Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Эффективность менеджмента : характеристика, показатели и способы повышения
1.1 Сущность и виды эффективности менеджмента
1.2 Показатели эффективности менеджмента
1.3 Методы повышения эффективности менеджмента
Глава 2 Практические аспекты оценки эффективности менеджмента предприятия
2.1 Анализ различных подходов к определению эффективности менеджмента
В обобщенном виде выделяют следующие критерии эффективности менеджмента:
Действенность — степень достижения целей организации.
Экономичность — соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.
Качество—соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.
Прибыльность — соотношение между доходами и суммарными издержками.
Продуктивность — соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и др.), соответствующих данному объему продукции.
Качество трудовой жизни — условия труда работников.
Инновационная активность — внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.
Третья задача — определение подхода к оценке эффективности. Возможны следующие основные подходы:
а) для оценки используются отдельные частные показатели эффективности (например, прибыль, рентабельность, себестоимость, адаптивность, надежность и другие);
б) используется система показателей эффективности, отражающих определенные стороны эффективности;
в) формируются интегральные (обобщающие) показатели эффективности.
Использование интегральных показателей является весьма распространенным способом получения оценок эффективности. При этом применяются различные способы «свертки» показателей — аддитивные, мультипликативные, построенные на основе определения расстояния между сравниваемыми объектами и др. Для измерения входящих в интегральную оценку частных показателей используются различные шкалы. Некоторые показатели (например, прибыль, затраты) измеряются по шкале отношений и имеют обоснованные количественные значения. Другие (например, гибкость, надежность и т. п.), оцениваются экспертным путем в баллах. Могут быть получены и другие интегральные оценки эффективности с помощью порядковой шкалы.
Одним из достаточно плодотворных методов оценки эффективности является оценка на основе динамических нормативов, предложенная в свое время И.М. Сыроежиным и не потерявшая своей актуальности [3]. Автор предложил использовать упорядочивание экономических показателей для моделирования эффективного режима реализации функции системы. Основная идея метода рассмотрена, в частности, в [4]. На основе этого подхода было разработано много конкретных приложений и методик, позволяющих проводить оценку и диагностику эффективности различных систем, в том числе, и систем управления. В ряду публикаций, использующих данную идею, одной из последних является [5], где предпринята попытка ее применения для оценки качества менеджмента. Важнейшей особенностью данного подхода является нормативный характер оценок, т.е. возможность не только оценить фактически сложившуюся эффективность, но и определить ее расхождение по отношению к некоторой нормативной (эталонной) оценке. Это необходимо для управления, в том числе, эффективностью.
Идея нормативности широко используется в системах менеджмента качества, основанных на моделях совершенства, а также различных методиках, которые на них опираются. К таким методикам, в частности, относится, методика оценки качества менеджмента [6]. В этой методике оценка качества менеджмента осуществляется на основе анализа и экспертного оценивания реализации общих функций менеджмента.
Функциональная модель оценки менеджмента основана на шести функциях менеджмента:
Прогнозирование/Планирование;
Организация;
Мотивация;
Контроль;
Координация;
Коммуникация.
Первые пять базовых функций, формирующих систему управления, соответствуют пяти оценочным критериям модели. Шестая функция «коммуникация» является объединяющей и отражает характер взаимосвязей в системе управления. Каждый из пяти критериев модели содержит по пять оценочных категорий. Каждая категория оценивается по 4-х балльной шкале. При данном подходе выделяются 4 зоны анализа:
Эффективная: результативность программы улучшений высока.
Рабочая: большая вероятность улучшения деятельности.
Умеренная: реализация программы улучшений требует детальной подготовки и предварительного анализа коэффициентов.
Проблемная: разработка и реализация программы улучшений должны начинаться только после глубокого изучения неудовлетворительных показателей.
В методике предусматривается реализация принципа непрерывного совершенствования в соответствии с известным циклом Деминга. Это позволяет не только проводить диагностику и оценку качества менеджмента, но и постоянно проводить улучшения в системе управления, направленные на его совершенствование, т.е. осуществлять процесс управления качеством менеджмента.
По мнению авторов, некоторые идеи данного подхода могут быть применены для частичной оценки эффективности менеджмента предприятия (с позиции функций). Однако комплексно оценить эффективность менеджмента возможно лишь с применением всего спектра разнообразных методик, что требует системного подхода к проблеме и существенных затрат времени и средств производства для сбора, анализа, обработки, расчета и презентации данных. Разработка и апробация «универсального» (адаптивного) подхода оценки эффективности менеджмента является сложной задачей для любого предприятия и чем хозяйствующий субъект является более открытой и сложной системой, тем задача становится менее разрешимой.
Заключение
Одной из главных задач менеджмента как системы управления организацией является обеспечение эффективности ее деятельности. Методология оценки организационной эффективности в основном сосредотачивается на оценке показателей внутренней эффективности и, в частности, эффективности системы менеджмента.
Экономическая эффективность менеджмента отражает экономические результаты деятельности организации при определенной системе управления. Ее целесообразно рассматривать в двух аспектах - с одной стороны, экономическая эффективность характеризуется показателями, которые отражают построение и функционирование систем менеджмента, в частности: уровнем автоматизации рабочих мест управленцев, уровнем разработки инструктивного и нормативного материала, общим диапазоном менеджмента, уровень технической вооруженности управленцев и тому подобное. [1, с. 198]
С другой стороны, эффективность систем менеджмента характеризуется показателями, отражающими результаты производственно-хозяйственной деятельности. К таким показателям можно отнести: величину прибыли, себестоимость и объем произведенной продукции, объем реализации продукции, рентабельность производства, фондоемкость, уровень ликвидности, уровень риска, коэффициенты автономии, финансовой устойчивости, маневрирования, оборачиваемости и тому подобное.
Актуальность проблемы оценки, диагностики и управления эффективностью менеджмента предприятия обусловлена также отсутствием единых общепринятых подходов к ее решению. Нет и однозначного определения самого понятия «эффективность менеджмента». Как отмечает Дж. К. Лафта, «эффективность управления представляет собой проблему, имеющую ряд аспектов. Она может быть оценена по степени достижения намеченных организацией целей; по конечным результатам ее деятельности; по качеству и обоснованности планирования; эффективности использования капитальных вложений и т.д. В то же время эффективность управления можно рассматривать в плане деятельности непосредственно управляющей системы с помощью специфических критериев, отражающих результаты ее функционирования. <...> эффективность деятельности системы управления можно определить и оценить не только по таким параметрам, как скорость принятия решений, затраты на их разработку и реализацию, отдача от реализации решений. Эффективность отдельного решения выявляется путем сопоставления планируемых и фактических «входов» и «выходов» и измерения полученной отдачи от решения, т.е. отношения «выходов» к «входу». Эффективность системы управления данной фирмы рассматривается как совокупный экономический эффект от принятых ею решений» [2]. Неоднозначность в понимании приводит к многообразию подходов к оценке эффективности менеджмента.
В общем представлении эффективность менеджмента можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как характеристику достижения результатов (т.е. как «внешний» аспект, или рассмотрение эффективности с точки зрения системы более высокого уровня). Во-вторых, как характеристику внутренней деятельности системы управления, отражающей соотношение между ее «выходами» и «входами» (или в более «узком» смысле — соотношение между результатами управления и затратами на него). При этом следует отметить, что результаты управления можно оценивать как непосредственно (т.е. через характеристики системы управления), так и опосредованно, т.е. через результаты хозяйственной системы в целом. Рассмотрим основные задачи, связанные с оценкой эффективности менеджмента.
Функциональная модель оценки менеджмента основана на шести функциях менеджмента:
Прогнозирование/Планирование;
Организация;
Мотивация;
Контроль;
Координация;
Коммуникация.
При оценке системы менеджмента в организации, следует различать экономическую, организационную и социальную эффективность.
Система оценки эффективности работы менеджеров различных управленческих уровней и функциональных сфер предусматривает:
- определение в контексте общей стратегии организации целей отдельных подразделений и оформление их в виде системы плановых показателей, имеющих числовое измерение и временные ограничения;
- установление экспертным путем значимости каждого показателя в общем их количестве;
- определение высшим руководителем по завершении планового периода степени достижения каждого показателя конкретной структурной единицей, которой руководит менеджер, работу которого оценивают.
Список использованных источников
- Астахова, Н., Москвитин, Г. Теория управления. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2014. – 376 с.
- Боровская, М. Экономика, организация и управление на предприятии. – СПб: Феникс, 2013. - 480 c.
- Бусыгин, А. Эффективный менеджмент. Учебник.– М.: Финпресс, 2011. – 425 с.
- Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М. ИНФРА-М. - 2015. – 346 с.
- Губер, Ю. Е. Организационный менеджмент. – К.: Еврика, 2014. – 203 с.
- Казначевская Г. Менеджмент. – М.: КноРус, 2012. – 240 с.
- Кравченко, К., Мешалкин, В. Управление крупной компанией . - М.: Академический Проект, 2013. – 352 с.
- Макаров, В. Менеджмент : учеб. пособие. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 256 с.
- Немчин, А. М. Производственный менеджмент : учеб.пособие. – СПб : Питер, 2010. - 288 с .
- Таскаева, С. Эффективная организация. – М.: Юнайтед Пресс, 2015. – 192с.
- Тебекин, А. В. Управление персоналом : краткий курс лекций /. - Москва : Юрайт, 2014. - 182 с.
- Фатхутдинов, Р. Производственный менеджмент: учеб. - СПб : Питер, 2014. - 496 с.