Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (ООО «Марс»).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
1.1. Понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения
1.2. Диспозиционный и ситуативный контексты совладания
Глава 2. Анализ применения копинг-стратегий на примере ООО «Марс»
2.1. Методы психологической диагностики копинг-поведения
2.2. Исследование стрессовых ситуаций у руководителей ООО «Марс»
2.3. Исследования применения копинг-стратегий руководителями ООО «Марс»
Введение
Актуальность. В современных социально-экономических условиях уровень социальной напряженности, а, следовательно, конфликтности и профессионального стресса, в трудовых коллективах многих организаций является достаточно высоким. Это обусловлено различными экономическими, социальными, демографическими и психологическими причинами. Повышение уровня профессионального стресса практически всех категорий персонала в целом деструктивно влияет на производительность и эффективность труда.
Все это делает актуальным исследование проблем применения копинг-стратегий. Особенности совладания, факторы выбора копинг-стратегий и их эффективность, репертуар преодолевающего поведения в зависимости от диспозиционного и ситуативного контекста — одни из наиболее актуальных тем современных психологических исследований копинга.
Цель работы – оценить эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде.
Задачи работы обусловлены ее целью:
- исследовать понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения;
- рассмотреть эффективность копинг-стратегий;
- исследовать диспозиционный и ситуативный контексты совладания;
- рассмотреть методы психологической диагностики копинг-поведения;
- провести исследование копинг-стратегий руководителей различного уровня в ООО «Марс»;
- разработать рекомендации, направленные на эффективное применение копинг-стратегий.
Объект исследования работы – ООО «Марс».
Предмет исследования – эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде.
В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования – изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение, наблюдение, анкетирование, опрос.
Научно-методической основой работы явились труды известных западных и отечественных ученых в области организационной психологии.
Структура и состав работы подчиняются содержанию поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
1.1. Понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения
Термин «копинг» произошел от английского слова «coping», которое в отечественной психологии переводится как «совладание» и означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. Впервые это понятие было использовано Л. Мерфи в 1962 г. в контексте исследований способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития[1].
Дальнейшее свое развитие проблема копинга получила в концепции психологического стресса Ричарда Лазаруса, который понимал под совладанием поведенческие и когнитивные усилия, предпринимаемые человеком для ослабления влияния стрессовых обстоятельств. В настоящее время понятие копинга используется для изучения поведения личности в любых трудных жизненных ситуациях[2].
Проблема дифференциации ситуативного контекста изучения копинг-поведения усложняется тем, что в современной психологии пока нет единого понимания совладающего поведения и определения копинг-стратегий. Тем не менее, можно выделить ряд общих представлений о совладающем репертуаре личности, то есть разнообразии копинг-стратегий, которое может использовать человек для преодоления возникших трудностей[3].
Основными критериями для систематизации стратегий совладания в зарубежной психологии чаще всего выступают направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, а также их модальность, то есть психологическая сфера, с которой соотносятся стратегии. С точки зрения направленности действий человека рассматриваются стратегии, ориентированные либо на саму ситуацию, либо на себя, либо что-то иное.
Стоящие у истоков изучения проблемы совладания с трудностями Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют так называемые проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии. Первые предполагают рациональный анализ проблемы, построение плана разрешения трудной ситуации и проявляются в самостоятельном анализе случившегося, в обращении за помощью к другим, в поиске дополнительной информации. Вторые касаются, прежде всего, эмоционального реагирования на ситуацию, они не сопровождаются конкретными действиями, поскольку человек пытается не думать о проблеме, стремится забыться во сне, отвлечься от отрицательных эмоций с помощью вкусной еды, алкоголя, музыки или вовлечь других людей в свои переживания[4]. По мнению С. Фолкман и ее коллег, выбор данных двух стратегий детерминирован личностными факторами и влиянием ситуации. Под личностными факторами понимается то, как человек оценивает возникшую угрозу, а ситуационное влияние — это та сфера жизни, в которой он столкнулся со сложной ситуацией[5]. Трудности в профессиональной сфере чаще предполагают выбор проблемно-ориентированных копинг-стратегий. Исследователями подчеркивается роль когнитивного анализа в самом начале столкновения с трудностями. Когда ситуация оценивается человеком как поддающаяся контролю, он использует проблемно-фокусированные стратегии. Если же обстоятельства кажутся ему не поддающимися изменениям, то он прибегает к эмоционально-фокусированным стратегиям или стратегиям избегания[6].
Похожее разделение копинг-стратегий предлагают Р. Моос и Д. Шефер. Они выделяют три типа копинг-стратегий поведения человека в трудной ситуации:
– стратегии, сфокусированные на оценке, то есть установление для себя значения ситуации, понимание происходящих процессов и их возможных последствий;
– стратегии, сфокусированные на проблеме, что выражается в принятии решений и совершении конкретных действий для преодоления трудностей, в том числе и обращение за социальной поддержкой;
– стратегии, сфокусированные на эмоциях, означающие управление эмоциями и чувствами, поддержание эмоционального равновесия[7].
Таким образом, Р. Моос и Д. Шефер в проблемно-ориентированных стратегиях Р. Лазаруса и С. Фолкман выделяют когнитивные и поведенческие действия.
С точки зрения направленности действий по разрешению возникших трудностей широко известна также классификация Дж. Амирхана. Он выделял три группы копинг-стратегий — разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание. Стратегия разрешения проблем означает способность человека к когнитивному анализу проблемы и нахождению путей ее решения[8]. Стратегия поиска социальной поддержки позволяет использовать помощь со стороны других людей для совладания с трудной ситуацией. Стратегия избегания дает возможность человеку снизить уровень стресса, сохранить эмоциональное равновесие[9].
В то же время, по мнению некоторых ученых, важнее обращать внимание не только на направленность совладающих действий, но и на степень их интенсивности — активную или пассивную. Например, Сальваторе Мадди разделяет все стратегии преодоления трудных ситуаций на две группы: жизнестойкое совладание, то есть совладание по активному типу, и пассивное совладание, выражающееся в использовании неконструктивных стратегий[10].
Близка к позиции С. Мадди и классификация адаптивности или дезадаптивности копинг-стратегий.
Э. Фрайденберг рассматривает совладающее поведение в зависимости от успешности разрешения возникших проблем и предлагает три категории копинг-стратегий:
– обращение к другим, которое не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное;
– эффективный копинг, проявляющийся в когнитивном анализе проблемы, сохранении оптимистического настроя;
– неэффективный копинг, выражающийся в стратегии избегания[11].
Наконец, стратегии совладания можно рассмотреть и с точки зрения их модальности, то есть психологической сферы, с которой соотносится стратегия: когнитивная, эмоциональная или поведенческая[12].
Все перечисленные классификации копинг-стратегий так или иначе представлены в российских исследованиях. Тем не менее, на наш взгляд, успешность изучения копингов во многом зависит от создания единой классификации, которая не объединяла бы в себе один или два критерия, а более полным образом смогла отразить весь репертуар совладающих действий личности и снять путаницу в терминологии изучаемых стратегий.
В этой связи в отечественной психологии без заслуженного внимания, по нашему мнению, остается широко используемая в зарубежной психологии наиболее полная систематизация копингов Эллен Скиннер. Под копинг-стратегиями ею понимается то, как индивиды мобилизуют, регулируют, управляют и координируют свои поведенческие и эмоциональные действия, а также ресурсы внимания в трудной ситуации. Э. Скиннер выделяет три характеристики совладающего поведения: эпизодичность, адаптивность и интерактивность, понимаемую как взаимодействие между человеком и средой. Она предприняла попытку классифицировать все многообразие рассматриваемых в психологической литературе копинг-стратегий. Свою классификацию она назвала «семейством копингов» (таблица 1). Оно состоит из двенадцати разделов, каждый из которых имеет свои стратегии, сходные по направленности[13].
По мнению Э. Скиннер и ее коллег, такое детальное разделение копинг-стратегий позволяет повысить уровень эмпирических исследований при оценке совладающего поведения личности.
Таблица 1
Классификация семейства копингов по Э. Скиннер |
|
Семейство копингов |
Стратегии |
1 |
2 |
Решение проблем |
- планирование - инструментальные действия - выработка плана поведения |
Поиск информации |
- изучение - наблюдение - обращение с вопросами к другим |
Беспомощность |
- растерянность - неспособность к когнитивному анализу - когнитивное истощение |
Избегание |
- уход от когнитивного анализа - уход от поведенческих действий - отрицание - мечтательность |
Самоуверенность |
- эмоциональная регуляция - поведенческая регуляция - выражение эмоций - эмоциональный подход |
Поиск поддержки |
- поиск понимания - поиск комфортных условий - поиск инструментальной и духовной поддержки |
Делегирование |
- неадаптивный поиск помощи - недовольство, жалобы - жалость к себе |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Изоляция |
- уход - маскировка - избегание других |
Приспособление |
- отвлечение - когнитивное переосмысление - минимизация действий - принятие |
Сотрудничество |
- переговоры - убеждение - расстановка приоритетов |
Покорность |
- размышления - ригидные персеверации - преобладание назойливых мыслей |
Сопротивление |
- обвинение других - проекция - агрессия |
Сложности с выделением общей классификации копинг-стратегий совладания ставят еще несколько проблем, по поводу которых в настоящее время ведутся дискуссии[14]. Первая проблема касается эффективности совладающего поведения. Вторая относится к диспозиционному или ситуативному характеру выбираемых стратегий. Наконец, третий вопрос лежит в области психологический диагностики копинг-поведения[15].
1.2. Диспозиционный и ситуативный контексты совладания
Диспозиционный или ситуативный характер выбираемых стратегий совладания отражает еще один дискуссионный вопрос в изучении совладающего репертуара личности. Один из подходов к пониманию копинга объясняет его в терминах личностных черт[16]. По мнению представителей данного подхода, поведение человека в той или иной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Свойства личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать схожим образом в преодолении трудностей разного рода. Данный подход не учитывает влияние ситуационных факторов и социального контекста, в котором разворачивается процесс совладания[17].
Этот аспект акцентируется во втором, ситуативном, подходе к копинг-поведению, который рассматривает преодоление в контексте конкретной трудной ситуации, оказывающей влияние на намерения и действия человека. В рамках данного подхода рассматривается модель совладающего поведения Р. Лазаруса и С. Фолкман. Они понимают совладание с жизненными трудностями как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека». Таким образом, совладание рассматривается ими как осознанный ситуационный процесс, имеющий свои динамические характеристики[18].