Файл: Проблемы использования зарубежного опыта организации государственной службы в современной России  (на примере Германия, США, Венгрия и Польша).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

1.1 Понятие, виды и особенности государственной службы

1.2. Функции и принципы государственной службы

1.3 Система управления государственной службой

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ (ЯПОНИЯ, ГЕРМАНИЯ, США, ФРАНЦИЯ - ЛЮБАЯ СТРАНА)

2.1. Современная модель государственной гражданской службы Германии

2.2. Современная модель государственной гражданской службы в Соединенных Штатах Америки

2.3. Органы государственной службы в странах Восточной Европы (Венгрия, Польша)

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

3.1. Проблемы применения международного опыта государственной службы в Российской Федерации

3.2. Зарубежный опыт организации государственной службы и возможности его адаптации к условиям России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Повышение качества работы государственного аппарата, даже, несмотря на разнообразие стилей государственного управления, остается проблемой для многих стран.

Подготовка и повышение квалификации персонала - неотъемлемая часть работы с кадрами государственной службы в странах, которая обладает эффективной системой управления государственной службой. Такая эффективность подготовки и повышения квалификации чиновников в большой степени тесно связана с учебными заведениями (университетов, академий, школ, колледжей и пр.) с соответствующими государственными органами.

 Подготовка государственных служащих носит обязательный и непрерывный характер на протяжении всей их карьеры.

 Учитывая нынешнее состояние государственной службы в России, представляется целесообразным позаимствовать некоторые используемые в упомянутых национальных системах подходы к формированию и повышению профессионализма государственных служащих.

Так, опыт Германии подтверждает необходимость:

· обязательного обучения молодых сотрудников, имеющих стаж работы менее двух лет, в целях их интеграции в систему государственной службы вообще и того органа государственного управления, в котором они непосредственно работают.

· непрерывного образования для осуществления успешной служебной карьеры, подтверждения права на замещение более высокой должности (сдача экзаменов по обязательным и факультативным предметам);

· гибкости образовательных программ в системе подготовки и повышения квалификации госслужащих (использование блочно-модульного принципа их построения позволяет быстро приспосабливаться к потребностям текущего периода и эффективно решать актуальные задачи).

 Опыт США в области формирования кадров государственного аппарата показывает продуктивность конкурсного замещения должностей, карьерного продвижения с учетом результатов экзаменов и ежегодной аттестации персонала. Можно использовать и такую специфическую черту американской системы, как двухгодичная (для выпускников вузов) интернатура в органах государственной власти. 

Такая система позволяет, во-первых, повысить квалификацию выпускников, дополнить их теоретические знания практическими навыками и умениями; во-вторых, принимать на государственную службу людей, чувствующих призвание к такого рода деятельности и имеющих к ней способности. Очевидно, что использование элементов зарубежного опыта подготовки и формирования кадров государственной службы могло бы быть полезным и для России.


 Следует рассмотреть следующий вопрос как социальная защищенность служащих как фактор устойчивости государственной службы.

Социальная защита государственных и муниципальных служащих представляет собой систему мер социального характера, направленных на обеспечение исполнения ими должностных обязанностей, охрану их здоровья, создание им достаточного уровня материальной обеспеченности.

Основными сферами социальной защиты государственных (муниципальных) служащих являются:

· охрана труда, возмещение вреда, причиненного здоровью служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

· медицинское и жилищно-бытовое обслуживание;

· пенсионное обеспечение;

· единовременные выплаты.

Условия трудового договора, заключаемого со служащим, должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Государственные (муниципальные) органы обязаны обеспечить соответствующие требования законодательства:

§ об охране труда условия труда каждому служащему;

§ организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания служащих;

§ режим труда и отдыха служащих, установленный законодательством; возмещение вреда, причиненного служащим увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими служебных обязанностей;

§ обучение, инструктаж служащих и проверку знаний ими норм, правил и инструкций по охране труда;

§ обязательное страхование служащих от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на службе.

Законодательство содержит и обязанности служащих по обеспечению охраны труда. Служащий обязан соблюдать:

· нормы, правила и инструкции по охране труда,

· правильно применять средства защиты,

· немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем в государственном или муниципальном органе, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

В законодательстве имеются специальные нормы об охране труда женщин и лиц с пониженной трудоспособностью.

Так государственные и муниципальные органы несут материальную ответственность за причинение вреда здоровью служащих. Медицинское обслуживание государственных и муниципальных служащих осуществляется бесплатно государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Жилищно-бытовое обслуживание служащих в свою очередь состоит в обеспечении их жилыми помещениями, предоставлении им льгот в оплате жилой площади и коммунальных услуг, а также в льготах по проезду на транспорте.


Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” в ст. 15 и 19 закрепил право государственного служащего на получение пенсии за выслугу лет, назначаемой в соответствии с федеральным законом. Пенсию за выслугу лет в настоящее время получают военнослужащие, работники МВД, прокуратуры, налоговой полиции, таможенной службы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так следует отметить, что непременным атрибутом формирования новой российской государственности является становление и развитие института государственной гражданской службы.

Такой институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе военных и правоохранительных, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением военной силы и мер государственного принуждения.

В современной России формирование института государственной службы началась с принятия Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» (утратил силу). Спустя два года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), законодательно оформивший данный институт.

При всех многочисленных нормативных правовых актов с 1990-ых гг, где регулировались вопросы государственной службы, законодательство начало приобретать значительные пробелы. Большинство источников служебного права составляли акты Президента РФ, а также Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Но закон своей задачи не выполнил даже при том что он призванный создать стабильную правовую основу для развития и укрепления государственной службы.

Он не устранил такие угрожающие явления, как неконтролируемый рост управленческого персонала; расцвет бюрократизма, заглушающего рост новых экономических отношений и искажающего социальную политику государства; опасно низкий уровень исполнительной дисциплины и прочее.

Стабильность развития современной России зависит от эффективности систем управления государственной службы.

Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и другие) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Исследование проблем, возникающих в сфере государственной службы, представляет сегодня как практический так и научный интерес.


Следует отметить, что институт государственной службы, во-первых, призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительной властью, а во-вторых – обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения.

В результате этих реформаторских преобразований должно быть достигнуто принципиально другое качество российского государственного аппарата, который должен быть избавлен от накопившихся за предыдущие годы негативных тенденций, зараженности коррупцией, приобрести отлаженность и четкость современного государственного механизма.

В новом законодательстве о государственной гражданской службе Российской Федерации вновь определены государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Что вновь доказывает о потенциальной возможности введения этих должностей в состав государственной гражданской службы.

В результате реформирования не все цели и задачи, которые были поставлены государственной службы достигли. Явной причиной чего явились не корректно подобранный набор инструментов для достижения поставленных целей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М.: РАГС, 2003. – с. 14
  2. Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. 2003. №3.
  3. Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап // Российский юридический журнал. 2003. №3. С. 35 – 40
  4. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «МарТ», 2005
  5. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004.
  6. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление как специальность и система научных знаний: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004
  7. Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. ред. Л.С. Мамут. М., 1995. –84 с.
  8. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Норма, 2002. – 272 с.
  9. Коновалов А.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – с. 115
  10.  Муниципальные реформы и самоуправление: теория, опыт, история. – М., 1996. – 155 с.
  11.   Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.
  12.  Правовые основы деятельности субъектов РФ. – М.: Дело, 2003. – 78 с.
  13.  Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний). М., 1986.
  14.  Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Норма, 2001. – 155 с.
  15.  Эффективность государственного управления. М., 1998.
  16.  http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-36129.html
  17.  http://studopedia.ru/8_38231_gosudarstvennaya-sluzhba-v-germanii.html
  18.  http://www.distanz.ru/feed/lectures/zarubezhnyy-opyt-funktsionirovaniya-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sluzhby_3394