Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности....pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Бланк для заполнения участниками исследования

Профессионально важные качества (ПВК)

Сформированные индивидуально (этап 2)

Сформированные подгруппой (этап 3)

Сформированные всеми участниками группы (этап 4)

Ранжирование ПВК (этап 5)

1

2

3

4

5

1

Долго сохранять способность правильно и быстро справляться с возникающими задачами

Возможность правильно решать интеллектуальные задачи

Уровень умственной утомляемости

10

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

2

Не отвлекаться на посторонние
раздражители, даже если они
мешают работе

Способность сохранять достаточный уровень сосредоточенность

Устойчивость работы (к внешним воздействиям)

4

Самооценка на предмет наличия у себя тех или иных ПВК позволяет каждому участнику оценить собственный профессиональный уровень и в дальнейшем осуществлять коррекцию отдельных ПВК, проанализировав для этого варианты собственного поведения в различных ситуациях и отношения к различным условиям.

Заключительная стадия исследований - анализ существующих методик и обоснование их выбора для оценки уровня ПВК. Это осуществлялось на основе изучения профессиограммы профессии оператора газораспределительных станций (раздела, в котором содержится информация о ПВК) и результатов исследования.

2.3. Анализ и обоснование выбора методик, используемых для процедуры профессионального отбора

Методик, оценивающих качества и свойства личности, насчитывается несколько сотен. Предстояло определить, какие из них наиболее подходят для профессионального психологического отбора по профессии оператора газораспределительных станций, являются валидными и надежными.


В научной литературе представлены методики по оценке ПВК, имеющие по большей части упрощенный, общий характер и подходящие для тестирования претендентов на широкий круг профессий, однако не ориентированных на профессиональный психологический отбор операторов газораспределительных станций.

В диссертации М. В. Ивановой[35] для операторов определены 7 основных IIBK, из которых 4 качества — психофизиологические и 3 — личностные (сообразительность, эмоциональная устойчивость, ответственность). Докторская диссертация Е. В. Глебовой[36] также содержит 7 обобщенных ПВК, но уже 5 — психофизиологических (внимание, память, технический интеллект, восприятие размеров — глазомер, вероятностное прогнозирование) и 2 — личностных (эмоциональная устойчивость и ответственность). Личностные ПВК в обоих исследованиях тестировались с помощью многофакторного опросника личности Р. Кеттелла. Аналогичный подход и в диссертации Т. Б. Мельницкой[37] для операторов атомных станций. Т. А. Левашова[38], изучая надежность операторов судовых атомных установок, в качестве IIBK
выделяет: уровень субъективного контроля; нервно-психическую устойчивость; профессиональную мотивацию; продуктивность интеллектуальной деятельности; функции восприятия и внимания; объем и устойчивость оперативной памяти; функциональные возможности центральной нервной системы; уравновешенность нервных процессов. Учитывая опасность и напряженность труда операторов газовых станций, спектр IIBK нуждается в большей детализации.

Профессиональный отбор военнослужащих, как представителей опасных профессий, включает определение уровня нервно-психической устойчивости, психофизиологических показателей, психомоторных качеств и интеллектуальных способностей. Для этого задействованы проективные методики
(таблицы Шульте; перепутанные линии; шкалы приборов) и бланковые (теппинг-тест; тест структуры интеллекта Амтхауэра). Подобный подход к профотбору принят в ФСБ России[39] и в ПАО «Газпром»[40]. Применительно к профотбору операторов газораспределительных станций акцент необходимо делать на результатах деятельностных методик, представляющих психофизиологические возможности респондентов, а не на выводах по самооценке,
показывающих, как хотели бы преподнести себя работодателю претенденты.


Традиционные методики для применения к профессии оператора газораспределительных станций имеют существенные недостатки. Опросник «Человек—машина» позволяет выявить интерес к технике, физическое развитие и состояние здоровья, а также определить усидчивость, внимание, чувство самосохранения, реакцию, выдержку, ответственность, умение сосредоточился при наличии внешних раздражителей. И все это по ответам «Да» или «Нет» на 55 вопросов, таких как: «Вы человек усидчивый?»; «Нравится ли Вам разбираться в устройстве бытовых электроприборов?». Опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) Г. Айзенка содержит 57 вопросов, 24 из которых выявляют экстраверсию — интроверсию, 24 — нейротизм — эмоциональную стабильность. Трактовка этих понятий описывается довольно широко и расплывчато: для экстраверсии характерны тяга к новым впечатлениям, к раскованным формам поведения, повышенная импульсивность, высокая двигательная и речевая активность, общительность, оптимизм. Такую же процедуру используют в личностном опроснике Р. Кеттелла, в Минессотском многофакторном личностном опроснике (MMPI), в тесте субъективной
оценки риска Шуберта и во многих других. Претензии пользователей к опросникам такого рода сводятся к малой ретестовой надежности (характеристике надежности диагностической методики, получаемой путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста) и гомогенности отдельных шкал (малому отличию данных друг от друга), а также низкой воспроизводимости факторов. Для оценок таких качеств личности операторов опасных профессий надо проводить гораздо более доскональное исследование. Нельзя полагаться на данные тестов самооценки, по двум ответам на однозначные вопросы («Да» или «Нет») судить, например, об умении сосредоточиться при наличии внешних раздражителей.

Поэтому, согласно дифференциально-деятельностному подходу[41], учитывая недостатки изложенных выше подходов, В. В. Егоровым, М. Ел-Грейдом подготовлена соответственно для каждого выявленного профессионально значимого психофизиологического качества адекватные компьютерные методики оценки наличия и степени развития этих качеств у кандидатов в операторы.

2.4. Результаты исследования профессионально важных качеств операторов


Представим результаты исследования профессионально важных качеств операторов, проведенных В. В. Егоровым, М. Ел-Грейдом.

Респондентам в ходе проведения исследования были предложены более 50различных формулировок психофизиологических ПВК. После систематизации данных, полученных нами от 30 операторов газораспределительных станций, мы определили статистические результаты по 14 профессионально значимым психофизиологическим качествам операторов.

Далее проверена правильность и значимость выбранных нами 14 качеств, используя в качестве респондентов 20 операторов, работающих в Ливии. Для этого была разработана специальная анкета на русском и арабском языках в виде таблицы, где в произвольном порядке размещены 14 качеств с
соответствующей расшифровкой (дефиницией) для каждого. Операторам из Ливии было предложено оценить и проранжировать качества по степени важности в их работе. Совокупные результаты ранжирования ПВК операторов газораспределительных станций по итогам анкетирования представлены
в табл. 2.

Таблица 2

Перечень ПВК в порядке их значимости

Ранг

Психофизиологические профессионально важные

качества операторов

1

Быстрота реакции (время реакции)

2

Надежность

3

Точность

4

Устойчивость работы (к внешним воздействиям)

5

Способность фокусировать внимание (концентрация)

6

Способность к принятию ситуативных решений

7

Способность к взятию ответственности за собственные решения

8

Способность к формированию динамического образа ситуации

9

Распределение внимания

10

Уровень утомляемости умственной

11

Психологическая стрессоустойчивость

12

Оперативно-динамическая память

13

Способность к выделению главного (опорных точек) в ситуации

14

Интеллектуальная лабильность

Далее подобрали 27 различных тестовых психологических и психофизиологических методик, позволяющих оценить наличие и степень развития
каждого из 14 профессионально значимых качеств личности оператора (табл. 3).

Таблица 3

Соответствие комплекса разработанных компьютерных методик выявленным ПВК операторов


Перечень качеств

Методики исследования

1

2

Быстрота реакции

Оценка времени реагирования на световой сигнал

Оценка точности реагирования в совмещенной деятельности

Надежность

Оценка степени надежности

Точность выполнения рабочих операций

Оценка правильности выполнения и времени сенсомоторных реакций выбора

Оценка реакции на движущийся объект

Оценка воздействия на движущуюся стрелку при достижении ею неподвижной метки

Устойчивость работы (к внешним воздействиям)

Оценка степени концентрации внимания

Оценка простой сенсомоторной реакции на визуальные сигналы

Оценка работоспособности при зрительно-моторной реакции

Способность фокусировать
внимание

Оценка избирательности внимания

Оценка концентрации и устойчивости внимания

Распределение внимания

Оценка произвольности внимания

Оценка переключаемости внимания

Оперативно-динамическая память

Оценка процессов воспроизведения и узнавания

Оценка оперативной памяти

Оценка возможностей оперативно-динамической памяти

Оценка возможностей зрительной кратковременной памяти

Способность к формированию
динамического образа ситуации

Оценка степени устойчивости представлений

Оценка возможности контроля за динамическими процессами в ходе выполнения дополнительных задач

Способность к выделению главного в ситуации

Оценка способности исключить избыточную информацию

Оценка процесса идентификации зрительных стимулов

Психологическая стрессоустойчивость

Оценка степени психологической стрессоустойчивости

Способность к принятию ситуативных решений

Оценка прогностических способностей

Оценка степени индивидуальности восприятия

Продолжение таблицы 2

1

2

Уровень утомляем ости умственной

Оценка способности к решению простых математических задач

Способность к взятию ответственности за собственные решения

Оценка стратегий принимаемых решений

Интеллектуальная лабильность

Оценка способности переключить внимание на решение поступающих задач