Файл: Задачи, функции, классификация логистической деятельности.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1 Задачи, функции, классификация логистической деятельности
1.2 Понятие и критерии логистических систем
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В КОМПАНИИ ПАО «ГАЗ»
2.1 Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности компании ПАО «ГАЗ»
2.2 Организация логистической системы ПАО «ГАЗ»
2.3 Организация входящей логистики «Группы ГАЗ»
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОМПАНИИ ПАО «ГАЗ»
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день инструменты логистики находят широкое применение в любой бизнес деятельности. Кроме того, методы и принципы логистики применяются как в бытовой, так и в производственной деятельности людей.
Логистика – важнейший инструмент для решения ключевых экономических проблем. Почти каждый вид деятельности непроизвольно влияет на материальные потоки, начиная с места производства продукции и заканчивая в точке ее потребления. Главная логистическая задача – оптимизация входящих, внутренних и исходящих материальных потоков, а также сопутствующих им потоков.
Важно отметить, что требования логистики к контролю материального потока, его регулированию и организации с момента создания до момента реализации продукции способствует развитию отношений между всеми участниками логистической цепи, так как для производства продукции оптимального качества производители должны улучшить комплекс всех показателей качества.
Целью работы является анализ критериев эффективности логистическогой системы (на примере ПАО «ГАЗ»). Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, задачи и функции логистики;
- рассмотреть организационную структуру и особенности организации и контроля логистической системы компании;
- проанализировать существующие проблемы логистической системы предприятия;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию логистической системы компании с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
Объектом исследования является деятельность компании ПАО «ГАЗ». Предметом исследования является логистическая система на рассматриваемом предприятии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и синтез, комплексность и системность, сравнение изучаемых показателей.
Практическое значение работы заключается в выработке рекомендаций по оптимизации логистической системы как неотъемлемого фактора повышения эффективности функционирования предприятия ПАО «ГАЗ».
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1 Задачи, функции, классификация логистической деятельности
Концепция логистики помогает изменить ситуацию на предприятии, внедряя новые технологии для снижения затрат по многим показателям. Более того, она позволяет повысить уровень обслуживания клиентов и усовершенствовать отношения между подразделениями в компании. К сожалению, на отечественных предприятиях логистика зачастую воспринимается лишь как организация транспортировки и складирования.
Таким образом, происходит подмена понятий. Склад или отдел снабжения могут просто переименовать в отдел логистики, но для компании это ничего не меняет, так как используется лишь инструмент логистики, а не логистическая концепция в целом. Потому методология управления материальными, информационными и финансовыми потоками упрощается или вовсе сходит на нет.
Для сокращения логистических издержек компании отдел логистики должен анализировать всю цепочку поставок. При эффективной организации работы отдела логистики решается не только проблема излишних издержек, но и сокращается количество межфункциональных конфликтов между отделами компании, уменьшаются страховые запасы, ускоряется оборачиваемость капитала, снижается себестоимость продукции и логистических издержек в дистрибуции, появляется возможность обеспечить соответствие возможностей компании требованиям потребителей к качеству товаров и уровню предоставляемых услуг [7].
Основными задачами логистики являются:
- Сбор, аккумулирование, анализ и передача информации о движении материальных потоков;
- Планирование формирование и содержание материальных запасов на предприятии;
- Выбор и обоснование наилучшего местоположения таких логистических объектов как промежуточный склад, распределительный центр, оптовая база и другие на логистическом полигоне;
- Управление складской деятельностью в требуемом клиентом формате;
- Упаковка продукции с учетом требований на поставку и сохранением ее качества;
- Выбор типа и вида транспортных средств для поставки продукции потребителю;
- Выбор оптимальных маршрутов доставки продукции потребителям [13, 23].
Основной управляемый логистической системой компонент – материальный поток, образуется в ходе работы множества различных предприятий, производящих или потребляющих продукцию. Рассмотрим предприятия, играющие ключевую роль в управлении материальными потоками:
- Экспедиционные фирмы, транспортные компании общего пользования;
- Посреднические компании, оказывающие услуги по организации оптовых продаж;
- Предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с продукцией;
- Изготовители, выполняющие разнообразные логистические операции по ходу производства, транспортировки и складирования.
Именно эти предприятия создают и контролируют материальные и сопутствующие потоки. Осуществление логистических функций распределяется между рассматриваемыми участниками логистического процесса. Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей и задач логистической системы [9, 43].
К основным функциям логистики можно отнести:
- Управление хозяйственными связями с поставщиками товаров;
- Определение объема материального потока;
- Прогнозирование потребностей перевозок;
- Эффективная организация складирования;
- Управление обращением продукции;
- Внедрение системы качества на предприятии.
Логистическая деятельность на предприятии начинается в момент возникновения потребности в товаре и заканчивается в момент удовлетворения этой потребности. Поэтому логистическое управление предприятием можно охарактеризовать как максимально эффективное интегрированное управление бизнес-процессами по производству и продаже продукции и сопутствующих ему потоков от момента создания до донесения его конечному потребителю [6].
Стратегия логистики заключается в эффективном управлении материальными и сопутствующими потоками. Так же логистическая система предприятия должна быть клиентоориентированной. Исходя из этих двух пунктов, можно сформулировать главную цель логистики: доставка продукции соответствующего количества и качества точно в срок и при минимальных затратах на снабжение, производство, сбыт и транспортировку, а также на получение, обработку и передачу информации [14].
Для достижения основной цели логистики необходимо реализовать следующие подцели:
- Налаживание системы учета затрат и объема выполнения логистических операций с помощью установления эффективного порядка контроля на предприятии;
- Реорганизация организационной структуры предприятия;
- Организация логистического менеджмента на предприятии.
Стратегия логистики должна руководствоваться следующими принципами:
- Эффективность – в производстве должно участвовать только то, что несет дополнительную ценность для конечного потребителя, все остальное должно быть исключено из всех аспектов цепочки поставок;
- Отзывчивость – вся цепочка поставок компании напрямую зависит от интересов потребителей;
- Быстрота реакции – вся цепочка должна быть способной быстро адаптироваться к любым изменениям;
- Безопасность – гарантия того, что товар безопасен для использования и безопасность людей и сохранность экологии не ущемляются [14].
1.2 Понятие и критерии логистических систем
Как таковая система – это самодостаточная структура, созданная природой или человеком для достижения определенной цели. Она состоит из взаимозависимых компонентов, взаимодействующих между собой. Система отличается самостоятельностью и устойчивостью, постоянным развитием и совершенствованием в результате взаимодействия с окружающей средой [12, 30].
Каждая система отделяется от внешнего мира незримой границей, что обусловлено интересами и целями представляющего систему субъекта. Существуют два вида систем: с четко выраженными границами и с размытыми границами. Организационно-экономические системы отличаются тем, что их границы в различных аспектах (производственном, финансовом, информационном) в пространстве и во времени могут иметь значительные различия. Для поддержания существования и возможности развития и совершенствования системе необходимо обладать следующими свойствами: автономность, целостность, структурная определенность, адаптивность и связность. Все это позволяет системе выживать в экстремальных ситуациях.
Индивидуальность системы и способ ее взаимодействия с окружающей средой определяются такими ее свойствами, как автономность и целостность. Автономность можно определить как способность системы функционировать и развиваться независимо от окружающей среды. Преимущества автономной системы в организации заключаются в следующем:
- Повышение надежности системы благодаря увеличению вероятности сохранения стабильности и устойчивости в ходе развития системы;
- Повышение эффективности работы систем благодаря возможности оперативно и независимо принимать самостоятельные решения;
- Повышение выживаемости системы благодаря возможности увеличения интенсивности работы внутри и вне системы;
- Увеличение скорости и гибкости реакции на воздействия окружающей среды благодаря возможности формирования сложной системы из простых элементов [15].
Все устойчивые системы обладают такой особенностью как целостность, что обуславливает автономность системы. Целостность – внутренняя взаимосвязь составляющих системы в соответствии с единой целью. Помимо целостностности необходимо упомянуть эмерджентность системы. Эмерджентными называются такие свойства системы, которыми ее элементы не обладают вне системы. Эмерджентность возникает в результате образования синергетических связей между элементами [2, 37].
Важным условием создания динамичной, саморазвивающейся системы является наличие регулятора. Это условие относится ко всем видам систем. Регулятор заставляет систему получить все необходимые ресурсы из окружающей среды для осуществления поставленной цели. Руководители и административные отделы фирм в хозяйственно-экономических системах играют роль регулятора, что делает данные системы саморегулирующимися и способными к адаптации в изменяющейся внешней среде [14].
Любая система занимает ступень в иерархических системах более высокого уровня. Подсистемы фирмы представляют собой менее устойчивую структуру, чем фирма в целом. Это обусловлено постоянным совершенствованием фирмы, в ходе которого некоторые элементы могут быть ликвидированы или реорганизованы.
Однозначно определить систему довольно затруднительно в связи с многообразием логистических систем и разнообразием выполняемых ими функций. Логистическую систему можно определить как минимум с точки зрения двух подходов: с макро- и микроэкономических позиций [8].
С макроэкономических позиций, логистическая система является упорядоченной устойчивой организационно-хозяйственной структурой, в рамках которой осуществляются управления, реализация движения и развитие совокупного ресурсного потенциала экономики, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды и заканчивая реализацией конечной продукции [12].
С микроэкономических позиций, логистическая система представляет собой упорядоченную организационно-функциональную и технологическую структуру, внутри которой осуществляется управление и реализация движения логистического потока посредством выполнения совокупности логистических операций с целью удовлетворения запросов потребителей в ресурсах. Главной целью логистической системы является минимизация логистических затрат при определенном уровне обслуживания покупателей или улучшение обслуживания при определенных логистических издержках [12, 27].
Находясь в постоянном взаимодействии с окружающей средой логистической системе необходимо уметь приспосабливаться к окружающим условиям. Логистическая система должна обладать способностью к обнаружению, разработке и осуществлению целенаправленного приспосабливающегося поведения в окружающей ее сложной среде. Такая способность проявляется в следующих качествах логистической системы: саморегулирование, самообучение, самоорганизация, самосовершенствование.