Файл: Задачи, функции, классификация логистической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В информационном аспекте допустима некоторая изолированность логистической системы от внешней среды, так как важно защитить коммерческую тайну, введенное технологическое новшество и т.д. Что же касается материально-энергетического аспекта, границы логистической системы должны быть проницаемы, так как без этого невозможно взаимодействие с окружающей средой, что необходимо для жизнеспособности системы [6, 29].

Каждая логистическая система характеризуется нижеперечисленными свойствами: способность взаимодействия с окружающей средой; наличие управленческого аппарата; управляемость системы; вариантность поведения; наличие информационного потока внутри и между логистическими системами и окружающей средой; наличие обратной связи информационного потока; целенаправленная деятельность системы.

Любая корпоративная структура может быть рассмотрена в качестве логистической системы. Цель такой системы – доставка продукции в заданное место и в заданное время, в необходимом количестве, в лучшем качестве при заданном уровне издержек. Логистическая система состоит не только из функциональных подсистем, но и из обеспечивающих подсистем (финансовая, информационная, кадровая и др.) [12].

Для логистической системы характерно наличие внутрисистемных связей и связей с окружающей средой. Так как внутрисистемные процессы отражают стадии последовательного циркулирования материального потока между отдельными элементами системы, они имеют циклический характер.

Логистические системы подразделяются на макрологистические, микрологистические и мезологистические системы по масштабу сферы деятельности. Мезологистической системой можно назвать укрупненную логистическую систему, соединяющую в себе несколько фирм одной отрасли или организации, образующие международные сети и транснациональные корпорации [14].

На данный момент главными задачами в сфере обращения для логистики можно отметить:

  • Оптимизацию пропорций между объемами производства, складирования и перевозок;
  • Снижение затрат от сбоев и простоев производства;
  • Достижение оптимального уровня кооперации в системе собственного производства, хранения и перевозок;
  • Создание эффективной структуры информационных управленческих потоков своевременных по отношению к производственно-логистическому процессу.

Территория или регион, где применение логистических принципов приносит наибольший эффект, играет большую роль, чем сама отрасль. Поэтому логистика нацелена на создание моделей логистических систем и определение наилучшего решения по управлению такими моделями.


Объекты управления логистики – сложные развивающиеся производственно-коммерческие производственные системы, включающие в себя организационно-технологическую деятельность и некоторые функции и операции в общей структуре деятельности [11, 50].

Для таких объектов характерны следующие особенности:

  • Пространственная рассредоточенность ТС и работников на большой территории;
  • Мобильность ТС;
  • Зависимость суммарного итога от эффективности работы нескольких сложных подсистем.

Логистика, в основе которой лежит комплексный подход, призвана решить проблемы, возникающие в связи с разными интересами отдельных фирм или составляющих системы. Для обеспечения эффективного функционирования общественного производства необходимо сбалансировать процессы обмена ценностей. При формировании логистической системы необходимо учитывать некоторые особенности организации процесса обмена материальных потоков в общественном производстве, а именно: высокая множественность участников движения; их рассредоточение на большой территории; большое число посредников; различные потребности покупателей и неравномерность спроса в зависимости от региона; различные ожидания от качества продукции.

Многоэтапность логистического процесса является следующей особенностью логистических систем. Данный процесс может проходить и в рамках, и за пределами одной фирмы, и может охватывать регионы, страны и контингенты. Поэтому охарактеризовать этапы логистического процесса можно с позиций двух разных уровней [4, 31]:

  1. Этапы макрологистического процесса (между странами, регионами, отраслями и т.д.);
  2. Этапы микрологистического процесса фирмы, которая сама может являться микрологистичской системой.

Этапы макрологистического процесса в рамках общественного производства по стадиям приведены на рис. 1.1.

Обращение протекает наиболее сложно, так как в нее включается несколько этапов макрологистического процесса, поэтому взаимодействуют несколько субъектов рыночных отношений. Этапам производственного потребления и производства соответствует хранение, производственная подготовка и транспортировка материальных ресурсов как этап макрологистического процесса. Внутри фирмы на данном этапе проходит полный цикл микрологистического процесса, изображенный на рис. 1.2.

Рис. 1.1 Связь этапов макрологистического процесса по стадиям общественного производства


Рис. 1.2. Этапы микрологистического процесса

Макрологистический процесс включает в себя микрологистические процессы фирмы. Макрологистическая система состоит из корпоративных структур и организаций различных отраслей, снабженческо-сбытовые структуры, транспортные и сервисные организации всех регионов.

Микрологистические системы, как и макрологистические, иерархичны, это относится к логистическим системам организации, склада, участка и т.д. Существуют логистические системы первого и второго уровня.

Логистика фирмы, включающая в себя внутрипроизводственную деятельность предприятия и его контакты с внешней средой, является микрологистической системой первого уровня и включается в себя все этапы микрологистического процесса, проиллюстрированного на рис. 2.

Внутрипроизводственная логистика, интегрирующая процессы планирования, производства, сбыта и снабжения и транспортно-складских работ, является микрологистической системой второго уровня и включается в себя лишь определенные этапы микрологистического процесса, на рис. 2. они выделены пунктирной линией [11].

Существует некоторая связь между поставщиком сырья и материалов и потребителем, осуществляемая логистической системой компании, в нее входят три основные функциональные области:

  1. Логистика снабжения (входящая логистика) – обеспечение производственного процесса предприятия всеми необходимыми материально-техническими ресурсами;
  2. Производственная логистика – обеспечение процесса производства во время изготовления продукции для потребителя;
  3. Логистика распределения (исходящая логистика) – область распределения продукции для полного удовлетворения спроса конечных потребителей.

К основным функциям входящей логистики можно отнести менеджмент закупок, обработку заказов, транспортировку, переработку грузов, складское хозяйство, управление запасами, оборот тары. Функциями исходящей логистики являются управление распределением и заказами, обслуживание клиентов. При этом потоки должны управляться централизованно, несмотря на подобное разделение функциональных областей. Комплексный подход является основой концепции интегрированной логистики, что предполагает оптимизацию сквозных потоков, проходящих через все базовые области. Общая цель логистической системы задает направление и обуславливает постановку локальных целей и задач для каждой функциональной области [4].


Все функциональные области тесно взаимосвязаны между собой. Полная согласованность деятельности всех трех функциональных областей обеспечивает достижение цели логистики. К примеру, процесс распределения напрямую зависит от колебания спроса на товары (зарождение новых рынков сбыта, ужесточение конкурентной среды, увеличение или спад спроса и т.д.) и в свою очередь влияет на уровень запасов готовой продукции, а это влечет за собой необходимость в корректировке количества выпускаемой продукции. Так как все звенья цепи взаимозависимы, такая корректировка вынуждает изменить количество закупаемого сырья, исходных материалов и других ресурсов, необходимых для обеспечения производства, что влияет на участников процесса снабжения. Поэтому для эффективного функционирования логистической системы необходима строгая координация действий всех ее участников [13].

Так как деятельность функциональных областей подчиняется корпоративной цели системы, сквозное управление логистическими потоками согласовано со структурным делением логистической системы. Локальные задачи организации и контроля внутри составляющих логистической системы оперативно решаются благодаря разделению системы на микро- и макроуровни, так как единичные трансакции так же могут быть объектами практической логистики. Обычно логистическая концепция находит применение в конкретных системах, функционирующих в реально формализованной среде. Причем процесс формирования логистической системы всегда обоснован необходимостью обеспечения и поддержания жизненного цикла продукта, а самое главное – для его производства [12].

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В КОМПАНИИ ПАО «ГАЗ»

2.1 Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности компании ПАО «ГАЗ»

Было сформулировано четыре базовых принципа производственной философии. Они могут быть сформулированы следующим образом:


1) «Думай о заказчике». При этом заказчиком в данном случае является не только конечный потребитель произведенной продукции, но и внутренний заказчик (участок-потребитель, цех-потребитель, а в некоторых случаях даже последующий оператор по отношению к предыдущему). В таком случае поставщик обязывается поставлять продукцию с заданным производителем уровнем качества, в нужной таре, которая исключает перекладку деталей.

2) «Люди – наш самый ценный актив». Компания активно инвестирует свои активы в обучение и повышение квалификации работников, что позитивно влияет на следующие факторы: методы, технологии, оборудование, материалы. Каждый работник чувствует себя вовлеченным в процесс производства и свой вклад в развитие компании, при этом его труд достойно оплачивается.

3) «Кайдзен» - стремление к постоянному совершенствованию при минимальных издержках. В основном реорганизуются рабочие стандарты, такие как организация рабочих мест, качество и последовательность выполнения операций сотрудниками и так далее, что позволяет постоянно совершенствовать производственный процесс. Основная идея Кайдзена: процесс изменений должен быть непрерывной каждодневной работой, даже если кажется, что производство уже работает максимально эффективно.

4) Все решения должны приниматься там, где возникла проблема, а именно на производственной площадке. На производство должны быть направлены все усилия руководства и вспомогательных служб, так как именно там выполняется основная работа предприятия и создается продукция для конечного потребителя. Все основные проблемы решаются именно там, туда внедряются все технологические новшества, там же должны проводиться совещания по анализу причин возникновения и устранения проблем.

Таблица 2.1

Динамика результатов финансовой деятельности ПАО «ГАЗ» за 2015-2017 гг., млн руб.

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Отклонение (+,-)

2016 г. к 2015 г.

2017г. к 2016 г.

Выручка

24 352,6

19 846,4

15 465,3

-4 506,2

-4 381,1

Себестоимость продаж

20 640,2

17 086,4

13 944,3

-3 553,8

-3 142,1

Прибыль от продаж

1 827,7

953,2

-480,4

-874,5

-1 433,6

Прибыль до

налогообложения

454,3

-121,2

150,7

-575,5

272,0

Чистая прибыль

391,7

59,5

66,6

-332,2

7,1