Файл: Менеджмент государственных спортивных организаций спорта высших достижений (на примере ГБПОУ «МССУОР №2» Москомспорта)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Из предложенных тем курсовой работы я выбрал именно «Менеджмент государственных спортивных организациях спорта высших достижений» и постараюсь раскрыть в своей работе эту тему на примере ГБПОУ «МССУОР №2» Москомспорта , т.к считаю, что она интересная и актуальная в настоящее время. Кроме того, я закончил ГБПОУ «МССУОР №2» Москомспорта (УОР №2) в 2015 году (отделение академическая гребля).

Спорт относится к одному из приоритетных направлений государства и необходим для полноценного и гармоничного развития личности. Важная роль спорта в улучшении качества жизни населения России отражена в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». К числу основных направлений государственной политики в сфере спорта относятся разработка и формирование организационной основы управления развитием спорта, совершенствование взаимодействия субъектов спорта, совершенствование системы управления на всех уровнях.

В настоящее время в условиях рыночной экономики и жесткой спортивной конкуренции направление «спортивный менеджмент» становится все более актуальным потому, что, как и многие другие явления в современном мире, спорт имеет непосредственное отношение к бизнесу, и, следовательно, нуждается в эффективном управлении. В то же время управление спортом в России является не только частью бизнеса. Так же как и сам спорт, спортивный менеджмент является социальным явлением, и в него вовлечены не только профессионалы, для которых спорт является основным источником дохода и сферой деятельности, но также существует огромная категория любителей, для которых спорт является хобби, а спортивный менеджмент повышает эффективность их занятий.

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами[1]:

  1. физического воспитания всех групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
  2. учета интересов всех групп граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта;
  3. признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
  4. признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
  5. создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.

Государство возлагает на себя ответственность за развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации и ставит задачи обеспечить модернизацию всей системы физического воспитания граждан, продвижения здорового образа жизни и занятия спортом, совершенствования материально-технического, кадрового, организационно-управленческого, научно-медицинского и медицинского обеспечения.

В целях достижения высших спортивных результатов, государство создает благоприятные условия для развития спорта посредством[2]:

  1. увеличения числа спортивных школ, школ олимпийского резерва, подготавливающих спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;
  2. строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования, в целях усовершенствования условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
  3. выделения ассигнований на научные исследования в области развития спорта высших достижений;
  4. стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке и участию в международных соревнованиях спортсменов высокого класса;
  5. поощрения благотворительности и меценатства.

Одним из важнейших моментов в развитии отечественного спорта является подготовка спортивных кадров всех уровней. В частности, большое значение имеет деятельность училищ олимпийского резерва, имеющих целью подготовку квалифицированных специалистов по физической культуре и  спорту и пополнения сборных команд России по  олимпийским  видам спорта.
Представляется актуальным рассмотреть деятельность конкретного УОР (ГБПОУ «МССУОР №2» Москомспорта (УОР№2)) и на его примере оценить необходимые действия для совершенствования работы училищ олимпийского резерва, как государственной спортивной организации. Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: как организовать работу современного училища олимпийского резерва УОР№2 с тем, чтобы она соответствовала своему предназначению.

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей системы менеджмента в УОР№2. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1 Задача - изучить необходимые источники для выполнения данной работы.


2 Задача – проанализировать деятельность УОР№2.

Объектом исследования является УОР №2.

Предметом исследования является организация системы менеджмента в УОР№2

К методам исследования относятся сбор и обработка данных, анализ, интерпретация полученных результатов.

К информационно-статистической базе исследования относятся:

академические статьи в международных и российских журналах; нормативно-правовые акты, действующие законы, программы по развитию спорта, интернет-ресурсы.

Данная работа состоит из двух глав.

Первая глава содержит описание основ теории спортивного менеджмента. Вторая глава представляет собой анализ деятельности спорта высших достижений УОР№2.

Глава 1. Теория спортивного менеджмента

1.1 Понятие «менеджмент» спортивной организации

Понятие "менеджмент" имеет много разных смысловых значений. В упрощенном значении - умение добиваться поставленных целей, используя интеллект и труд. Сущность менеджмента определяется как вид человеческой деятельности, который сочетает в себе науку и искусство управления. В "Словаре иностранных слов" менеджмент переводится как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. В государственных структурах более правильно использовать термин "управление". В сфере спортивной деятельности возникла необходимость выделить управление в отдельный вид труда для обеспечения согласования и координации целенаправленных действий участников всего коллектива. Спортивный менеджер является ключевой фигурой в спортивной организации, которая функционирует в рыночных условиях. Успех любого вида спорта зависит от трех факторов - организации, управления и администрирования. Но если выбирать из них наиболее важный, то необходимо отметить управление. Принимая во внимание роль спорта и спортивного менеджмента в современном мире, я хотел бы сосредоточить свое внимание на определении термина «спортивный менеджмент», его истории и проблемах развития спортивного управления в России.

Спортивный менеджмент существует уже достаточно длительный период времени, и всегда сопровождает спортивную деятельность, как его неотъемлемая часть. Естественно, спортивный менеджмент за всю историю своего развития имел разные формы и значительно отличался от понятия спортивного менеджмента, определенного в настоящее время, но данный вид деятельности известен с древних времен. По крайней мере, древние греки практикуют такую деятельность и, вероятно, их можно назвать одними из основателей спортивного менеджмента. Этот факт свидетельствует о высокой степени важности спорта и спортивного менеджмента в жизни людей всех времен. Причиной является то, что здоровье людей сильно зависит от занятий спортом, а спортивный менеджмент, в свою очередь, обеспечивает эффективность спортивной деятельности для всех его участников.[9].


В настоящее время направление «спортивный менеджмент» становится все более актуальным потому, что, как и многие другие явления в современном мире, спорт имеет непосредственное отношение к бизнесу, и, следовательно, нуждается в эффективном управлении. В то же время управление спортом в России является не только частью бизнеса. Также как и сам спорт, спортивный менеджмент является социальным явлением, и в него вовлечены не только профессионалы, для которых спорт является основным источником дохода и сферой деятельности, но также существует огромная категория любителей, для которых спорт является хобби, а спортивный менеджмент повышает эффективность их занятий.

Спортивный менеджмент - это целенаправленный социальный процесс в отрасли спорта и физической культуры, направленный на эффективное управление организациями спортивной отрасли в рыночных условиях. Такое определение, как мне кажется, дает, вероятно, наиболее краткое и емкое определение спортивного менеджмента и его основные характеристики, которые позволяют понять суть этого явления. Спортивный менеджер - менеджер в индустрии спорта. Менеджмент в индустрии спорта – это и «руководство спортивным сооружением», и «администрирование в области спорта», и «спортивная экономика», и «индустрия спортивных товаров», и «организация спортивных событий», и «спортивный туризм», и «клубный менеджмент» и многое, многое другое. Менеджмент в спорте - это еще и теория, и практика (знания, умения, навыки) эффективного управления организациями спортивной отрасли. Рождение спортивного менеджмента, как профессии, связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих.

Я считаю, что спортивный менеджер - ключевая фигура в спортивной организации, функционирующей в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции. Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта.

1.2 Спортивные организации как объект менеджмента (цели, задачи, функции спортивной организации)

Цели спортивной организации обычно фиксируются в трех документах - уставе организации, концепции и целевой программе развития физической культуры и спорта (для федераций по видам спорта - соответствующего вида спорта) на территории, входящей в сферу обслуживания этой организации (район, город, субъект федерации и т.п.). Наряду с общей целью в спортивной организации формулируются частные цели, которые в учредительных документах чаще называют задачами организации. Государство определяет приоритетные направления в развитии физкультурно-оздоровительного, спортивного движения, а также в спорте высших достижений. Участие государства в развитии физической культуры и спорта конкретизировано в уставных задачах и основных видах деятельности государственных органов исполнительной власти. На уровне субъекта РФ ведущая роль в управлении физической культурой и спортом принадлежит администрации субъекта, в системе которого работают государственные органы ( министерства спорта, комитеты по физической культуре, спорту и туризму, комитеты по делам молодежи, департаменты по спорту....).


Организационная структура российского спортивного движения включает в себя как общественные, так и государственные организации, обеспечивающие управление подготовкой спортивных резервов на местном, региональном и федеральном уровнях. В числе этих организаций - Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ и региональные органы управления физической культурой и спортом, Олимпийский комитет Российской Федерации, региональные и Всероссийские федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные общества, специализированные подразделения отраслевых министерств, курирующие работу спортивных клубов. Подготовка спортивных резервов осуществляется в специализированных организациях, подотчетных им.

Основные виды организаций, ведущих подготовку спортивного резерва: ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), СДЮШОР (специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва), УОР (училище олимпийского резерва), ЦСП (Центр Спортивной Подготовки).

Основные задачи училищ олимпийского резерва:

- обеспечение круглогодичной специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации;

- обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов;

- удовлетворение потребности спортсмена в интеллектуальном развитии и обеспечение его социальной адаптации посредством получения среднего профессионального образования;

- удовлетворение потребностей общества в специалистах физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием.

УОР  предназначены для обучения спортсменов, проявивших выдающиеся способности. Учитывая уникальность этой задачи, от УОР требуется особая профессиональная деятельность, в ходе которой молодежь развивает свои природные возможности и воспитывается в духе гражданственности и патриотизма. Что касается понятия успешности, то применительно к спорту высоких достижений успешной можно считать лишь такую деятельность, итогом которой является занятое призовое место, т.е. достижение заданной цели.
 

1.3 Экспериментальные аспекты спортивного менеджмента на государственном уровне