Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (ООО «Марс»).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
1.1. Понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения
1.2. Диспозиционный и ситуативный контексты совладания
Глава 2. Анализ применения копинг-стратегий на примере ООО «Марс»
2.1. Методы психологической диагностики копинг-поведения
2.2. Исследование стрессовых ситуаций у руководителей ООО «Марс»
2.3. Исследования применения копинг-стратегий руководителями ООО «Марс»
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
39 |
Звоню друзьям, знакомым |
41 |
46 |
13 |
40 |
Стараюсь использовать небольшие перерывы, чтобы немного подремать |
87 |
13 |
- |
Интересно, что также достаточно широко распространен такой «способ отдыха», как волевое усилие для продолжения работы.
Можно констатировать, что большинство сотрудников применяют «на рабочем месте» вполне традиционные способы организации и заполнения микроперерывов в работе. Эффективность данных способов весьма спорна, поскольку сами по себе чаепитие и обмен шутками с коллегами не могут помочь человеку в полной мере отреагировать на негативные эмоциональные состояния, преобразовать свое отношение к неблагоприятным факторам трудовой деятельности (например, к эмоционально насыщенным контактам с клиентами). При этом те способы и средства саморегуляции, которые действительно направлены на оптимизацию текущего функционального состояния (в частности, приемы психологической саморегуляции), применяются работниками крайне редко.
Интересно проанализировать возможную организационную специфику выбора способов и приемов оптимизации функциональных состояний. В таблице 3 представлены данные о наиболее частых и наиболее редких способах регуляции состояния.
Таблица 3
Наиболее и наименее часто используемые средства
оптимизации функциональных состояний во время работы[23]
НАИБОЛЕЕ часто используемые средства |
НАИМЕНЕЕ часто используемые средства |
1 |
2 |
Разговариваю с коллегами, обмениваюсь с ними шутками, обсуждаю с ними что-либо (100%) |
Читаю молитвы (13,2%) |
Делаю небольшие перерывы, чтобы выпить чашечку чая, кофе (97,4%) |
Принимаю алкогольные напитки (15,8%) |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
Слушаю радио, слушаю музыку (73,7%) |
Делаю упражнения дыхательной гимнастики (18,4%) |
Представленные в таблице 3 факты заставляют предположить, что, несмотря на общие особенности приоритетов в выборе способов и приемов саморегуляции функциональных состояний на рабочем месте, есть отличия в типе способов саморегуляции, которые используются реже всего.
Дальнейший статистический анализ позволил выявить и другие отличия в предпочитаемых способах оптимизации состояния на рабочем месте (см. таблицу 4).
Таблица 4
Показатели частоты использования способов оптимизации состояния на рабочем месте[24]
№ |
Способы оптимизации состояния |
Среднее значение |
Использование компьютерных и информационных технологий |
||
20 |
Наведение порядка в компьютерных файлах (без особой необходимости) |
2,00 |
23 |
SMS и электронные письма друзьям |
1,47 |
21 |
Сосредоточение внимания на компьютерных заставках |
1,68 |
29 |
Использование возможностей Интернета |
1,26 |
8 |
Игра на компьютере |
1,29 |
Способы оптимизации «без обращения к коллегам» |
||
37 |
Ругань «про себя» |
2,18 |
15 |
Прослушивание музыки |
2,45 |
4 |
Последовательность действий как ритуал |
1,71 |
17 |
Наблюдение через окно за происходящим на улице |
2,08 |
24 |
Микроперерывы для того, чтобы побыть наедине с собой |
1,61 |
36 |
Приведение в порядок внешнего вида |
1,95 |
12 |
Психологические приемы саморегуляции, релаксации |
1,29 |
27 |
Хождение взад-вперед |
1,42 |
30 |
Перестановка предметов на рабочем столе |
1,58 |
31 |
Мысленное представление себя в приятном для отдыха месте |
1,79 |
Социальные коммуникации |
||
10 |
Разговор на повышенных тонах |
1,63 |
за |
Поход «за компанию» в буфет |
1,47 |
В таблице 4 способы оптимизации функциональных состояний, отличающиеся по частоте предпочтений у сотрудников, сгруппированы по содержательным признакам (использование информационных технологий; способы саморегуляции «наедине с собой», социальные коммуникации).
Дать однозначную интерпретацию полученным сведениям достаточно сложно. Все же можно объяснить различия в обращениях к информационным и компьютерным технологиям. Скорее всего, данные факты связаны с существенными отличиями в возможностях большинства сотрудников использовать компьютер не только как рабочее оборудование, но и как средство саморегуляции состояния. За последние годы компьютер становится привычным объектом не только в профессиональной сфере, но и в жизни в целом. Развитие и широкое внедрение информационных и компьютерных технологий в рабочий процесс и привычное восприятие компьютера как многофункционального средства способствует его использованию для отдыха, восстановления сил и подъема настроения.
2.3. Исследования применения копинг-стратегий руководителями ООО «Марс»
Нами поставлена цель исследования применения копинг-стратегий руководителями ООО «Марс».
Управленческая деятельность руководителя имеет стрессогенный характер. Сложность и многообразие решаемых задач, высокая степень неопределенности, необходимость обработки больших объемов противоречивой информации приводят к росту психической напряженности и обусловливают развитие профессионального стресса. Успешное преодоление и профилактика стресса требуют применения копинг-стратегий, стратегий совладающего поведения, позволяющих руководителям адаптироваться к требованиям ситуации.
Менеджеры высшего уровня ответственны за выработку целей и стратегии организации, координацию деятельности всей компании, ее взаимодействие с внешней средой. Руководители среднего уровня обеспечивают реализацию политики компании, связь высшего руководства с исполнителями, информационный обмен и координацию деятельности различных служб и отделов. Низший уровень менеджмента предусматривает непосредственное взаимодействие с исполнителями производственных заданий и сфокусирован на достижении краткосрочных целей в рамках отдельных структурных подразделений.
Специфика управленческой деятельности на различных организационных уровнях влияет и на специфику «трудных», стрессовых ситуаций. На высших уровнях профессиональный стресс в основном связан с высокой ответственностью и рисками при принятии стратегических решений. Стрессовыми факторами для топ-менеджеров выступают жесткий временной график, интеллектуальные перегрузки, большое количество коммуникаций разного уровня. Для руководителей среднего уровня стрессорами являются высокое разнообразие и сложность профессиональных задач, низкая автономия при их решении, отсутствие ясных перспектив карьерного роста. Стрессовые факторы низшего уровня управления в основном связаны с отсутствием контроля над ситуацией, параметры которой задаются вышестоящими уровнями, с дефицитом времени и необходимостью постоянного переключения между разноплановыми задачами.
Особенности перечисленных стрессоров обусловливают и специфические характеристики копинговых стратегий руководителей различных уровней управления. Выявление стратегий совладающего поведения менеджеров высшего, среднего и низшего звена и стало целью исследования.
Выборку составили четыре группы респондентов по 25 человек, уравненных по полу, возрасту (35–46 лет) и образованию (у всех имелось высшее образование). Три группы были образованы руководителями высшего, среднего и низшего уровней, в четвертую группу вошли рядовые сотрудники; сфера деятельности респондентов – IT-технологии.
Диагностика копинг-стратегий проводилась при помощи следующих методик: 1) Опросник совладания со стрессом (COPE)[25], 2) Проактивное совладающее поведение (PCI)[26], 3) Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (Шкала SACS), 4) Установление различий в использовании стратегий совладающего поведения осуществлялось при помощи t-критерия Стьюдента.
К числу возможных побочных воздействий отнесен индивидуальный опыт переживания стрессовых ситуаций в недавнем прошлом. Для контроля за данной переменной была применена методика «Измерения стрессонаполненности жизни» Т. Холмса и Р. Райха. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что за последний год ни один респондент не пережил значительных психотравмирующих событий и все участники исследования имеют примерно одинаковые показатели сопротивляемости стрессу.
Попарное сравнение выборок по изучаемым параметрам дало возможность выявить следующие закономерности в использовании копинг-стратегий руководителями различных уровней.
Существуют стратегии совладающего поведения, к которым чаще прибегают руководители всех звеньев управления по сравнению с исполнителями. К ним относятся «активное совладание», «планирование», «проактивное преодоление», «рефлексивное преодоление». Перечисленные копинги предполагают, во-первых, когнитивную активность, направленную на представление и осмысление возможных шагов по преодолению стрессовой ситуации, а, кроме того, активные, прямые действия для разрешения трудной ситуации и формирования ресурсов для достижения важных целей. Подобные проблемно-ориентированные копинги исследователи оценивают как более продуктивные, поскольку они позитивно связаны с адаптацией, эффективностью деятельности и здоровьем[27]. Следует подчеркнуть, что чем выше уровень руководителя, тем чаще он прибегает к указанным стратегиям преодолевающего поведения.
В то же время к таким неадаптивным копингам, как «концентрация на эмоциях и их активное выражение», «поведенческий уход от проблем», а также «осторожные действия» и «избегание», руководители уровней обращаются реже, чем рядовые сотрудники. Причем с ростом должностного статуса снижается выраженность указанных стратегий совладающего поведения.
Таким образом, мы можем констатировать, что реализация управленческой деятельности способствует применению активных, проблемно-ориентированных копинг-стратегий, позволяющих лучше справиться с затруднительной, стрессовой ситуацией. Данная направленность именно на активные стратегии совладания обусловлена спецификой управленческой деятельности, предполагающей необходимость принятия решений руководителем и ответственность за выполнение таких решений.
Остановимся более подробно на особенностях стратегий совладающего поведения, присущих руководителям на разных уровнях организационного управления. Полученные результаты представлены в табл. 5.
Таблица 5
Показатели копинг-стратегий у руководителей различных уровней организационного управления (средние значения)
Копинг-стратегия |
Высшее |
Среднее |
Низшее |
1 |
2 |
3 |
4 |
Активное совладание |
15,12 |
14,12 |
13,12 |
Планирование |
15,32 |
14,26 |
13,64 |
Проактивное преодоление |
48,16 |
45,48 |
42,60 |
Стратегическое планирование |
13,88 |
12,12 |
10,88 |
Ассертивные действия |
24,44 |
19,20 |
18,12 |
Использование инструментальной |
9,40 |
11,64 |
11,12 |
Поиск социальной поддержки |
20,28 |
25,16 |
22,64 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
Концентрация на эмоциях и их активное выражение |
6,80 |
7,80 |
8,80 |
Поведенческий уход от проблемы |
5,08 |
5,84 |
6,24 |
Осторожные действия |
17,08 |
20,44 |
21,00 |
Избегание |
12,40 |
12,56 |
14,64 |