Файл: Менеджмент государственных спортивных организаций спорта высших достижений (на примере ГБПОУ «МССУОР №2» Москомспорта)..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория спортивного менеджмента
1.1 Понятие «менеджмент» спортивной организации
1.2 Спортивные организации как объект менеджмента (цели, задачи, функции спортивной организации)
1.3 Экспериментальные аспекты спортивного менеджмента на государственном уровне
Глава 2. Анализ деятельности ГБПОУ «МССУОР №2» Москомспорта (УОР №2)
2.1 Общая характеристика УОР №2
2.2 Структура и органы управления УОР№2
Введение
Из предложенных тем курсовой работы я выбрал именно «Менеджмент государственных спортивных организациях спорта высших достижений» и постараюсь раскрыть в своей работе эту тему на примере ГБПОУ «МССУОР №2» Москомспорта , т.к считаю, что она интересная и актуальная в настоящее время. Кроме того, я закончил ГБПОУ «МССУОР №2» Москомспорта (УОР №2) в 2015 году (отделение академическая гребля).
Спорт относится к одному из приоритетных направлений государства и необходим для полноценного и гармоничного развития личности. Важная роль спорта в улучшении качества жизни населения России отражена в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». К числу основных направлений государственной политики в сфере спорта относятся разработка и формирование организационной основы управления развитием спорта, совершенствование взаимодействия субъектов спорта, совершенствование системы управления на всех уровнях.
В настоящее время в условиях рыночной экономики и жесткой спортивной конкуренции направление «спортивный менеджмент» становится все более актуальным потому, что, как и многие другие явления в современном мире, спорт имеет непосредственное отношение к бизнесу, и, следовательно, нуждается в эффективном управлении. В то же время управление спортом в России является не только частью бизнеса. Так же как и сам спорт, спортивный менеджмент является социальным явлением, и в него вовлечены не только профессионалы, для которых спорт является основным источником дохода и сферой деятельности, но также существует огромная категория любителей, для которых спорт является хобби, а спортивный менеджмент повышает эффективность их занятий.
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами[1]:
- физического воспитания всех групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
- учета интересов всех групп граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта;
- признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.
Государство возлагает на себя ответственность за развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации и ставит задачи обеспечить модернизацию всей системы физического воспитания граждан, продвижения здорового образа жизни и занятия спортом, совершенствования материально-технического, кадрового, организационно-управленческого, научно-медицинского и медицинского обеспечения.
В целях достижения высших спортивных результатов, государство создает благоприятные условия для развития спорта посредством[2]:
- увеличения числа спортивных школ, школ олимпийского резерва, подготавливающих спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;
- строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования, в целях усовершенствования условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
- выделения ассигнований на научные исследования в области развития спорта высших достижений;
- стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке и участию в международных соревнованиях спортсменов высокого класса;
- поощрения благотворительности и меценатства.
Одним из важнейших моментов в развитии отечественного спорта является подготовка спортивных кадров всех уровней. В частности, большое значение имеет деятельность училищ олимпийского резерва, имеющих целью подготовку квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту и пополнения сборных команд России по олимпийским видам спорта.
Представляется актуальным рассмотреть деятельность конкретного УОР (ГБПОУ «МССУОР №2» Москомспорта (УОР№2)) и на его примере оценить необходимые действия для совершенствования работы училищ олимпийского резерва, как государственной спортивной организации. Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: как организовать работу современного училища олимпийского резерва УОР№2 с тем, чтобы она соответствовала своему предназначению.
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей системы менеджмента в УОР№2. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1 Задача - изучить необходимые источники для выполнения данной работы.
2 Задача – проанализировать деятельность УОР№2.
Объектом исследования является УОР №2.
Предметом исследования является организация системы менеджмента в УОР№2
К методам исследования относятся сбор и обработка данных, анализ, интерпретация полученных результатов.
К информационно-статистической базе исследования относятся:
академические статьи в международных и российских журналах; нормативно-правовые акты, действующие законы, программы по развитию спорта, интернет-ресурсы.
Данная работа состоит из двух глав.
Первая глава содержит описание основ теории спортивного менеджмента. Вторая глава представляет собой анализ деятельности спорта высших достижений УОР№2.
Глава 1. Теория спортивного менеджмента
1.1 Понятие «менеджмент» спортивной организации
Понятие "менеджмент" имеет много разных смысловых значений. В упрощенном значении - умение добиваться поставленных целей, используя интеллект и труд. Сущность менеджмента определяется как вид человеческой деятельности, который сочетает в себе науку и искусство управления. В "Словаре иностранных слов" менеджмент переводится как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. В государственных структурах более правильно использовать термин "управление". В сфере спортивной деятельности возникла необходимость выделить управление в отдельный вид труда для обеспечения согласования и координации целенаправленных действий участников всего коллектива. Спортивный менеджер является ключевой фигурой в спортивной организации, которая функционирует в рыночных условиях. Успех любого вида спорта зависит от трех факторов - организации, управления и администрирования. Но если выбирать из них наиболее важный, то необходимо отметить управление. Принимая во внимание роль спорта и спортивного менеджмента в современном мире, я хотел бы сосредоточить свое внимание на определении термина «спортивный менеджмент», его истории и проблемах развития спортивного управления в России.
Спортивный менеджмент существует уже достаточно длительный период времени, и всегда сопровождает спортивную деятельность, как его неотъемлемая часть. Естественно, спортивный менеджмент за всю историю своего развития имел разные формы и значительно отличался от понятия спортивного менеджмента, определенного в настоящее время, но данный вид деятельности известен с древних времен. По крайней мере, древние греки практикуют такую деятельность и, вероятно, их можно назвать одними из основателей спортивного менеджмента. Этот факт свидетельствует о высокой степени важности спорта и спортивного менеджмента в жизни людей всех времен. Причиной является то, что здоровье людей сильно зависит от занятий спортом, а спортивный менеджмент, в свою очередь, обеспечивает эффективность спортивной деятельности для всех его участников.[9].
В настоящее время направление «спортивный менеджмент» становится все более актуальным потому, что, как и многие другие явления в современном мире, спорт имеет непосредственное отношение к бизнесу, и, следовательно, нуждается в эффективном управлении. В то же время управление спортом в России является не только частью бизнеса. Также как и сам спорт, спортивный менеджмент является социальным явлением, и в него вовлечены не только профессионалы, для которых спорт является основным источником дохода и сферой деятельности, но также существует огромная категория любителей, для которых спорт является хобби, а спортивный менеджмент повышает эффективность их занятий.
Спортивный менеджмент - это целенаправленный социальный процесс в отрасли спорта и физической культуры, направленный на эффективное управление организациями спортивной отрасли в рыночных условиях. Такое определение, как мне кажется, дает, вероятно, наиболее краткое и емкое определение спортивного менеджмента и его основные характеристики, которые позволяют понять суть этого явления. Спортивный менеджер - менеджер в индустрии спорта. Менеджмент в индустрии спорта – это и «руководство спортивным сооружением», и «администрирование в области спорта», и «спортивная экономика», и «индустрия спортивных товаров», и «организация спортивных событий», и «спортивный туризм», и «клубный менеджмент» и многое, многое другое. Менеджмент в спорте - это еще и теория, и практика (знания, умения, навыки) эффективного управления организациями спортивной отрасли. Рождение спортивного менеджмента, как профессии, связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих.
Я считаю, что спортивный менеджер - ключевая фигура в спортивной организации, функционирующей в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции. Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта.
1.2 Спортивные организации как объект менеджмента (цели, задачи, функции спортивной организации)
Цели спортивной организации обычно фиксируются в трех документах - уставе организации, концепции и целевой программе развития физической культуры и спорта (для федераций по видам спорта - соответствующего вида спорта) на территории, входящей в сферу обслуживания этой организации (район, город, субъект федерации и т.п.). Наряду с общей целью в спортивной организации формулируются частные цели, которые в учредительных документах чаще называют задачами организации. Государство определяет приоритетные направления в развитии физкультурно-оздоровительного, спортивного движения, а также в спорте высших достижений. Участие государства в развитии физической культуры и спорта конкретизировано в уставных задачах и основных видах деятельности государственных органов исполнительной власти. На уровне субъекта РФ ведущая роль в управлении физической культурой и спортом принадлежит администрации субъекта, в системе которого работают государственные органы ( министерства спорта, комитеты по физической культуре, спорту и туризму, комитеты по делам молодежи, департаменты по спорту....).
Организационная структура российского спортивного движения включает в себя как общественные, так и государственные организации, обеспечивающие управление подготовкой спортивных резервов на местном, региональном и федеральном уровнях. В числе этих организаций - Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ и региональные органы управления физической культурой и спортом, Олимпийский комитет Российской Федерации, региональные и Всероссийские федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные общества, специализированные подразделения отраслевых министерств, курирующие работу спортивных клубов. Подготовка спортивных резервов осуществляется в специализированных организациях, подотчетных им.
Основные виды организаций, ведущих подготовку спортивного резерва: ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), СДЮШОР (специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва), УОР (училище олимпийского резерва), ЦСП (Центр Спортивной Подготовки).
Основные задачи училищ олимпийского резерва:
- обеспечение круглогодичной специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации;
- обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов;
- удовлетворение потребности спортсмена в интеллектуальном развитии и обеспечение его социальной адаптации посредством получения среднего профессионального образования;
- удовлетворение потребностей общества в специалистах физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием.
УОР предназначены для обучения спортсменов, проявивших выдающиеся способности. Учитывая уникальность этой задачи, от УОР требуется особая профессиональная деятельность, в ходе которой молодежь развивает свои природные возможности и воспитывается в духе гражданственности и патриотизма. Что касается понятия успешности, то применительно к спорту высоких достижений успешной можно считать лишь такую деятельность, итогом которой является занятое призовое место, т.е. достижение заданной цели.