Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Эффективность менеджмента : характеристика, показатели и способы повышения
1.1 Сущность и виды эффективности менеджмента
1.2 Показатели эффективности менеджмента
1.3 Методы повышения эффективности менеджмента
Глава 2 Практические аспекты оценки эффективности менеджмента предприятия
2.1 Анализ различных подходов к определению эффективности менеджмента
-организационно - управленческая - демонстрирует достижение целей управления, выполнение плановых мероприятий;
-социальная - ориентирует на учет удовлетворенности потребителей образовательных услуг.
Эффективным менеджером образования Л. Кравченко называет личность, которая имеет собственное, адекватное социальному видение модернизационных тенденций организации, ориентированная на самопознание и саморазвитие, инновационно и гуманистически настроенная.
К ключевым факторам эффективного труда менеджера образования И. Антипина относит его умение работать в едином, целостном управленческом пространстве, реализовывать согласованные ценности, цели и принципы управления, умение выстраивать публичный диалог с общественностью, раскрывать и учитывать потенциал всех субъектов образования.
Исходя из содержания управленческой деятельности, А. Красиков выделяет четыре блока оценки эффективной работы руководителей образовательных учреждений:
вклад руководителя в достижение целей образовательного учреждения (создание образовательной среды, создание оптимальных условий функционирования учебного заведения, формирование «поддерживающей» организационной культуры);
-особенности стиля управления;
-качество управленческих решений;
-профессионально-значимые качества личности руководителя.
Е. Малеванов, Т. Пуденко, Т. Потемкина, И. Вальдман предлагают перечень критериев и показателей оценки эффективности работы менеджера образования, основанный на «зонах ответственности»: основные результаты деятельности; образовательный процесс, обеспечивающий эти результаты; условия реализации образовательного процесса (кадровые, материальные, финансовые и др.); система управления организацией.
Соответственно, в состав критериев оценки эффективности деятельности авторы относят [15]:
-положительную динамику учебных и внеучебных достижений учащихся с учетом характеристики контингента учащихся;
-эффективность (результативность) воспитательной системы учебного заведения;
-расширение спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом;
-повышение профессионального уровня членов педагогического коллектива;
-развитие материально-технической базы образовательного учреждения;
-создание комфортных условий для участников образовательного процесса;
-открытость и демократизация управления учебным заведением.
К показателям эффективности управленческой деятельности менеджера образования А. Семашко относит способность ставить реальные, адекватные реальным условиям цели, которые соответствуют объективным потребностям организации, социума, региона. В связи с этим, как отмечает автор, оценка эффективности деятельности менеджера образования может быть проанализирована с помощью системы факторов :
- целесообразность и соответствие результатов поставленным целям;
- наличие реальных изменений в социальной, социально-психологической, экономической сфере жизнедеятельности организации, социума, региона;
- экономичность, минимизация затрат ресурсов, времени и сил субъектов образовательного процесса;
- оптимальность, достижение высокого результата в данных условиях при минимальной затрате времени;
- постановка и решение новых, инновационных задач, нахождение их нестандартных решений;
- многообразие задач менеджмента, касающихся практически всех сфер деятельности образовательного учреждения;
- использование технологий, направленных на благо человека;
- отсутствие деформаций в профессиональной управленческой деятельности;
- опора на профессиональный опыт; владение несколькими видами деятельности;
- владение современными знаниями, умениями и навыками в профессиональной управленческой деятельности.
Таким образом, анализируя различные подходы к оценке эффективности управленческой деятельности менеджера образования считаем целесообразным выделить весомые, на наш взгляд, группы критериев.
К первой группе относим критерии, связанные с оценкой профессиональных знаний, умений и навыков, качеств менеджера (творческий подход к делу; инициативность и способность генерировать идеи; лидерские качества, потребность к саморазвитию и самоорганизации; коммуникабельность и чувство успеха; организованность и ответственность) и их соответствия реализованным функциям: уровень и профиль образования, опыт работы, навыки и способности, личные качества и этика поведения, карьера, профессиональный потенциал.
Ко второй группе относим критерии, связанные с оценкой собственно управленческого труда менеджера образования: уровень творчества, уровень разнообразия труда; сложность решаемых задач, доля организационной работы в общем ее объеме; масштаб руководства, уровень риска; трудоемкость и стоимость труда, стиль руководства; культура менеджмента; этика деятельности, методы разрешения конфликтных ситуаций.
К третьей группе критериев относим оценку эффективной деятельности коллектива учебного учреждения, которым руководит менеджер образования, и в частности его результативность с точки зрения качества труда: права и ответственность менеджера в деятельности аппарата управления; самостоятельность деятельности; профессионализм работников и качественное выполнение ими функций; разделение и организация труда, информационное обеспечение; мотивация деятельности, система контроля; оперативность; коммуникабельность; профессиональный рост и профессиональная ответственность; мотивированность; организационная культура; совместимость; социально-психологический климат; направленность коллектива на развитие; информированность и гласность.
Таким образом, эффективность управленческой деятельности менеджера образования - это результативность его деятельности, степень рационального использования им материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Педагогическая, экономическая, организационно-управленческая и социальная составляющие управленческой деятельности менеджера образования обеспечивают эффективность его труда, которую можно оценить, используя три группы критериев: критерии, связанные с оценкой профессиональных знаний, умений и навыков, качеств менеджера; критерии, связанные с оценке собственно управленческого труда менеджера образования; критерии, связанные с оценкой эффективной деятельности коллектива учебного учреждения, которым руководит менеджер образования.
2.2 Оценка эффективности менеджмента предприятия
Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства является совершенствование управления на всех уровнях — народнохозяйственном, отраслевом, региональном, а также на уровне отдельного предприятия. Задача повышения эффективности самого управления становится все более значимой. Управление — важнейший нематериальный актив организации, способный обеспечить как высокие результаты ее деятельности, так и (в случае его неэффективности) потерю конкурентоспособности. В этой связи проблема оценки, диагностики и управления эффективностью менеджмента предприятия является весьма актуальной.
Особую значимость проблема эффективности менеджмента и ее оценки приобретает в сложные периоды экономического развития, например, в кризисные. Приведем результаты исследования, проведенного в 2009 г. международной исследовательской компанией «Ernst & Young», которая была посвящена изучению опыта компаний разных отраслей по преодолению экономического кризиса [1]. В опросе, проведенном компанией, участвовали руководители компаний-клиентов и партнеры указанной организации (более 500 чел.). На его основе было определено 8 основных направлений в области повышения эффективности деятельности и эмпирическая оценка степени их влияния на эффективность деятельности в будущем, а именно (в %):
Переоценка бизнес-модели (76%). Следует заложить в бизнес-модель инновационные принципы, непрерывно оценивая ее соответствие новым экономическим условиям.
Оптимизация охвата рынков (71%). Оптимизация присутствия на рынках разных стран и ассортимента товаров и (или) услуг содействует росту прибыли и снижению рисков.
Оптимизация операционной гибкости (74%). Необходимо повышение оперативности ответных действий организации благодаря обеспечению гибкости структуры и оптимальному использованию ресурсов.
Совершенствование процесса управления рисками (68%). Следует детально изучить совокупность рыночных рисков и разработать надежную комплексную систему внутреннего контроля.
Оптимизация доступа к источникам финансирования и распределения денежных средств (72%). Растущее значение денежных средств в условиях ограниченного финансирования диктует необходимость оптимизации доступа к источникам финансирования и распределения средств для обеспечения большей гибкости и устойчивости финансового состояния компании.
Усиление руководящего состава (68%). Необходимо сформировать и сохранить команду руководителей, способных работать в сложных экономических и организационных условиях, а также обеспечить эффективную расстановку сил.
Ускорение процесса принятия и выполнения решений (71%). Быстрое принятие решений и их реализация позволяют использовать возможности, возникающие на непродолжительное время, и оперативно реагировать на негативные изменения.
Укрепление доверия заинтересованных сторон (61%). Необходимо восстановить и сохранить доверие заинтересованных сторон благодаря обеспечению прозрачности финансовой и нефинансовой информации и совершенствованию процесса коммуникации.
Выделенные направления являются не только сферами, помогающими предприятиям преодолеть кризисные явления, но и целями, направленными на повышение эффективности деятельности в будущем. Как следует из приведенного перечня, все указанные направления развития находятся в плоскости повышения эффективности менеджмента компаний.
Актуальность проблемы оценки, диагностики и управления эффективностью менеджмента предприятия обусловлена также отсутствием единых общепринятых подходов к ее решению. Нет и однозначного определения самого понятия «эффективность менеджмента». Как отмечает Дж. К. Лафта, «эффективность управления представляет собой проблему, имеющую ряд аспектов. Она может быть оценена по степени достижения намеченных организацией целей; по конечным результатам ее деятельности; по качеству и обоснованности планирования; эффективности использования капитальных вложений и т.д. В то же время эффективность управления можно рассматривать в плане деятельности непосредственно управляющей системы с помощью специфических критериев, отражающих результаты ее функционирования. <...> эффективность деятельности системы управления можно определить и оценить не только по таким параметрам, как скорость принятия решений, затраты на их разработку и реализацию, отдача от реализации решений. Эффективность отдельного решения выявляется путем сопоставления планируемых и фактических «входов» и «выходов» и измерения полученной отдачи от решения, т.е. отношения «выходов» к «входу». Эффективность системы управления данной фирмы рассматривается как совокупный экономический эффект от принятых ею решений» [2]. Неоднозначность в понимании приводит к многообразию подходов к оценке эффективности менеджмента.
В общем представлении эффективность менеджмента можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как характеристику достижения результатов (т.е. как «внешний» аспект, или рассмотрение эффективности с точки зрения системы более высокого уровня). Во-вторых, как характеристику внутренней деятельности системы управления, отражающей соотношение между ее «выходами» и «входами» (или в более «узком» смысле — соотношение между результатами управления и затратами на него). При этом следует отметить, что результаты управления можно оценивать как непосредственно (т.е. через характеристики системы управления), так и опосредованно, т.е. через результаты хозяйственной системы в целом. Рассмотрим основные задачи, связанные с оценкой эффективности менеджмента.
Исходной задачей является определение состава показателей, с помощью которых можно оценить эффективность. Решение этой задачи зависит от целей исследования и, соответственно, от того, какая сторона эффективности (внешняя или внутренняя) принята исследователем. Например, при сопоставлении двух управленческих подразделений для определения их стимулирования целесообразно рассматривать вклад этих подразделений в результаты деятельности организации в целом.
При исследовании же полученных результатов и определении направлений совершенствования деятельности данных подразделений необходимо изучить внутренние характеристики эффективности их функционирования. Показатели, используемые при оценках эффективности системы управления, могут быть разбиты на следующие взаимосвязанные группы.
Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление.
Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. К первой группе могут быть отнесены, в частности, показатели производительности и экономичности; ко второй — адаптивность, гибкость, оперативность, надежность и др.
Группа показателей, характеризующих эффективность отдельных подсистем управления (уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности и т. п.).
Второй задачей, связанной с оценкой эффективности является определение критериев.