Файл: Роль мотивации в поведении организации (на примере ООО «Адамант Тур» г. Москва).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты мотивации и стимулирования труда в системе управления организацией
1.1 Сущность мотивации и стимулирования труда
1.2 Основные теории мотивации труда
2 Изучение политики мотивации труда в ООО «Адамант Тур» г. Москва
2.2 Оценка существующей политики мотивации труда в ООО «Адамант Тур»
Таблица 1
Объем и динамика продаж ООО «Адамант Тур»
Показатель |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Отклонение 2018/2016 |
1. Объем продаж всего, ед. |
1825 |
2007 |
2208 |
+383 |
в т.ч. зарубежные туры |
1211 |
1332 |
1466 |
+255 |
- внутренние туры |
520 |
572 |
629 |
+109 |
- экскурсии по городу |
93 |
102 |
112 |
+19 |
2. Объем продаж всего, тыс. руб. |
18949,9 |
21547,1 |
24938,8 |
+5988,9 |
в т.ч. зарубежные туры |
13756,8 |
15896,4 |
18451,3 |
+4694,5 |
- внутренние туры |
3945,7 |
4118,6 |
4777,1 |
+831,4 |
- экскурсии по городу |
1247,4 |
1532,1 |
1710,4 |
+463,0 |
По результатам анализа можно отметить рост показателей продаж, как в натуральном, так и в денежном выражении. Относительный показатель роста в 2018 году по сравнению с 2016г. составил соответственно 21 и 31,6%.
Общую динамику по услугам ООО «Адамант Тур» можно увидеть на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика количества клиентов филиала в г. Москва 2016-2018гг., чел.
Согласно исследованиям, лишь каждый 3-й клиент вновь обращается за покупкой в ООО «Адамант Тур». На это влияют два основных фактора:
- высокая конкуренция;
- ограниченный круг клиентов, ведь туры все и не всегда являются жизненно необходимыми для людей.
Таким образом, ООО «Адамант Тур» - это достаточно конкурентоспособная организация на рынке туристических услуг г. Москва, хотя и с присущими ей некоторыми недостатками. Эти недостатки отчасти связаны с неэффективными решениями кадровых вопросов.
Как известно, эффективное планирование управлением персонала предприятия положительно влияет на результаты деятельности организации благодаря оптимизации использования персонала. Обеспеченность организации работниками изучается путем сопоставления численности сотрудников за отчетный и предыдущие периоды. Данные анализа представим в виде таблицы 2.
Таблица 2
Структура среднесписочной численности персонала ООО «Адамант Тур»
Показатель |
2016г. |
Удель-ный вес, % |
2017 г. |
Удель-ный вес, % |
2018 г. |
Удель-ный вес, % |
Абсолют-ное отклоне-ние 2018 к 2016, чел. |
Измене-ние в структуре 2018 к 2016, % |
Среднесписочная численность персонала, чел. В том числе: |
29 |
100 |
32 |
100 |
35 |
100 |
+6 |
+20,1 |
- руководители |
4 |
13,8 |
4 |
12,5 |
4 |
11,4 |
0 |
-2,4 |
- специалисты и менеджеры |
22 |
75,9 |
25 |
78,1 |
27 |
77,1 |
+5 |
+1,2 |
- обсл.персонал |
3 |
10,3 |
3 |
9,4 |
4 |
11,4 |
+1 |
+1,1 |
Итак, из данных таблицы видно, что среднесписочная численность персонала ООО «Адамант Тур» в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 6 человек. Это произошло за счет увеличения числа специалистов (менеджеров) на 5 человек и появления штатного охранника.
За анализируемый период значительных изменений в структуре персонала не произошло.
Наибольший удельный вес занимают специалисты менеджеры с удельным весом в 2018 году 77,1%, далее руководители и обслуживающий персонал с количеством по 4 человека и удельным весом в 2018г. 11,4%.
Среди работающих в ООО «Адамант Тур» большинство являются дипломированными специалистами. Постепенно уменьшается средний возраст работающих в ООО «Адамант Тур». Руководством предприятия продолжается работа по обновлению руководства и улучшению качественного состава штатов - перемещение и подбор специалистов остается одной из главных задач. Для совершенствования качественного состава работников компании продолжаются действия направленные на привлечение в структурные подразделения молодых специалистов.
Далее проанализируем динамику движения персонала ООО «Адамант Тур», и представим данные в виде таблицы 3.
Таблица 3
Анализ движения персонала ООО «Адамант Тур»
Показатель |
2016г., чел |
2017г., чел. |
2018г., чел. |
Абсолютное отклонение, (+,-) |
Относительное отклонение, % |
||
2018/2017 |
2018/2016 |
2018/2017 |
2018/ 2016 |
||||
1. Среднесписочная численность персонала, чел. |
29 |
32 |
35 |
3 |
6 |
9,38 |
20,69 |
2.Количество принятых сотрудников, чел. |
7 |
5 |
4 |
-1 |
-3 |
-20,00 |
-42,86 |
3.Количество уволенных сотрудников , чел., в том числе |
4 |
2 |
2 |
0 |
-2 |
0,00 |
-50,00 |
- по собственному желанию |
4 |
1 |
1 |
0 |
-3 |
0,00 |
-75,00 |
- за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0,00 |
100,00 |
4.Общее число принятых и уволенных сотрудников |
11 |
7 |
6 |
-1 |
-5 |
-14,29 |
-45,45 |
5.Коэффициент по приему (стр. 2/стр. 1) |
4,14 |
6,4 |
8,75 |
2,35 |
4,61 |
- |
- |
6.Коэффициент по увольнению, (стр3/стр.1) |
0,13 |
0,06 |
0,05 |
-0,01 |
-0,08 |
- |
- |
7.Коэффициент текучести кадров (стр. 3.1+3.2/стр. 1) |
0,13 |
0,06 |
0,05 |
-0,01 |
-0,08 |
- |
- |
8.Коэффициент общего оборота рабочей силы (стр. 4/стр.1) |
0,37 |
0,21 |
0,17 |
-0,04 |
-0,2 |
- |
- |
Из данных таблицы видим, что в ООО «Адамант Тур» наблюдается активное движение персонала. Заметно снижение общего оборота рабочей силы и коэффициента по приему. Снижение данных коэффициентов является следствием политики предприятия по увеличению численности персонала и его возрастному обновлению.
Итак, можно заключить, что ООО «Адамант Тур» имеет достаточно хороший кадровый потенциал, организационная структура построена согласно специфике предприятия и соответствует заявленным требованиям. Профессиональный и должностной состав кадров определен согласно необходимым потребностям предприятия.
2.2 Оценка существующей политики мотивации труда в ООО «Адамант Тур»
Большинство компаний в современных условиях придают должное значение созданию положительной психологической обстановки, а также эффективной системы стимулирования и мотивации. Оценим существующую систему стимулирования труда в ООО «Адамант Тур» г. Москва.
Учитывая, что изучение и оценка морально-психологического климата нередко представляет определенные трудности, то при анализе используются как ответы на прямо поставленный вопрос, так и ответы на вопросы косвенного характера. В связи с этим был выделен комплекс вопросов, необходимых для более объективной оценки мотивации и стимулирования, морально-психологического микроклимата:
- лояльность коллектива к руководителю;
- оценка эффективности руководителя;
- оценка психологического комфорта персонала;
- оценка степени мотивированности коллектива фирмы.
Все подчиненные в большей или меньшей степени отметили следующие основные проблемы, мешающие эффективному руководству Руководителя:
- недостаточное понимание целей организации;
- неумение положительно мотивировать работников;
- неправильное отношение к критике в свой адрес;
- отсутствие навыков делового общения;
- непоследовательность в достижении целей.
Факторы, определяющие общее отношение к Руководителю, стали решающими для оценки деятельности учреждения и соответственно руководителя.
В ООО «Адамант Тур» г. Москва рассчитаем индекс чистой поддержки (NPS). По результатам анкетирования (Приложение 1), разделим сотрудников на 3 группы. Каждая группа показывает определенный тип отношений и определенную модель поведения. И каждая из данных групп требует различных действий со стороны руководителя. Промоутеры (сторонники) - люди, отмечающие, что их жизнь улучшилась в результате взаимодействия с организацией. Пассивные (нейтральные) - люди, которые работают только за то, чтобы им заплатили, и не более того. Это пассивно удовлетворенные работники, они не являются лояльными. Детракторы (критики) - люди, которым не нравится взаимодействие с фирмой.
Например, 5 самых важных факторов, которые влияют на индекс чистой поддержки (NPS), показаны на рисунке 3.
Рис. 3. Факторы, влияющие на индекс NPS в фирме ООО «Адамант Тур»
По результатам анкетирования, баллы распределились следующим образом:
- 9-10 баллов – 36% опрошенных;
- 7-8 баллов – 42%;
- менее 7 баллов – 22% респондентов.
Рассчитаем индекс чистой поддержки (NSP,%).
NSP = КП-КД,
где КП – сотрудники-промоутеры, %;
КД – сотрудники-детракторы, %
NSP = 36-22 = 14%.
Итак, наличие положительного показателя индекса чистой поддержки позволяет говорить о некой лояльности персонала, но при этом 11% (3 человека) персонала – детракторы, которых необходимо или увольнять, или переучивать.
В своей деятельности руководитель использует элементы мотивирования персонала и повышения стимулирования эффективности деятельности подчиненных (рисунок 4).
Рис. 4. Фактические элементы системы мотивации в фирме
При этом, вследствие анкетирования сотрудников фирмы (см. Приложение 2 и 3), были выявлены следующие их текущие мотивационные предпочтения – см. рисунок 5. Было опрошено 30 сотрудников фирмы.
Рис. 5. Структура текущих мотивационных факторов для персонала, %
В результате анкетирования и изучения действующей системы мотивации можно прийти к выводу о частичном учете руководителем фирмы мотивационных факторов в деятельности. Так, используются факторы заработной платы, похвалы от руководителя, премирования, а возможность карьерного роста, отношения с коллегами и самореализация мало учтены.
Результаты анкетирования (см. Приложение 3), полученные вследствие диагностики мотивационной среды (баллы от 1 до 10), представлены в таблице 4.
Выяснилось, что материальное вознаграждение - один из основных мотивов деятельности коллектива (83% голосов), а управленцам более значимым показалось удовлетворение от результатов труда (76%).
Вторым по значимости мотивационным признаком у специалистов фирмы является безопасность и комфорт в работе (59%). Потребность в хорошем отношении коллег выявилась у 48%, а необходимость ощущения уважения со стороны руководителя - у 38%. Избежание ответственности важно для у 24% специалистов.
Таблица 4
Оценка мотивационных признаков
Мотивационные признаки |
Значимые для основного персонала |
Значимые для ключевого персонала |
|||
величина выбора |
средняя оценка |
величина выбора |
средняя оценка |
||
1 |
Материальное вознаграждение |
83,1 |
9,84 |
32,4 |
3,6 |
2 |
Безопасность и комфорт в работе |
58,7 |
7,42 |
55,1 |
7,0 |
3 |
Хорошее отношение коллег |
47,6 |
6,34 |
15,3 |
5,67 |
4 |
Уважение руководителя |
38,2 |
5,75 |
12,74 |
5,0 |
5 |
Карьера |
31,9 |
3,98 |
14,8 |
4,22 |
6 |
Избежание ответственности |
24,3 |
2,47 |
0,98 |
1,0 |
7 |
Самореализация |
15,7 |
5,02 |
13,5 |
4,22 |
8 |
Значимость труда |
6,2 |
4,21 |
55,31 |
8,11 |
9 |
Удовлетворение от результатов труда |
9,7 |
5,84 |
76,51 |
9,78 |
10 |
Возможность творчества в работе |
7,5 |
4,05 |
43,58 |
5,22 |