Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (ООО «Марс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из табл. 2, руководителям высшего звена в наибольшей мере характерны такие копинги, как «стратегическое планирование», «планирование», «проактивное преодоление», «активное совладание», «ассертивные действия». Различия по этим показателям статистически значимы (t варьировался от 5,677 до 2,078; 0,01 < p < 0,05). Высшие руководители, в наибольшей степени ответственные за выработку кредо организации, ее философию, при возникновении трудностей вынуждены формировать цели, создавать планы, конкретизирующие стратегию и миссию компании. Данная особенность управленческой деятельности топ-менеджеров отражается и на их типичных копинг-стратегиях, предусматривающих выработку обдуманных и обоснованных планов действий. Руководители высшего уровня часто несут личную ответственность за решение сложных проблем, судьбу всей организации. Кроме того, они выступают ролевой моделью в процессе формирования и поддержания организационной культуры. Этим можно объяснить более высокие показатели копингов, характеризующих активное, уверенное поведение в преодолении стрессовых ситуаций (активное совладание, ассертивные действия).

Отметим также, что все значения, приведенные в табл. 2, превышают соответствующие средние показатели, полученные при апробации методик диагностики совладающего поведения и приводимые исследователями в литературе[28]. Данный факт можно трактовать как подтверждающий влияние особенностей управленческой деятельности на специфику копинг-стратегий руководителей.

Если обратиться к анализу копингов руководителей среднего уровня, то можно обнаружить следующее. В деятельности менеджеров среднего уровня по сравнению с другими руководителями чаще актуализируются такие стратегии, как «поиск социальной поддержки» и «использование инструментальной социальной поддержки» (t варьировался от 5,123 до 2,244; 0,01 < p < 0,05). Для руководителей среднего звена особое значение приобретает получение информации, советов и обратной связи от непосредственного социального окружения, поскольку успешная реализация управленческих функций на этом уровне во многом зависит от эффективности информационных потоков и согласованности действий между подразделениями и отделами компании. Обращение к стратегиям социальной поддержки может быть также обусловлено недостаточной степенью самостоятельности в принятии решений и постановке задач.

Стратегии преодолевающего поведения руководителей низшего звена также обнаруживают определенные особенности. По сравнению с вышестоящими менеджерами руководители низового уровня чаще применяют пассивные копинги, в частности «поведенческий уход от проблемы», «осторожные действия», «избегание». Кроме того, менеджеры более низкого статуса активнее используют эмоционально-ориентированные копинги, в том числе «концентрацию на эмоциях и их активное выражение». Различия по этим показателям статистически значимы (t варьировался от 7,122 до 2,190; 0,01 < p < 0,05). Данный факт можно объяснить меньшей свободой действий, которой обладают руководители, находящиеся на низших ступенях организационной иерархии. Их задача – обеспечение оперативного управления и принятие краткосрочных решений, реализующих стратегические и тактические цели, формируемые в высших эшелонах власти. В то же время в исследованиях указывается, что контролируемость – важнейший параметр ситуации, влияющий на эффективность стратегий совладающего поведения. Причем, если проблемно-ориентированные копинги более эффективны в контролируемых ситуациях, то эмоционально-ориентированные – в неконтролируемых.


В целом проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы.

1. Осуществление управленческой деятельности актуализирует активные, проблемно-ориентированные стратегии совладающего поведения.

2. По мере роста должностного статуса и повышения уровня контроля над ситуацией руководители все чаще реализуют копинги, направленные на преобразование стрессовой ситуации.

3. Пассивные и эмоционально-ориентированные копинги более выражены у руководителей низшего уровня.

4. Стратегии поиска социальной поддержки чаще применяются менеджерами среднего звена.

Глава 3. Рекомендации по применению копинг-стратегий

Среди факторов эффективности совладающего поведения можно назвать снижение чувства уязвимости к трудностям, повышение адаптивных возможностей человека, адекватное и гибкое реагирование на изменяющиеся условия. По мнению некоторых исследователей, совладающее поведение не обязательно должно быть всегда активным и конструктивным, иногда оно приобретает пассивные формы ухода от ситуации. Тем не менее, ряд авторов придерживаются точки зрения, что неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность[29].

Многими исследователями стратегия избегания проблем рассматривается как неэффективная. Тем не менее, нужно отметить, что желание уйти от разрешения возникших трудностей в некоторых случаях может быть адаптивной реакцией. Это касается, например, конфликтных ситуаций, когда активное поведение в возникших обстоятельствах может только усугубить ситуацию и привести к еще большим негативным последствиям. Поэтому стратегия избегания также может являться адаптивной. Тем не менее, в случае длительных конфликтов она будет непродуктивной. По мнению К. Накано, применение неадаптивных вариантов копинг-стратегий приводит к избеганию проблем, и они направлены не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения[30].

Более того, очень часто не сами трудные ситуации являются факторами, оказывающими негативное воздействие на психологическое и физическое здоровье человека, а применение неадаптивных, неэффективных стратегий совладания.

Существуют исследования, подтверждающие эффективность использования когнитивных, поведенческих и эмоциональных копинг-стратегий. Например, использование когнитивных стратегий повышает у человека ощущение степени контроля над ситуацией и, как следствие, снижает уровень отрицательных эмоций. Частое использование эмоциональных стратегий связано с увеличением симптомов тревожных и депрессивных состояний. Индивиды, прибегающие к адаптивным поведенческим стратегиям, которые выражаются в активном разрешении проблем, легче адаптируются к меняющимся условиям[31].


Е. И. Рассказова и Т. О. Гордеева отмечают, что к наиболее адаптивным копингам относятся стратегии, направленные непосредственно на разрешение проблемной ситуации[32].

Тем не менее, на наш взгляд, использование эмоциональных стратегий для совладания с трудной ситуацией также может являться эффективной тактикой поведения. В некоторых случаях более правильным оказывается первоначальный эмоциональный ответ на возникшие обстоятельства, позволяющий избавиться от накопившихся негативных эмоций, а уже затем совершение конкретных действий по разрешению трудностей.

Необходимо подчеркнуть, что, хотя выделенные типы копинг-стратегий рассматриваются в основном раздельно, в реальной ситуации они могут переходить друг в друга в зависимости от их актуальности в каждый конкретный момент времени. В самом начале совладания с трудностями, когда человек только сталкивается с проблемой, он мобилизует все свои ресурсы и стремится применять проблемно-ориентированные стратегии. Если же это не приносит ему успеха, может повыситься уровень тревожности, фрустрации, и человек перейдет к эмоционально-ориентированным стратегиям[33].

Нужно отметить, что однозначного решения проблема эффективности совладающего поведения пока не получила. Согласно одной из точек зрения, она обеспечивается одновременным наличием у человека множества стратегий совладания при условии их гибкого применения к различным ситуациям. Вторая точка зрения акцентирует наличие устойчивого совладающего репертуара, отражающего прошлый опыт столкновения человека с трудностями и практически не меняющегося от ситуации к ситуации[34].

Кроме того, важно отметить, что совладающее поведение не может быть оторвано от социального контекста и условий, в котором оно протекает. Мобилизация социальных ресурсов увеличивает эффективность копинг-стратегий[35].

Выводы. На наш взгляд, наиболее эффективным является использование всех стратегий в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими конфликтами, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих обстоятельствах он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях. Это означает, что нет стратегий, которые были бы конструктивны в любых ситуациях, и то, что одна и та же стратегия может быть реализована как эффективно, так и неэффективно[36].


Тем не менее, в некоторых исследованиях установлено, что применение сразу нескольких разных стратегий совладания более эффективно, чем выбор только одной конкретной копинг-стратегии.

Заключение

Копинг (совладание) – это поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. Среди факторов эффективности совладающего поведения можно назвать снижение чувства уязвимости к трудностям, повышение адаптивных возможностей человека, адекватное и гибкое реагирование на изменяющиеся условия.

Совладающее поведение не обязательно должно быть всегда активным и конструктивным, иногда оно приобретает пассивные формы ухода от ситуации. Тем не менее, неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность.

К наиболее адаптивным копингам относятся стратегии, направленные непосредственно на разрешение проблемной ситуации. Однако, использование эмоциональных стратегий для совладания с трудной ситуацией также может являться эффективной тактикой поведения. В некоторых случаях более правильным оказывается первоначальный эмоциональный ответ на возникшие обстоятельства, позволяющий избавиться от накопившихся негативных эмоций, а уже затем совершение конкретных действий по разрешению трудностей.

Практические аспекты применения копинг-стратегий исследованы на базе ООО «Марс». Целью исследования явилось выявление стратегий совладающего поведения менеджеров высшего, среднего и низшего звена и стало целью исследования.

Выборку составили четыре группы респондентов по 25 человек, уравненных по полу, возрасту (35–46 лет) и образованию (у всех имелось высшее образование). Три группы были образованы руководителями высшего, среднего и низшего уровней, в четвертую группу вошли рядовые сотрудники; сфера деятельности респондентов – IT-технологии.

Диагностика копинг-стратегий проводилась при помощи следующих методик: опросник совладания со стрессом (COPE), проактивное совладающее поведение (PCI), 3) стратегии преодоления стрессовых ситуаций (шкала SACS), 4) установление различий в использовании стратегий совладающего поведения осуществлялось при помощи t-критерия Стьюдента.

Исследование позволило сделать следующие выводы:

  • осуществление управленческой деятельности актуализирует активные, проблемно-ориентированные стратегии совладающего поведения;
  • по мере роста должностного статуса и повышения уровня контроля над ситуацией руководители все чаще реализуют копинги, направленные на преобразование стрессовой ситуации;
  • пассивные и эмоционально-ориентированные копинги более выражены у руководителей низшего уровня;
  • стратегии поиска социальной поддержки чаще применяются менеджерами среднего звена.

Наиболее эффективным является использование всех стратегий в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими конфликтами, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих обстоятельствах он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях. Это означает, что нет стратегий, которые были бы конструктивны в любых ситуациях, и то, что одна и та же стратегия может быть реализована как эффективно, так и неэффективно.

Список литературы

  1. Аручиди Н. А. Адаптивные копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида // Академический журнал Западной Сибири. 2012. № 5. С. 8-9.
  2. Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 1. Вып. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/ 2009n1-3/54-belinskaya3
  3. Будницкий А. А., Левкова Е. А. Копинг-стратегии как проблема современной психологии // Научные труды SWorld. 2014. Т. 18. № 1. С. 10-17.
  4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб: Питер, 2009.
  5. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2000.
  6. Малкина-Пых И. Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. 2005. № 12. [Электронный ресурс]. URL: http://magazine. mospsy.ru /nomer 12 /s11.shtml
  7. Процукович Е. П. Взаимосвязь копинг-стратегий с субъективным благополучием // Наука и современность. 2011. № 14. С. 132-136.
  8. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 82–118.
  9. Сухова Е. В. Понятие «копинг-стратегии» и пример асоциальных копинг-стратегий // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 76-83.

Приложение 1

Опросник для выявления стрессогенных ситуаций

Оцените предложенные ситуации по 5-балльной шкале, где 5 баллов – самый высокий уровень стрессогенности ситуации, 1 балл – самый низкий

Ситуация

Оценка стрессогенности

1. Ситуации, связанные с установлением контакта

Необходимость начать разговор с новым человеком

Представление новому человеку

Ответы на вопросы

Ситуация, когда вы понимаете, что у вас недостаточно профессионализма, для того, чтобы установить контакт

Во время установления контакта вы видите, что ваш собеседник не проявляет заинтересованности и инициативы

Вы опоздали на встречу

2. Ситуации, связанные с возражение клиента

Звонок от клиента, с которым не так давно была совершена сделка

Клиент говорит вам, что он недоволен результатами вашей работы

Претензии со стороны клиента

Упреки со стороны клиента

Обвинения со стороны клиента в некомпетентности

Угрозы со стороны клиента

Грубость и несдержанность клиента

Во время общения с клиентом возникает сильный конфликт, который не разрешается до окончания разговора

Ситуация, когда вы понимаете, что из-за вашего непрофессионализма вы подвели клиента

Во время переговоров неверно определены параметры заказа. Заказчик говорит, что ожидал другого

Клиент выявил факт, который вы хотели от него скрыть

3.Ситуации, связанные с выполнением должностных обязанностей

Ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения

Опоздания на работу, отсутствие на рабочем месте, частые
отгулы, нетрезвое состояние сотрудников, с которыми вы совместно работаете

Необходимость делать работу за других без морального и материального вознаграждения

Нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководителя

Сбои в работе из-за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия

Грубость и несдержанность коллег

Вам поручили работу, которую до этого вы не выполняли