Файл: Анализ кейса и обоснование управленческого решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы для психологии управления персоналом отражена в том, что каждая наука имеет свои методы и этапы разработки и реализации управленческих решений. Однако развитие разработки и реализации управленческих решений находится в стадии создания разработки технологий государственного и муниципального управления с учетом специфики различных регионов РФ. Особое значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов разработки и реализации управленческих решений, а также способности к автономии и к самоограничению, как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы управления необходимо создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в государственных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) служб и методов их этапов разработки и реализации управленческих решений.

Объект исследования: особенности психологии принятия управленческих решений.

Предмет исследования: процесс принятия управленческих решений.

Цель курсовой работы: изучение психологии принятия управленческих решений.

Задачи:

1. Изучить сущность управленческих решений;

2. Характеризовать особенности психологии принятия управленческих решении;

4. Проанализировать кейс по психологии принятия управленческого решения.

5. Разработать программу профессионального подбора и подготовки персонала.

Методы исследования: анализ, систематизация, формализация, индуктивные и дедуктивные, обобщение.

Практическая новизна исследования определяется тем, что материалы данной работы могут быть использованы в практике высших общеобразовательных учреждений и подразделениях управления.

Вопрос 1. Психология принятия управленческих решений

1.1. Сущность управленческих решений

Роль и место управленческих решений в организации процесса управления связано с эффективностью деятельности предприятий. Это определяет нужность овладения методами управленческих решений каждым работником аппарата управления.


Разработка эффективных решений в научной литературе описывается, как основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия на рынке, формирования организационных структур, проведения верной кадровой политики и работы по регулированию социально-психологических отношений на предприятиях, а так же создания положительного имиджа [2].

Проблема управленческих решений относятся к ряду междисциплинарных, в виду того, что выбор способа действий - это результат комплексной увязки разных аспектов: информационного; логического; математического; организационного; правового; психологического; технического; экономического.

Управленческие решения выступают способом систематического воздействия управляющей подсистемы на управляемый объект, что в итоге ведет к достижению поставленных целей и задач. Данное обстоятельство разрешает определяющее место управленческих решений в процессе управления [3].

Теория принятия управленческих решений, разработана на основе методов формальной логики, применяется в психологии, менеджменте и имеет предпосылки для большого распространения в других направлениях научного знания и практической деятельности [16].

Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий подход субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии [5].

Исходя из приведенного определения, можно выделить ряд аспектов управленческого решения: организационный, социальный, информационный, психологический, экономический.

Организационный аспект реализуется в организации, как разработка, так и как исполнение управленческого решения. При этом выполняется ряд его функций, таких как направляющая, координирующая и мотивирующая.

Направляющая функция решения проявляется в том, что оно принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятий, конкретизируются в разных задачах. Одновременно решения являются основой для реализации функций управления - планирования, контроля, мотивации персонала. Указанные функции реализуются через альтернативу решений [5].

Координирующая составляющая решений отражается в нужности согласований действий исполнителей в реализации решения в утвержденные сроки и соответствующем качестве.

Мотивирующая функция управленческих решений реализуется через следующую систему:


- Организационные меры (приказы, постановления, распоряжения);

- Социальные оценки (морально-политические факторы трудовой деятельности: самоутверждение личности, творческая самореализация);

- Экономические стимулы (премии, надбавки).

Эффективность метода управленческого решения в значительной степени зависит от выполнения перечисленных функций, как в ходе его подготовки, так и в ходе внедрения. Учитывая, что управленческое решение является реальным инструментом достижения целей.

Принятие решений – это специфический, производственно важный процесс профессиональной деятельности, который направлен на выбор лучшего варианта действий [7].

Разработка плана реализации управленческого решения предусматривает такие действия как распределение реализации решения по исполнителям и их уровню квалификации. Основой успешного решения разных задач, связанных с планированием, является команда, которая работает над проблемой или комплексом задач. В понятии “команда” отражается концепция о достижения людьми, работающими над выполнением управленческого решения, общих целей, обозначенных при постановке задачи и планировании [1].

Таким образом, были сформулированы основные положения сути управленческих решений. Основные проблемы находят свое отражение в том, как получить оценку по отдельным критериям и как жесткость оценки повлияет на общую оценку полезности альтернативы управленческого решения. Методы принятия управленческих решений при разных критериях различаются в способах перехода к единой точке зрения полезности альтернативы. Среди таких методов выделяют: прямые методы, методы компенсации, методы порогов несравнимости, и другие. Распространенно для использования методы многокритериальной оценки альтернатив [13]. Под ограничениями понимаются определенные границы изменения характеристик объекта. Поэтому ограничения могут носить как объективный так субъективный характер. Объективные ограничения, как правило, связаны с факторами внешней среды, а именно техническими, экономическими, политическими, ресурсными и целевыми компонентами микросреды объекта. Ресурсные ограничения могут быть временными или постоянными, так как они связанны с особенностями функционирования организации или предприятия.

1.2. Особенности психологии принятия управленческих решений


Процесс принятия управленческих решений обусловлен интуитивным подходом, который характеризуется следующими чертами: субъект решения держит всю проблему в голове, по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться, возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов, может не соблюдаться последовательность этапов и качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыте лица, принимающего решение. Интуитивный подход не дает хороших результатов, когда опыт менеджера небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Также на качество интуитивных решений может оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей ситуации. Если проблемная ситуация не так очевидна, ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение [22].

Процесс принятия решений можно представить в виде следующих этапов, каждому из которых соответствуют определенные процедуры:

  • постановка проблемы: возникновение новой ситуации, появление проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации;
  • разработка вариантов решений: формулирование требований-ограничений, сбор необходимой информации, разработка возможных вариантов решений;
  • выбор решения: определение критериев выбора; отбор решений, отвечающих критериям, оценка возможных последствий, выбор предпочтительного решения;

организация выполнения решения и его оценка: план реализации выбранного решения; контроль за ходом реализации решения; оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации [20].

Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы менеджера. Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности. На практике этот процесс более сложен и допускает параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений.

Принятие решений – специфический, жизненно важный процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий [15].

Управленческое решение – может быть определено:

во-первых, как осуществляемый субъектом управления (руководителем или коллегиальным органом) логический, эмоционально-психологический, организационно-правовой и социальный процесс, результатом которого является проект каких-либо изменений в организации;


во-вторых, как основной «продукт» (результат) труда руководителей и специалистов, реализующий взаимосвязанные функции управления и содержащий постановку целей (задач), обоснование средств, способов и сроков их достижения [10].

в-третьих, как важнейшая функция руководителя и вместе с тем составная часть деятельности по реализации всех других функций управления (организация и контроль за выполнением управленческих решений). Отсюда процесс принятия и осуществления решений следует рассматривать как «сквозной» и один из важнейших связующих процессов в управлении организацией.

в-четвертых, как процесс установления связи между существующим и желательным состоянием системы (организации), определяемым целями управления [16].

Качество решений, прежде всего, определяется эффективностью управления. Признаками высокого качества управленческих решений могут служить: своевременность, надежность, обоснованность, количественная определенность, результативность, экономичность. В более широком социальном контексте в число критериев качества решений включаются социально-психологические (например, нравственно-психологические последствия и т. п.) [14].

Алгоритм выполнения и контроля принятия решения включает в себя следующие стадии:

Первая стадия – постановка задачи – состоит в анализе ситуации, выявлении необходимости в решении и включает: познание и формулирование проблемы; постановку цели, определение критериев успешного решения. Познание проблемы является необходимым условием ее решения: если проблема не существует для того, кто принимает решение, то принятие решения не состоится.

Стадия выработки решения: как только определены критерии и факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы.

Стадия принятия решения осуществляется субъектом управления – лицом, принимающим решения (ЛПР) [23], то есть руководителем или коллегиальным органом, принимающим управленческие решения. Вершиной в процессе принятия решения является оценка и выбор альтернативы. На этом же этапе осуществляется оформление решения, в т.ч. по необходимости его утверждение или согласование.

Стадия выполнения решений состоит из организации выполнения решения, мониторинга и коррекции, что требует координации усилий многих людей. Менеджер должен стремиться сделать исполнителей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, чтобы наилучшим образом использовать их способности [24].