Файл: Эффективность менеджмента организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результативность и эффективность управления зависит от системности действий работников функциональных служб и подразделений, от рационального распределения между ними полномочий и обязанностей, от степени совершенства управленческих процедур и тому подобное. Учитывая это, для оценки деятельности работников аппарата управления используют качественные показатели, характеризующие специфику управленческого труда. Часто возникает потребность не только в оценке эффективности всей системы управления, но и в оценке результативности работы отдельных ее работников. Такая оценка позволяет руководству определить их вклад в общие результаты работы предприятия и сделать соответствующие изменения в системе мотивации их труда. Оценивания следует проводить с учетом зоны ответственности каждого менеджера в соответствии с его должностными обязанностями.

Система оценки эффективности работы менеджеров различных управленческих уровней и функциональных сфер предусматривает:

  • определение в контексте общей стратегии организации целей отдельных подразделений и оформления их в виде системы плановых показателей, имеющих числовое измерение и временные ограничения;
  • установление экспертным путем значимости каждого показателя в общем их количестве;
  • определение высшим руководителем по завершении планового периода степени достижения каждого показателя конкретной структурной единицей, которой руководит менеджер, работу которого оценивают;
  • этот показатель может измеряться по пятибалльной шкале - общее максимальное количество баллов, которое может быть набрано менеджером с учетом количества оцениваемых сфер действие.

1.3 Методы повышения эффективности менеджмента

Поскольку эффективность деятельности организации существенно зависит от эффективности менеджмента, одной из главных задач управляющей системы является определение направлений ее повышения. К ним, в частности, относят:

  • повышение квалификации работников управления;
  • обеспечение приемлемого уровня образования;
  • приобретения практического опыта;
  • проведение периодической аттестации. [7, с. 245]

Важным стимулом квалификационного роста управленческого работника и развития его инициативы является систематическое продвижение по службе. Однако менеджер должен твердо знать, что оно будет зависеть от того, как он повышает свою деловую квалификацию, насколько активен в работе.


При оценке значения продвижения менеджера необходимо учитывать, что слишком длительное пребывание его на одной, особенно низовой, должности снижает его интерес к работе.

Одним из факторов, определяющим эффективность работы в управлении, является образование. Работник с более высоким уровнем образования вносит в улучшение экономики своего предприятия больший вклад, ускоряет научно-технический прогресс и широко использует его результаты в производстве.

Руководителям необходим и достаточный практический опыт. Соблюдение этого условия достигается кропотливой деятельностью служб по подбору персонала и служит исходным пунктом в повышении эффективности управленческого труда.

Чтобы поддерживать образование и опыт на приемлемом уровне и превратить в постоянно действующий фактор повышение эффективности труда, необходимо их систематически совершенствовать. Речь идет о системе повышения квалификации работников. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умение и навыки работника в конкретном виде деятельности.

Стимулирующую роль в повышении эффективности труда менеджеров выполняет их периодическая аттестация. Основная цель аттестации - выявить способности того или иного сотрудника, определить степень его вознаграждения. При этом активизируется чувство ответственности, побуждающее его к более полному использованию своих способностей и достижения лучших результатов в работе. Аттестация позволяет более обоснованно решать вопросы по продвижению работников службой. [10, с. 117]

Разумеется, повышение эффективности управленческого труда не ограничивается только рассмотренным направлениям. На нее влияют также совершенствование производственной структуры организации; рациональная организация производства и труда, в том числе управленческого персонала; оптимизация организационной структуры, форм и методов управления; коммуникационных процессов и тому подобное.

В условиях рыночных отношений эффективность управления играет одну из главных ролей в процессе эффективной деятельности предприятия, поэтому правильная организация развития предприятия является одной из основных задач современного менеджмента. Организационные изменения и организационное развитие в организации должны быть направлены на повышение результативности и эффективности менеджмента.

Эффективность менеджмента организации - это общий результат, следствие действий, реализованных в процессе управления функционированием в организации.


Глава 2 Практические аспекты оценки эффективности менеджмента предприятия

2.1 Анализ различных подходов к определению эффективности менеджмента

Различны и взгляды на определение критериев эффективности управленческой деятельности. Некоторые исследователи определяют критерии, которые могут выступать количественными и качественными измерителями менеджмента, другие - оценивают управления через призму конечных показателей деятельности организации.

Так, Ф. Хмель отмечает, что эффективность деятельности менеджера целесообразно осуществлять через общие показатели эффективности организации и показатели, характеризующие эффективность процессов менеджмента в организации.

Т. Евась подчеркивает важность количественных критериев и показателей эффективности управленческого труда: точность, правильность, полнота, пригодность, надежность, ясность, индивидуальность, контролируемость, эффективность. Кроме того, как отмечает автор, эти показатели должны обеспечивать возможность как перевода качественных признаков (научно-технический уровень управления; обоснованность принимаемых решений; достоверность и полнота информации, которой владеют менеджеры, уровень культуры управления и др.) в количественные, так и качественную интерпретацию результатов измерения явления или процесса.

Существуют и взгляды относительно определения эффективности управленческой деятельности через оценку квалификации самого работника. Например, Н. Осадчая считает, что эффективность менеджмента определяется качественным выполнением управленческих функций, обеспечивается наличием у менеджера определенного управленческого потенциала.

Эффективность деятельности руководителя, по мнению В. Журавлева в значительной степени зависит от специальных знаний и умений, В. Лазарева - способности вырабатывать эффективные стратегические решения, что в решающей степени определяется характером опосредования мышления субъекта стратегического планирования.


Ю. Кулюткин называет качества, необходимые руководителю для успешной деятельности: адаптивная мобильность (склонность к творчеству, стремление к непрерывному углублению знаний и к нововведениям, готовность к обоснованному риску, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности, самообладание, предприимчивость, умение обучать других и т. д.); контактность (интерес к людям, общительность, способность располагать к себе людей, понимать и убеждать их, способность видеть себя со стороны, взглянуть на ситуацию глазами собеседника и др.); стрессоустойчивость (самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений, интеллигентность и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях и др.); доминантность (честолюбие, игнорирование авторитетов, стремление к личной независимости и лидерству, самоуважение и высокая самооценка, волевой характер и др.) [9].

И. Гулмагомедов подчеркивает важность лидерских качеств менеджера в повышении эффективности управления организацией.

Таким образом, в теории и практике современного менеджмента освещаются различные аспекты, связанные с повышением эффективности управления организацией, поэтому их можно использовать и в определении эффективности деятельности менеджера в области образования, где организацией выступает образовательное учреждение.

Ведущей целью оценки управленческой деятельности менеджера образования является поиск путей повышения эффективности работы образовательных учреждений и системы образования в целом. Эта цель может быть достигнута только в том случае, если, с одной стороны, каждый менеджер будет наилучшим образом использовать все возможности для формирования образовательной среды, а с другой стороны, если руководящие должности будут занимать достойные, способные, знающие люди [11].

Образовательное учреждение - это сложная самостоятельная система,

характеризующаяся такими свойствами, как: целостность, иерархичность, динамизм, которые зависят от влияния различных внутренних и внешних факторов. Для обеспечения ее эффективного функционирования должна быть создана действенная система управления.

Цель профессиональной деятельности менеджера образования - производительность функционирования учебного заведения. Необходимо, чтобы руководимое им учебное заведение функционировало как единое целое и успешно достигало своей цели и новых результатов. Для этого менеджер образования вынужден постоянно обеспечивать баланс между затратами и полученными эффектами, бороться за достижение наибольшего успеха при минимальных затратах ресурсов: материальных, финансовых, человеческих и информационных.


Роль менеджера образования заключается в обеспечении процесса развития образовательного учреждения, основанного на анализе возможных направлений развития, их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе образовательной деятельности и в системе общественных отношений.

Поскольку менеджер образования является носителем умственного труда, его профессиональная деятельность направлена на: анализ информации о рынке образовательных услуг и возможностей объекта в его пространстве; разработку маркетинговой концепции, поиск и создание инноваций и проектирование будущего состояния развития педагогической системы через генерирование новых идей и постановку более перспективных целей, планирование оптимальных путей их достижения, в частности, через реализацию коммерческих операций; отбор, организацию и стимулирование участников конкретных действий и мероприятий, контроль эффективности их реализации, оценку и самооценку качества полученных результатов.

Управленческий характер всей деятельности руководителя сферы образования делает возможным ее исследование на основе использования основных положений общей теории управления с учетом как специфики объекта управления, так и задач, и личностных характеристик субъекта управления - менеджера образования. Из этого следует, что оценка эффективности управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений является чрезвычайно важной и вместе с тем, мало разработанной и противоречивой проблемой. С одной стороны, возможна оценка эффективности управления по показателям самого управления, т.е. по оценкам качества осуществления педагогического анализа, планирования, организации, контроля и регулирования независимо от конечных результатов деятельности образовательного учреждения как системы или отдельных ее подсистем. С другой стороны, - управление - не самоцель, и его эффективность следует оценивать по динамике педагогических процессов в учебном учреждении и по тому, как осуществляемые преобразования влияют на развитие каждой личности, которая учится или работает в этом учреждении.

В зависимости от видов получаемых результатов, эффектов, А. Ковальчук выделяет виды эффективности управления образовательными учреждениями:

-экономическая - отражает соотношение материально-финансовых ресурсов и полученных результатов, ресурсоемкость образовательной деятельности, затратность мероприятий по ее организации;

-педагогическая - показывает степень достижения целей обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса, результативность применения тех или иных форм, средств, технологий;