Файл: Проблемы использования зарубежного опыта организации государственной службы в современной России  (на примере Германия, США, Венгрия и Польша).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

1.1 Понятие, виды и особенности государственной службы

1.2. Функции и принципы государственной службы

1.3 Система управления государственной службой

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ (ЯПОНИЯ, ГЕРМАНИЯ, США, ФРАНЦИЯ - ЛЮБАЯ СТРАНА)

2.1. Современная модель государственной гражданской службы Германии

2.2. Современная модель государственной гражданской службы в Соединенных Штатах Америки

2.3. Органы государственной службы в странах Восточной Европы (Венгрия, Польша)

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

3.1. Проблемы применения международного опыта государственной службы в Российской Федерации

3.2. Зарубежный опыт организации государственной службы и возможности его адаптации к условиям России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Учитывая исторические корни русской государственной службы, есть основания полагать, что для нашей страны наиболее оптимален вариант системы государственной службы континентального образца (стабильность государственной службы, высокий социальный статус государственного служащего, сложная процедура увольнения). Такой вариант позволил бы сохранить элементы наследственности и стабильности российской государственной службы.

2.3. Органы государственной службы в странах Восточной Европы (Венгрия, Польша)

На протяжении нескольких десятилетий страны Восточной Европы проходили особый путь становления и развития государственной службы. С 1990-х годов в этих странах, как и в России, произошли большие изменения общественного и политического строя. В ходе административных реформ выдвигались приоритеты создания эффективной системы государственного управления, демократизации и децентрализации государственной службы, формирование публичного статуса государственного служащего. Из всех стран Восточной Европы наиболее успешно осуществлены реформы государственной службы в Венгрии и Польше.

В Венгрии высшим органом государственной власти и народного представительства является Государственное собрание. Государственное собрание представляет собой избирательство премьер-министра и прием программ правительства. Правительство отчитывается перед Государственным собранием и систематически отчитывается перед ним.

Министерства Венгрии разделены по отраслям и функциональному назначению. В каждом министерстве работает специальный отдел, занимающийся проблемами стратегического планирования. Координация деятельности в этой области возложена на канцелярию премьер-министра. Канцелярия оказывает помощь премьер-министру в выработке направлений политики, координации деятельности кабинета и министерств, организует заседания кабинета, обнародует и рассылает решения кабинета.

Решения принимаются в два этапа: на первом этапе утверждается концепция, на втором этапе разрабатывается проект нормативного правового акта. На заседании административных статс-секретарей принимается решение о внесении документов в кабинет министров, доработке их или возвращение в профильное министерство. Доработка предложений осуществляется в комитетах кабинета министров.


Особое внимание в Венгрии уделяется процессу обучения государственных служащих. Потому что эта система подготовки государ­ственных служащих утверждена во всех сферах государственного уп­равления: как на уровне министерств государственных учреждений так и в местных органах власти. Государственный служащий обязан знать необходимые начальные навыки для прохождения данной подготовки. Поэтому государственные служащие должны проходить обучение каждые четыре года. Государственные служащие высшего зве­на повышают квалификацию в Венгерском институте государственно­го управления. 

Другим важным компонентом венгерского профессионально-тех­нического образования в области государственного управления являет­ся особая в неакадемическая экзаменационная система, являющаяся основой процесса подготовки государственных служащих. В экзаменационный процесс входят следующие процедуры:

  • каждый государственный служащий обязан сдать основной экзамен по государственному управлению;
  • каждый государственный служащий, занимающий управленческий пост, должен сдать специальный экзамен по государственному управлению.

В 1990-х годах в Польше проводятся административные реформы, направленные на комплексную реконструкцию административных функций. В государственном управлении выделены различные отрасли, которые охватывают основные сектора. Министры несут ответственность за политику и стратегию в отдельных областях, а не за текущее государственное управление. На различных уровнях публичной администрации удалялись сложные административные процедуры.

Главным принципом государственной службы в Польше является прозрачность государственного управления. Отсюда, денежное содержание государственных служащих зависит от результатов их деятельности.

В законодательстве Польши отсутствует единая классификация по чинам и званиям. В пределах отдельных видов государственной службы установлена своя система рангов, чинов и званий. Также здесь выделяют категории лиц, занимающих руководящие государственные должности: Президент Республики, маршал и вице - маршалы Сейма и Сената, Председатель Совета Министров, вице - премьер, Председатель Верховной палаты контроля, Первый Председатель и Председатель Верховного суда, Председатель Польской академии наук и еще более 30 должностей.

На государственной службе Польши установлены категории работников корпуса гражданской службы в зависимости от вида исполняемых обязанностей и задач, а также от квалификации. Утверждены четыре категории: A, B, S, C.


К категории «А» причисляются руководящие должности высшего уровня. На этой категории должны обладать способностями по руководству большими коллективами и навыками принятия управленческих решений, распоряжения финансовыми, материальными и информационными средствами. У них должно быть высшее образование, не менее семи лет трудового стажа, в том числе четыре года на руководящих должностях, знать не менее одного иностранного языка.

 Служащие категории «В» занимают руководящие должности более низкого уровня. Они должны уметь руководить коллективом, управлять финансовыми, материальными и информационными средствами, быть способными к самостоятельной аналитической работе. Необходимыми требованиями для этой категории являются высшее образование и не менее пяти лет трудового стажа.

К категории «S» отнесены должности, требующие специальной профессиональной квалификации либо специальных знаний и наличия высшего образования. К категории «С» относятся лица, способные к исполнению вспомогательной работы при служащих предыдущих категорий. Они должны иметь высшее образование и не менее двух лет трудового стажа либо не менее семи лет стажа при наличии среднего образования. Такая классификация служащих более всего близка к французской модели, также ставящей отнесение к одной из четырех категорий в зависимость от характера выполняемых функций и соответствия квалификационным требованиям.

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

3.1. Проблемы применения международного опыта государственной службы в Российской Федерации

Современный процесс государственной службы Российской Федерации учитывает тенденции развития административных систем в зарубежных странах, и такие, как: достижение качественного уровня исполнения государственными служащими должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг; так и создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу.


Адаптация западного опыта применительно к существующей российской модели государственной службы должна способствовать ее преображение в модель, соответствующую интересам превращения России в сильное демократическое государство.

Первый этап государственной службы России и многих зарубежных стран очень похож и не выходит за рамки финансово-организационной оптимизации традиционной модели государственной службы.

При  разработке построения второго этапа необходим тщательный учет таких особенностей национальной культуры, истории, общественно-политического и финансово-экономического состояния государства, как: особая роль государства в модернизации России; необходимость преодоления издержек бюрократизма; потребность в обеспечении высокого уровня согласия и доверия между гражданами и институтами государства; особая значимость мощной политической роли руководства и высокой законодательной активности государства. Без понимания того, что представляет собой сегодня российское общество, обоснованность выбора модели реформирования будет весьма сомнительной, а ее результативность — проблематичной.

Выбор модели реформирования государственной службы на прямую связан с выбором модели государства, в которой учтены базовые принципы отношений между государством, обществом и рынком. Для России возможности реформирования, базирующегося только на рыночных основаниях, ограничены, впрочем, как и для других стран.

Конкретные методики и техники финансово-бюджетного менеджмента и административного контролирования, опробованные в ходе  в зарубежных странах, могут быть использованы при адаптации существующей отечественной модели государственной службы, важнейшей проблемой изменения которой становится действенный контроль. Он предполагает как внутриорганизационный контроль за бюрократией со стороны государства, так и контроль со стороны общества и за бюрократией по изменению государственной службы и пересмотру своих взаимоотношений с обществом.

В этой связи актуальным представляется создание структуры, наделенной контрольными функциями и, в то же время, представляющей собой максимальное участие граждан в изменение государства и общества. Речь идет о возрождении в модернизированном виде системы контроля, построенного на сочетании  и общественных начал в своей деятельности.

Международный опыт в Российской Федерации предполагает следующее:

1. Управлять ожиданиями. Если рассматривать это с точки зрения реформы государственного управления Россия, то она является страной с ограниченной свободой действия. Доступные реформаторам рычаги воздействия весьма немногочисленны. Отсутствуют традиции единого мощного центрального агентства. Россия представляет собой децентрализованную систему, в рамках которой существует лишь незначительное количество политически нейтральных постоянных управленческих постов старшего звена.


2. Начинать с главного. Для России это указатель на необходимость изменения основных реформ, обеспечивающих основы дисциплины и формальных процедур. Неотложной задачей является создание сильной, юридически оформленной государственной службы. В Российской Федерации принцип профессиональных качеств в кадровой политике не пользуется защитой. Что касается этого и других направлений реформирования, проблема состоит в том, чтобы на первом же этапе уделить внимание на выполнение этих немногих основных реформ.

3. Повышать степень свободы маневра. Здесь нужно разработать ряд принципов в определенных условиях. Здесь определенный набор принципов, которые должны показать убежденность правительства в том, что оно движется в правильном направлении. Проблемы России связаны с инвестициями, которые необходимо будет изыскать для создания возможностей в центральных органах управления (например, в рамках Администрации Президента, Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов и Министерства труда и социального развития). Также крупномасштабный и сложный комплекс мер, который требует отдельного и четкого ресурсного обеспечения.

4. Использовать предоставляющиеся возможности. Страны с относительно низким уровнем свободы маневра обычно не имеют возможностей для осуществления тех или иных реформ. В странах, которые характеризуются относительно низким уровнем свободы маневра, на начальном этапе реформ правительство не давало никаких обещаний в отношении конечных результатов. Одной из главных проблем для России будет являться своевременное обнаружение многообещающих возможностей.

5. Найти единомышленников. Более целесообразно станет если сравнить Россию со странами с относительно сложным институциональным устройством и сложной конституционной системой, особенно с теми странами, где реформы были проведены недавно. Перед Российской Федерацией стоят те же проблемы в области реформ, являющиеся следствием меньшей восприимчивости государственного сектора.

3.2. Зарубежный опыт организации государственной службы и возможности его адаптации к условиям России.