Файл: Эффективность менеджмента организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-организационно - управленческая - демонстрирует достижение целей управления, выполнение плановых мероприятий;

-социальная - ориентирует на учет удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

Эффективным менеджером образования Л. Кравченко называет личность, которая имеет собственное, адекватное социальному видение модернизационных тенденций организации, ориентированная на самопознание и саморазвитие, инновационно и гуманистически настроенная.

К ключевым факторам эффективного труда менеджера образования И. Антипина относит его умение работать в едином, целостном управленческом пространстве, реализовывать согласованные ценности, цели и принципы управления, умение выстраивать публичный диалог с общественностью, раскрывать и учитывать потенциал всех субъектов образования.

Исходя из содержания управленческой деятельности, А. Красиков выделяет четыре блока оценки эффективной работы руководителей образовательных учреждений:

вклад руководителя в достижение целей образовательного учреждения (создание образовательной среды, создание оптимальных условий функционирования учебного заведения, формирование «поддерживающей» организационной культуры);

-особенности стиля управления;

-качество управленческих решений;

-профессионально-значимые качества личности руководителя.

Е. Малеванов, Т. Пуденко, Т. Потемкина, И. Вальдман предлагают перечень критериев и показателей оценки эффективности работы менеджера образования, основанный на «зонах ответственности»: основные результаты деятельности; образовательный процесс, обеспечивающий эти результаты; условия реализации образовательного процесса (кадровые, материальные, финансовые и др.); система управления организацией.

Соответственно, в состав критериев оценки эффективности деятельности авторы относят [15]:

-положительную динамику учебных и внеучебных достижений учащихся с учетом характеристики контингента учащихся;

-эффективность (результативность) воспитательной системы учебного заведения;

-расширение спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом;

-повышение профессионального уровня членов педагогического коллектива;

-развитие материально-технической базы образовательного учреждения;

-создание комфортных условий для участников образовательного процесса;

-открытость и демократизация управления учебным заведением.


К показателям эффективности управленческой деятельности менеджера образования А. Семашко относит способность ставить реальные, адекватные реальным условиям цели, которые соответствуют объективным потребностям организации, социума, региона. В связи с этим, как отмечает автор, оценка эффективности деятельности менеджера образования может быть проанализирована с помощью системы факторов :

  • целесообразность и соответствие результатов поставленным целям;
  • наличие реальных изменений в социальной, социально-психологической, экономической сфере жизнедеятельности организации, социума, региона;
  • экономичность, минимизация затрат ресурсов, времени и сил субъектов образовательного процесса;
  • оптимальность, достижение высокого результата в данных условиях при минимальной затрате времени;
  • постановка и решение новых, инновационных задач, нахождение их нестандартных решений;
  • многообразие задач менеджмента, касающихся практически всех сфер деятельности образовательного учреждения;
  • использование технологий, направленных на благо человека;
  • отсутствие деформаций в профессиональной управленческой деятельности;
  • опора на профессиональный опыт; владение несколькими видами деятельности;
  • владение современными знаниями, умениями и навыками в профессиональной управленческой деятельности.

Таким образом, анализируя различные подходы к оценке эффективности управленческой деятельности менеджера образования считаем целесообразным выделить весомые, на наш взгляд, группы критериев.

К первой группе относим критерии, связанные с оценкой профессиональных знаний, умений и навыков, качеств менеджера (творческий подход к делу; инициативность и способность генерировать идеи; лидерские качества, потребность к саморазвитию и самоорганизации; коммуникабельность и чувство успеха; организованность и ответственность) и их соответствия реализованным функциям: уровень и профиль образования, опыт работы, навыки и способности, личные качества и этика поведения, карьера, профессиональный потенциал.

Ко второй группе относим критерии, связанные с оценкой собственно управленческого труда менеджера образования: уровень творчества, уровень разнообразия труда; сложность решаемых задач, доля организационной работы в общем ее объеме; масштаб руководства, уровень риска; трудоемкость и стоимость труда, стиль руководства; культура менеджмента; этика деятельности, методы разрешения конфликтных ситуаций.


К третьей группе критериев относим оценку эффективной деятельности коллектива учебного учреждения, которым руководит менеджер образования, и в частности его результативность с точки зрения качества труда: права и ответственность менеджера в деятельности аппарата управления; самостоятельность деятельности; профессионализм работников и качественное выполнение ими функций; разделение и организация труда, информационное обеспечение; мотивация деятельности, система контроля; оперативность; коммуникабельность; профессиональный рост и профессиональная ответственность; мотивированность; организационная культура; совместимость; социально-психологический климат; направленность коллектива на развитие; информированность и гласность.

Таким образом, эффективность управленческой деятельности менеджера образования - это результативность его деятельности, степень рационального использования им материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Педагогическая, экономическая, организационно-управленческая и социальная составляющие управленческой деятельности менеджера образования обеспечивают эффективность его труда, которую можно оценить, используя три группы критериев: критерии, связанные с оценкой профессиональных знаний, умений и навыков, качеств менеджера; критерии, связанные с оценке собственно управленческого труда менеджера образования; критерии, связанные с оценкой эффективной деятельности коллектива учебного учреждения, которым руководит менеджер образования.

2.2 Оценка эффективности менеджмента предприятия

Важнейшим фактором повышения эффективности обще­ственного производства является совершенствование управ­ления на всех уровнях — народнохозяйственном, отраслевом, региональном, а также на уровне отдельного предприятия. За­дача повышения эффективности самого управления становится все более значимой. Управление — важнейший нематериальный актив организации, способный обеспечить как высокие резуль­таты ее деятельности, так и (в случае его неэффективности) потерю конкурентоспособности. В этой связи проблема оцен­ки, диагностики и управления эффективностью менеджмента предприятия является весьма актуальной.

Особую значимость проблема эффективности менеджмен­та и ее оценки приобретает в сложные периоды экономического развития, например, в кризисные. Приведем результаты иссле­дования, проведенного в 2009 г. международной исследова­тельской компанией «Ernst & Young», которая была посвящена изучению опыта компаний разных отраслей по преодолению экономического кризиса [1]. В опросе, проведенном компанией, участвовали руководители компаний-клиентов и партнеры ука­занной организации (более 500 чел.). На его основе было опреде­лено 8 основных направлений в области повышения эффектив­ности деятельности и эмпирическая оценка степени их влияния на эффективность деятельности в будущем, а именно (в %):


Переоценка бизнес-модели (76%). Следует заложить в бизнес-модель инновационные принципы, непрерывно оценивая ее соответствие новым экономическим условиям.

Оптимизация охвата рынков (71%). Оптимизация присутс­твия на рынках разных стран и ассортимента товаров и (или) ус­луг содействует росту прибыли и снижению рисков.

Оптимизация операционной гибкости (74%). Необходи­мо повышение оперативности ответных действий организации благодаря обеспечению гибкости структуры и оптимальному использованию ресурсов.

Совершенствование процесса управления рисками (68%). Следует детально изучить совокупность рыночных рисков и разра­ботать надежную комплексную систему внутреннего контроля.

Оптимизация доступа к источникам финансирования и распределения денежных средств (72%). Растущее значение де­нежных средств в условиях ограниченного финансирования дик­тует необходимость оптимизации доступа к источникам финан­сирования и распределения средств для обеспечения большей гибкости и устойчивости финансового состояния компании.

Усиление руководящего состава (68%). Необходимо сфор­мировать и сохранить команду руководителей, способных рабо­тать в сложных экономических и организационных условиях, а также обеспечить эффективную расстановку сил.

Ускорение процесса принятия и выполнения решений (71%). Быстрое принятие решений и их реализация позволяют ис­пользовать возможности, возникающие на непродолжительное время, и оперативно реагировать на негативные изменения.

Укрепление доверия заинтересованных сторон (61%). Не­обходимо восстановить и сохранить доверие заинтересованных сторон благодаря обеспечению прозрачности финансовой и нефинансовой информации и совершенствованию процесса коммуникации.

Выделенные направления являются не только сферами, помогающими предприятиям преодолеть кризисные явления, но и целями, направленными на повышение эффективности деятельности в будущем. Как следует из приведенного перечня, все указанные направления развития находятся в плоскости по­вышения эффективности менеджмента компаний.

Актуальность проблемы оценки, диагностики и управления эффективностью менеджмента предприятия обусловлена так­же отсутствием единых общепринятых подходов к ее решению. Нет и однозначного определения самого понятия «эффектив­ность менеджмента». Как отмечает Дж. К. Лафта, «эффектив­ность управления представляет собой проблему, имеющую ряд аспектов. Она может быть оценена по степени достижения намеченных организацией целей; по конечным результатам ее деятельности; по качеству и обоснованности планирования; эф­фективности использования капитальных вложений и т.д. В то же время эффективность управления можно рассматривать в плане деятельности непосредственно управляющей системы с помощью специфических критериев, отражающих результаты ее функционирования. <...> эффективность деятельности системы управления можно определить и оценить не только по таким пара­метрам, как скорость принятия решений, затраты на их разработку и реализацию, отдача от реализации решений. Эффективность отдельного решения выявляется путем сопоставления планируе­мых и фактических «входов» и «выходов» и измерения полученной отдачи от решения, т.е. отношения «выходов» к «входу». Эффек­тивность системы управления данной фирмы рассматривается как совокупный экономический эффект от принятых ею реше­ний» [2]. Неоднозначность в понимании приводит к многообразию подходов к оценке эффективности менеджмента.


В общем представлении эффективность менеджмента можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как характе­ристику достижения результатов (т.е. как «внешний» аспект, или рассмотрение эффективности с точки зрения системы более высокого уровня). Во-вторых, как характеристику внутренней деятельности системы управления, отражающей соотношение между ее «выходами» и «входами» (или в более «узком» смыс­ле — соотношение между результатами управления и затратами на него). При этом следует отметить, что результаты управления можно оценивать как непосредственно (т.е. через характерис­тики системы управления), так и опосредованно, т.е. через ре­зультаты хозяйственной системы в целом. Рассмотрим основные задачи, связанные с оценкой эффективности менеджмента.

Исходной задачей является определение состава пока­зателей, с помощью которых можно оценить эффективность. Решение этой задачи зависит от целей исследования и, соот­ветственно, от того, какая сторона эффективности (внешняя или внутренняя) принята исследователем. Например, при сопостав­лении двух управленческих подразделений для определения их стимулирования целесообразно рассматривать вклад этих подразделений в результаты деятельности организации в целом.

При исследовании же полученных результатов и определении направлений совершенствования деятельности данных подраз­делений необходимо изучить внутренние характеристики эф­фективности их функционирования. Показатели, используемые при оценках эффективности системы управления, могут быть разбиты на следующие взаимосвязанные группы.

Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление.

Группа показателей, характеризующих содержание и орга­низацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. При оценке эф­фективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качествен­но. К первой группе могут быть отнесены, в частности, показате­ли производительности и экономичности; ко второй — адаптив­ность, гибкость, оперативность, надежность и др.

Группа показателей, характеризующих эффективность отдельных подсистем управления (уровень централизации фун­кций управления, принятые нормы управляемости, сбалансиро­ванность распределения прав и ответственности и т. п.).

Второй задачей, связанной с оценкой эффективности яв­ляется определение критериев.