – уметь читать и пользоваться финансовой отчетностью и, как минимум, один человек должен владеть академическим опытом. Члены этого Правления выбираются на пять лет [8, с. 93].
Правление выполняет следующие основные функции:
- разрабатывает международные стандарты финансовой отчетности, Проекты МСФО, утверждает Интерпретации, разработанные Комитетом по различным интерпретациям МСФО [2];
- публикует все Проекты МСФО, Проекты изложения принципов и других документов для публичного обсуждения;
- решает все технические вопросы, включая их совместную разработку с национальными организациями по формированию стандартов;
- разрабатывает процедуры по оценке комментариев по вопросам, которые вынесены на публичное обсуждение;
- создает группы специалистов для технических обсуждений по крупным проектам;
- организует совместную работу с Консультативным Советом по международным стандартам по главным проектам [18].
Консультативный Совет по стандартам. Этот Совет состоит примерно из сорока пяти членов, которые избираются на три года. Он включает специалистов с разным уровнем опыта и представляет разнообразные географические регионы. Совет встречается с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может выносить на повестку дня работы Правления, а также совместно консультировать по текущим проектам КМСФО [18].
Комитет по интерпретациям МСФО [2]. В задачи данного Комитета входит обсуждение различных аспектов бухгалтерского учета, не получившие отражения в существующей документации по стандартам или которые неоднозначно истолкованы. Комитет тесно взаимодействует с подобными национальными комитетами. Комитет занимается работой в сфере неудовлетворительной практики учета в отношении международных стандартов и возникновении абсолютно новых принципов, которые не учли при первозданной разработке международных стандартов. Такие интерпретации подписываются Правлением КМСФО. Существующий Комитет по интерпретациям возглавляют двенадцать голосующих членов, которые избираются на три года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса [10, с. 52].
1.2 Процедура создания МСФО
Для обеспечения самого высокого качества стандартов, а, следовательно, их абсолютное применение в мировой экономике, Комитет разработал многослойную процедуру их создания и принятия. Формирование международных стандартов заключается в нескольких этапах [18]:
1. Создается Подготовительный комитет (Advisory Committee) из большого круга профессионалов различных областей для договоренности по вопросам, вынесенных на повестку дня Правления. Правление проводит обсуждения и прения с Консультативным Советом по международным стандартам.